Япония в 1945–1990-е г.

После окончания военных действий на Дальнем Востоке

Япония была оккупирована войсками США, выступавшими от

имени всех союзных держав. Верховная власть перешла в руки

оккупационной армии. В первые годы США были вынуждены

придерживаться принципов Потсдамской декларации (июль

1945 г.), стремились не допустить возрождения угрозы своим

интересам на Тихом океане. Одной из первоочередных задач

считали ослабление своего конкурента, установление не толь-

ко военного и политического, но и экономического контроля.

Смысл преобразований сводился к радикальной перестройке

всей структуры Японии. Была осуществлена серия демократи-

ческих реформ, включая возрождение партий, созыв парла-

мента (апрель 1946 г.) и принятие новой конституции (май

1947 г.), оставлявшей за императором весьма ограниченные

права. Статья 9 отсекала возможность возрождения японского

милитаризма в будущем: Япония отказывалась от войны как

средства решения международных споров. Запрещены фашист-

ские организации, осуждены военные преступники, проведе-

на чистка госаппарата, полиции. Пересмотрена система обра-

зования. Особые меры предусматривали ограничение

возможностей крупнейших монополий (дзайбацу). В 1946 – 1949 г.

была проведена радикальная аграрная реформа. В результате пе-

рераспределения земли в пользу зажиточного крестьянства ус-

корилось развитие капитализма. Эта серия реформ вместе с

реализацией «линии Доджа» (план стабилизации японской эко-

номики) оказалась мощным импульсом для быстрого возрож-

дения побежденной Японии, которая смогла решительно вос-

пользоваться всем тем, что может предоставить для развития

демократизация.

В связи с переориентацией американского курса на Даль-

нем Boстоке целью политики США становится превращение

Японии в основной плацдарм в регионе. После 1947 г. начался

так называемый обратный курс: была развернута антикомму-

нистическая пропаганда, усилилось наступление на рабочее и

демократическое движение, восстанавливались монокапитали-

стический капитал и военная мощь Японии, она использова-

лась как база американской агрессии против Кореи.

Встал вопрос о статусе послевоенной Японии. Проект Сан-

францисского мирного договора (сентябрь 1951 г.) был подго-

товлен США и Англией без учета советских предложений и

принципов Потсдамской декларации (демилитаризация и де-

мократизация Японии). СССР, Польша и Чехословакия отка-

зались его подписать. Договор предусматривал признание Япо-

нией независимости Кореи, отказ от прав на острова Тайвань,

Пэнхуледао и Курильские, на южную часть Сахалина. Однако

умалчивался вопрос о возвращении их СССР КНР, что созда-

ло ряд внешнеполитических проблем в 90-е годы. Ряд других

соглашений и договоров с США, в том числе «договор безо-

пасности», предоставили США право размещать в Японии свои

военные базы и войска (о. Окинава). Они юридически закрепи-

ли военно-политический союз с США, неравноправное поло-

жение в нем Японии и привязанность к их агрессивной поли-

тике. Этим завершался оккупационный период, хотя

американские войска остались. Реакция японцев была неодноз-

начной. Страну охватили массовые протесты.

Американские военные заказы и политика займов и кре-

дитов позволили форсировать развитие экономики. В условиях

войны в Корее (1950 – 1953 г.) поступления от «спецзаказов»

достигли 2,5 млрд. долларов. В 1951 г. по всем областям промыш-

ленности достигнут довоенный уровень, в 1957 г. страна вышла

на первое место по судостроению, к 60-м годам ежегодный

прирост промышленности составил около 20%. Сохранение

сильной эксплуатации трудящихся вызвало с 1954 г. новую форму

борьбы – весенние и осенние выступления рабочего класса.

В 50-е годы внешняя политика Японии была довольно ог-

раниченной. Основной упор делался на развитие внешнеэко-

номических связей. Нарушены традиционные связи с СССР,

КНР и КНДР, резко вырос удельный вес в торговле США. Без

энтузиазма была встречена в Юго-Западной Азии «экономи-

ческая дипломатия» Японии. Важным фактором политической

жизни стали отношения с СССР. Восстановление их в октябре

1956 г. и подписание декларации о прекращении состояния вой-

ны позволили Японии вступить в ООН и создало благоприят-

ные условия для развития многосторонних торгово-экономи-

ческих связей. Основой своей внешней политики Япония

продолжала считать союз с США, это было закреплено новым

«договором безопасности» 1960 г. В 1970 г. он был продлен, и

сфера его действия была расширена за пределы Японии.

