Научный материализм о сущности сознания

Итак, сознание составляет предмет исследования многих дисциплин как ест-ых так и гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с тз предмета своей науки. Так представителей медико-биологических наук в 1-ю очередь интересует мозг, как орган сознания, его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности чел-ка могут быть приняты на основе наиболее общих универсальных представлений о сознании. Такое общее значение дает философия. На протяжении тысячелетий своего сущ-ия философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания. Ее интересовали всегда вопросы содержания и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. То, как решалась проблемы сознания в истории философии переходит на самостоятельное рассмотрение.

С тз психологии, сознание – это высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. Психика(инстинкты и ассоциации, ощущения и восприятия, представления и чувства) есть широкое понятие, охватывающее как психику животного (биопсихику) так и психику человека.

Человеку св-на также и очеловеченная животная психика – высшая ступень развития биопсихики, обусловленная человеческим образом жизни. Человеческие инстинкты оставаясь биологическими явлениями, в то же время качественно сложнее собственно животных. Инстинктивный акт, поцелуй, - часть врожденного брачного ритуала приматов, произошедший от ритуала кормления.

Ближайшей природной основой психики выступает физиологическая деятельность животных, высшим уровнем которой является высшая нервная деятельность. В психике человека можно выделить собственно человеческую психику (эта прибавка появляется только вместе с человеком, за вычетом очеловеченной биопсихики).

Сознание составляет высши уровень ч-ой психики, и представляет собой триединство Разума, Чувства и Воли.

Разум (интеллект, абстрактное мышление) – отвечает за понимание сущностных сторон внешнего мира и самого человека. Он основывается на ло законах, которые в конечном счете являются отражением связей объективного мира.

Чувства – в состав сознания входят влзвышенные чувства.

Воля – императивная сторона человеческого сознания, побуждающая человека к действиям.

 

Платон (427-347) путём чисто философского размышления сделал величайшее научное открытие. Он установил, что психика (душа) человека состоит из трёх частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духовный мир человека рождается именно его Разумом, его Чувствами и его Волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа. Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум, оторвавшись от земного, слишком забирается в небесные высоты, то Воля осаждает его, возвращая к реальности; когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное, похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь человека) движется в том направление, которое ей указывает воля.

Ведущая роль в системе сознания принадлежит разуму, тк ч-ое сознание и поведение определяется прежде всего пониманием сущностей вещей, событий, потребностей. Однако разум может развиваться только в единстве с чувствами и волей[11].