Интернет-ресурсы по русскому языку.
Проще всего получить доступ ко всему разнообразию ресурсов через специальные порталы. Основных специализированных порталов три:
· портал Федерации Интернет Образования – http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю». Новости об ИиКТ в школьном образовании публикует электронный журнал Федерации Интернет Образования. Обратите внимание на статью А. В. Елисеева и А. В. Могилева «Системы создания мультимедиа презентаций», в которой найдете все необходимое для включения мультимедиа в урок русского языка;
· Российский общеобразовательный портал – http://www.school.edu.ru (владелец – издательство «Просвещение») предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения;
· Портал «Российское образование» - www.edu.ru – позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе.
Помимо образовательных порталов стоит посетить:
· справочно-информационный портал Грамота.ру – http://www.gramota.ru;
· Национальный корпус русского языка – http://www.ruscorpora.ru, необходимый учителю-словеснику и позволяющий реализовать практически все возможности ИКТ в обучении русскому языку. Характеристика корпуса и его описание приводятся непосредственно на сайте.
Методическая подготовка учителя.
Основные способы введения ИиКТ на уроке:
Просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;
· мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении);
· работа с компьютерными тренажерами;
· поиск информации непосредственно в сети (например, поиск значения слова в виртуальном словаре) и т.п.
Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля за результатами деятельности письменные работы, ответы в интерактивном режиме: поиск информации в виртуальном словаре, подбор контекстов из Национального корпуса и т.п. Можно использовать Корпус и для прояснения любых спорных случаев современной русской орфографии и пунктуации (обособления уточняющих членов предложения и т.п.).
Благодаря ИиКТ учитель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам. Учеников, безусловно, заинтересует работа в Интернете, создание гипертекстов, путешествие по корпусам текстов. Используя ИиКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности. Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.