К началу 70-х годов Япония стала одной из первых про-

мышленных держав мира. В 1970 г. BНП превысил уровень 1960 г.

в 4,5 раза. Она вышла на первое место в мире по производству

оптики, на второе – по производству электроники, синтволок-

на, автомашин, бытовых электроприборов, на третье – по вы-

плавке стали. Несмотря на кризисные явления 1957, 1965 г., пе-

риод 1957–1973 г. характеризовался значительным ростом

производства. Он был следствием совокупности причин: серия

послевоенных реформ: быстрое обновление основного капита-

ла; расширение внутреннего рынка в результате аграрной ре-

формы; сохранение низкой заработной платы; военные заказы

50–60-х годов; небольшая доля военных расходов (1% от валово-

го национального дохода); многоотраслевая структура концер-

нов; высокая роль государственного регулирования экономики;

низкий уровень зарплаты при высокой производительности тру-

да; трудолюбие работников всех категорий. Особую роль сыграло

использование НТР. Япония не только импортировала новей-

шую технику, но и широко закупала патенты и лицензии на

технологии, экономя тем самым время и средства на научно-

технических исследованиях. В итоге Япония создала второй в мире

по масштабам экономический потенциал. С 1961 г. уже прояви-

лись японо-американские экономические противоречия. Нача-

лась борьба за ограничение наплыва японских товаров на аме-

риканский рынок и за создание более благоприятных условий

для американского экспорта в Японию.

Для японской модели развития характерно полное господ-

ство свободного рынка с конкуренцией частных собственни-

ков. Оно напоминает чуткий барометр, моментально реагиру-

ющий на экономические затруднения и принимающий почти

автоматически меры, необходимые для регулирования рынка.

Не будучи втянутым в экономику через госкапиталистические

предприятия, оно все время держит руку на рычаге хозяйствен-

ного регулирования. Государство перестало быть традиционно-

восточным и стало государством еврокапиталистического типа,

как в Западной Европе или США. Но при этом Япония не по-

теряла своего лица, осталась страной Востока, причем в этом

ее сила и даже преимущество перед Европой (дисциплина тру-

да и отсутствие забастовок при достаточно гармоничном со-

трудничестве труда и капитала).

Политическая система Японии основана на многопартий-

ной парламентарной демократии с сохранением императора в

качестве главы государства. Укрепление сплоченности левых

партий, активизация рабочего движения, нарастание борьбы про-

тив атомного оружия и американских военных баз подтолкнули

буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либе-

рально-демократическая партия (ЛДП), представлявшая интере-

сы монополистического капитала, хотя использовала лозунги со-

здания «государства всеобщего благосостояния». То есть

консервативный лагерь и промышленно-финансовые круги объе-

динились, отказались от западной модели соперничества несколь-

ких буржуазных партий. Тем самым произошло четкое политиче-

ское размежевание. Сложившееся соотношение сил

предопределяло политическую жизнь до начала 90-х годов. Его

главными особенностями были: наличие постоянного большин-

ства в руках ЛДП и обладание оппозиционными (левее центра)

партиями более чем 1/3 депутатских мест в парламенте. Это меша-

ло ЛДП пересмотреть конституцию и изменить политический строй.

В 60-е годы усилилось влияние на рабочих мелкобуржуазных тен-

денций. В 1964 г. выдвинулась партия Комэйто с политикой «спра-

ведливого общества», рассчитанной на мелкобуржуазные слои

города. Это завершило складывание многопартийной системы.

«Нефтяной шок» 1973 г. ускорил наступление экономиче-

ского кризиса 1974–1975 г. Он был порожден обострением

противоречий в результате однобокого быстрого роста эконо-

мики и проявился в неравномерности развития отраслей. Япо-

ния начала крутую перестройку структуры своей экономики:

обеспечение приоритета наукоемких производств и сокраще-

ние энерго- и материалоемких, реконструкция отраслей, пе-

реживавших кризис из-за усиления иностранной конкуренции.

