Патофизиологические принципы обезболивания

1. Подавление гиперактивности ноцицептивных нейронов – антиконвульсанты (антиэпилептические средства), блокаторы входа Са в клетку – антагонисты Са.

2. Ликвидация патологической алгической системы и активация антиноцицептической.

3. Воздействие на психоэмоциональные, сосудистые и тканевые компоненты патологической боли.

4. Ликвидировать действие этиологическогофактора.

 

2. Неврозы у человека. Типовые изменения нервных процессов при неврозах (фазовые состояния). Роль типов высшей нервной деятельности в развитии неврозов.

Начиная с середины двадцатого столетия особенно в развитых странах отмечается значительное возрастание числа нервно-пси­хических заболеваний, где ведущим этиологическим фактором является эмоциональное перена­пряжение и сложная цепь социально-экономических причин.

В структуре нервно-психической заболеваемости первое место занимают не­врозы(около 80% всех болезней этой группы), которые могут вызвать развитие ряда соматических заболеваний: ГБ, атеросклероз, ЯБЖиДПК, ИБС, сахарного диабета, различных дерматозов и др.

Понятие неврозвпервые было введено в ме­дицину шотландским врачом Кулленом в 1776 году. В конце XIX века к неврозам стали относить функциональные заболевания нервной системы, при которых в нервной ткани не наблюдается органичес­ких изменений.

И. П. Павлов определил невроз – как состоя­ние, в основе которого лежит нарушение си­лы, подвижности и уравновешенности ос­новных нервных процессов - возбуждения и торможения, а также наруше­ние уравновешенности между первой и вто­рой сигнальными системами, при отсут­ствии психических расстройств.

Различают неврозы первичные(или невротиче­скую болезнь),возникающие под влиянием экзогенных факторов, действующих на цент­ральную нервную систему, и вторичные (симптоматические),возникающие как след­ствие соматической патологии.

Роль типов высшей нервной деятельности в возникновении неврозов. По особенности высшей нервной деятельности (ВНД) и оценивая уровень основных нервных процессов - воз­буждения и торможения, И.П. Павлов выде­лил четыре типа.

Слабый тип характеризуется слабостью обоих процессов: и возбуждения, и тормо­жения – соответствует меланхолическомутипу по Гиппократу.

Сильный неуравновешенный тип относи­тельно слаб процесс торможения, вследст­вие чего представители этого типа характе­ризуются взрывными реакциями, соответствует - холерику.

Сильный уравновешенный подвиж­ный тип – для обоих процессов свойственны и высокая сила, и выраженная уравновешенность, и способность к быст­рой сменяемости, т.е. лучше всех остальных адаптирован к действию раздражителей (сангвиник по Гиппократу).

Сильный уравновешен­ный инертный тип (флегматик - по Гип­пократу) – неспособность к быстрой смене нервных процессов.

Невроз быстрее всего возникает тогда, когда раздражитель действует на наи­более слабое звено нервных процессов.

У особи с сильным неуравнове­шенным типом ВНД, чтобы вызвать невроз у животного тако­го типа, ему необходимо перенапрячь про­цесс торможения. В эксперименте этого можно достичь, дав животному задачу на очень тонкую дифференцировку.

У животного с сильным уравновешен­ным инертным типом ВНД можно вызвать невроз, перенапрягая подвижность нервных процессов, например, быстро чередуя поло­жительный и отрицательный условные раз­дражители при воспроизведении дифференцировки.

У слабого типа невроз инициируется лю­бым, достаточно сильным раздражителем, поскольку у такого объекта одинаково слабы оба процесса - и возбуждение и торможение.

У животного с сильным уравновешенным подвижным типом ВНД вызвать невроз чрез­вычайно трудно - приходится применять сверхсильные раздражители. Интересно, что в лаборатории И. П. Павлова был отмечен случай, когда из-за невозможности вызвать срыв высшей нервной деятельности у животного с сильным уравновешенным подвиж­ным типом ВНД, невроз возник у экспери­ментатора, а животное осталось здоровым. Однако, применяя чрезвычайные раздражи­тели высокой силы, с их быстрой сменой по характеру (положительные и отрицательные), все же можно получить невроз и у этого типа высшей нервной деятельности.