Научные категории истории. Методы исторического исследования.

Научная теории гражданской защиты, как форма общественного сознания, - это определённая система законов, категорий, понятий, представлений, принципов и теоретических положений, объединенных диалектической логикой и используемая в интересах практики совершенствования и развития Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Иными словами, научная теория гражданской защиты - это система знаний, которые при творческом их применении могут быть овеществлены в средствах (техники) и способах действий сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и техносферной безопасности.

Как известно, диалектическая логика – это учение о законах и формах отражения в сознании (мышлении) развития и изменения объективного мира, т.е. учение о закономерностях познания мира.

Её важнейшей установкой является диалектическая концепция развития. Именно она приводит нас к пониманию закономерностей познания процессов развития спасательного дела, исходя из принципов объективности, всесторонности и историзма. В разработке научной теории ГЗ эта концепция диктует правила: «связи следует выводить из фактов», поскольку «диалектика вещей (т.е. практика, опыт) создает диалектику идей» (т.е. теорию).

Интерпретируя это классическое положение методологии научного познания применительно к проблематике нашего занятия, можно сказать, что без фактологии исторического опыта нет и не может быть подлинно научной теории ГЗ.

А поскольку, на наш взгляд, главная, целеполагающая функция научной теории ГЗ состоит в превращении процессов предотвращения, спасения и ликвидации ЧС из эмпирически функционирующих, т.е. сугубо практических, в теоретически осмысленные, то создание в системе МЧС такой теории и будет означать реализацию известного правила материалистической диалектики: «от созерцания (ист. опыт) к абстрактному осмыслению (теория), и от него - к практике».

 

Первый учебный вопрос:

1.1. Научные категории истории.

В переводе с греческого языка, история – это рассказ о прошлом. А ещё древние говорили, что история – это наставница жизни. И действителдьно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, именно в истории пытаются найти ответы на вопросы современности.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

И ещё один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

В.О. Ключевскому принадлежит другой парадоксальный афоризм: «Единственный урок, который нам даёт история, - это то, что история не даёт никаких уроков».

Объясняем смысл этой фразы… Объект истории – прошлое человечества. По поводу предмета истории однозначного мнения нет. Предметом изучения истории может быть любой предмет человеческой деятельности в прошлом. С античных времён сложилась традиция обращать основное внимание на политические события – законотворчество и войны. Античные и средневековые историки изучали деятельность выдающихся личностей – правителей и полководцев. В 19 – 20- ых веках сфера исторического исследования расширилась, в неё были включены изучение социально- экономических процессов, партий, классов, социальных групп, быт людей, менталитет народов. Материалисты считают, что история изучает закономерности развития общества, а главным критерием является производство обществом материальных благ. Этот подход даёт приоритет обществу, а не личности, не людям. Историки, которые стоят на либеральных позициях, убеждены, что предметом изучения истории является человек. Ещё одна точка зрения – предметом истории является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. И это не отличает историю от других гуманитарных наук, изучающих какую- либо одну сторону общественной жизни.