Общества сословные и сословно-представительные
Общество военизированное
Не следует полагать, что военизированные общества складываются только у кочевников или в процессе завоевания чего бы то ни было. Они известны в истории с давних времен. Причем интересны две вещи.
1. Военизированное общество порождает определенный тип монархии — монархию деспотическую, когда монарх — военный вождь.
2. Военизированное общество, вместе с тем, одно из первых обществ, которое заботится (заметно заботится) о достоинстве человека. К развитию этого чувства собственного достоинства подталкивает как раз милитаризм, подталкивает военная надобность. Из замордованных социализмом рабочих, сдающих мотыги на склад, солдаты не получаются категорически. Их, конечно, можно также заставить маршировать и на войну, но их разобьет кто угодно.
Наиболее интересным, хотя и не так часто встречающимся типом милитаризованного общества является народ-войско.
Народ-войско — это орда, монгольская или тюркская, но необязательно только общество кочевников. Народ-войско был в Ассирии, где все свободнорожденные, могущие носить оружие граждане несли воинскую повинность, и были потрясающими солдатами.
Итак, это еще один интересный тип, он встречается у вполне оседлых народов и в рамки цивилизации входит.
Общество сословное появляется относительно поздно. Скорее всего, сословные общества не существовали до выхода на историческую сцену арийцев. Похоже, что это индоевропейское порождение.
Сословием называется такая социальная группа, чьи особые права и обязанности фиксируются обычаем или законом, и наследуются. Наследуются — есть сословная система, не наследуются — нет сословной системы.
Можно еще короче: сословие это социальная группа с наследуемыми правами и обязанностями. Но я предложил вам исчерпывающее определение, чтобы не создавалось впечатления, что сословные права были сословием захвачены. Это продукт общественного созидания.
Сейчас преобладает бессословное общество, но сословные системы были достаточно распространенными. Они распространились далеко за пределы арийского мира не только в процессе расселения первых арийцев, но и просто в процессе этногенеза: рождались новые народы и у них могли быть индоевропейские и неиндоевропейские предки. Но, например, Китай большую часть своей истории сохранял бессословное общество. В семитическом мире даже у ассирийцев настоящей сословной системы не видно.
Сословные общества обладают многими достоинствами.
Во-первых, они порождают сословный тип монархии, закладывая в политическую систему необходимость равновесия между монархией и народом. В той или иной форме воля сословий доводится до сведения монарха, существует механизм. У персидского царя, даже когда он стал царем царей, совет представителей сословий был всегда (совет трех сословий тогдашнего Эраншахра).
Во-вторых, сословные общества надежно структурированы: одно наличие сословий уже гарантирует структурированность общества. Чтобы осуществлять полноценную власть над государством, общество должно быть структурировано. И чем сложнее оно структурировано, тем эффективнее оно осуществляет эту власть. Структурированное общество, как правило, и является обществом свободных граждан.
Вообще-то говоря, права и благосостояние гражданина оберегает любая корпорация, но сословие — готовая, изначальная корпорация. Ведь корпорации (то есть братства, товарищества, трибы, филы, фратрии и так далее) надо формировать, а сословия существуют столько, сколько существует данное общество. Сословия слишком велики, чтобы их считать корпорациями, но определенными чертами корпоративности они обладают: есть внутрисословная солидарность, есть сословное представительство — значит, есть сословные интересы.
В-третьих, что еще более интересно: сословные общества, то есть, первоначально структурированные сообщества, склонны были дальше структурироваться, порождать корпорации, корпоративные отношения. Давая развитую структуру общества, сословное общество прямо шло к обществу гражданскому, которое надо считать другим типом. Но прародитель гражданского общества — сословное общество.
Забегая вперед, замечу, что сословные общества имеют тенденцию порождать составные политические системы (или политии). В сословных обществах в политической системе часто бывают сочетания монархии с демократией, монархии с аристократией, а также трехсоставная полития.
Аристократия не есть принадлежность только сословных обществ, но сословные общества постоянно формируют аристократию, дольше всего ее сохраняют.
В большинстве обществ из сословия в сословие перейти можно было всегда, но в разные исторические эпохи то легче, то труднее.
Например, в эпоху Столетней войны во Франции, чтобы стать дворянином, достаточно было явиться к сеньору на службу и заявить, что у тебя пять поколений благородных предков Вермандуа. Никто б все равно этих благородных Вермандуев искать не стал, ибо сеньор рассуждал просто: «Если правду говорит, значит, я сделал ценное приобретение — ко мне на службу поступает настоящий шевалье. Если врет, но окажется доблестным воином, значит, все равно правду сказал — значит, достоин быть шевалье. Если врет и не достоин, его убьют в первом же бою, ну и пусть». А вот когда непрестанные войны на территории Франции закончились, тогда уже начали составлять соответствующие грамоты и требовать свидетельских подтверждений благородных предков в ряде поколений. И все же эти границы оставались проходимыми.
Сословная система затрудняет не переход из сословия в сословие, а пребывание вне любых сословий, что разумно. Человек в сословном обществе знает, что вывалиться из своего сословия вбок нельзя, можно только вниз — на дно, поэтому вынужден стремиться сохранить себя в рамках сословия. И хотя социальные низы есть в любом обществе, сословное общество за счет своего устройства имеет тенденцию минимизировать их численность.
Таким образом, мы рассмотрели еще одну, очень важную систему.