Особенно большие масштабы перестройка приняла в начале

80-х годов, когда возникали отрасли, порожденные прогрес-

сом науки, техники и технологии. Результаты ее позволили Япо-

нии с наименьшими потерями преодолеть серьезный спад про-

изводства во второй половине 80-х годов. Была сконструирована

новая модель управления персоналом, основанная на традици-

онных факторах сплочения японского общества: семья – клан,

групповая психология, жесткая регламентированность межлич-

ностных отношений.

В конце 80-х годов стали проявляться первые признаки кри-

зиса в экономике. Это связано с тем, что в качественно новой

экономике перестали играть положительную роль прежние фак-

торы роста. С конца 1991 г. небывало затяжная депрессия, уже в

1992 г. рост ВНП Японии застопорился, в 1993 г. составлял 0,1%

от 1992 г. С 1994 г. экономическая депрессия переросла в кризис.

Весной 1995 г. безработица составила 3,2% (самая большая с

1953 г.). Структурный кризис 90-х годов обнаружил серьезные

проблемы в обществе: отставание Японии в социальной инф-

раструктуре, снижение конкуренции товаров на мировом рын-

ке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен

на недвижимость, кризис финансовой системы, значительная

зависимость от американской технологии, низкая компьюте-

ризация жизни, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиа-

строение, освоение космоса) и др. Анахронизмами выглядят

закрытость экономики, протекционизм, ориентированность на

консенсус, зарегулированность личной и общественной дея-

тельности. С 1998 г. реализуется комплексный план развития

страны до 2010–2015 г. Он нацелен на повышение роли и зна-

чения страны не только в мировой экономике, но и в мировой

политике.

В ХХI веке Япония остается одним из главных центров силы

современного мира. Она занимает первое место по запасам зо-

лота и валюты. Доход на душу населения превысил 18 тыс. долл. в

год. Япония выпускает более 90% мирового производства видео-

аппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира.

Крупные достижения отражаются на высоком образовательном

уровне: к середине 80-х годов 93% японцев имели полное сред-

нее образование, 40% молодежи до 25 лет – высшее.

Япония является крупнейшим кредитором мира. Покоре-

ние американского рынка в основном завершено, несмотря на

периодическое обострение торговых отношений, и Япония

обратила внимание на рынок ЕС и бывших социалистических

государств Восточной Европы. Постепенно осуществляется пе-

реход от индустриального общества к информационному, в

котором основными ценностями становятся знания.

В политической жизни в начале 70-х годов правящая ЛДП

поощряла милитаристские тенденции, росли военные расходы.

Престиж правительства подрывали факты прямого вмешатель-

ства крупного капитала в избирательную кампанию (дело «Лок-

хид»). В 1978 г. возникла ситуация близкого равенства сил между

правящей партией и коалицией.

В 80–90-е годы продолжалось расширение многопартий-

ной системы, обострилась борьба за избирателей и массовость

партии (ЛДП насчитывала 1,5 млн. членов, в 1983 г. возникло 12

мини-партий). ЛДП выдвинула концепцию «частичной коали-

ции» с целью привлечения центристской оппозиции, все чаще

вынуждена была блокироваться с консерваторами. СПЯ и цен-

тристы встали на путь подготовки коалиционного правитель-

ства, выдвинули проект политической реформы (начало 90-х

годов). В начале 90-х годов японское общество было готово к

появлению «третьей силы». В 1993 г. наступил конец монополии

ЛДП и к власти пришло коалиционное правительство. КПЯ

фактически изолирована, СПЯ являлась участником коалици-

онных правительств с 1993 г., в 1995 г. самораспустилась. С 1996 г.

возвращается к активной политической жизни и входит во все

последующие кабинеты. Во второй половине 90-х годов идет пе-

регруппировка политических сил. Однако несмотря на появле-

ние нескольких новых партий, так и не возникла двухпартийная

система, обеспечено принципиальное партийное соперничество.

Наряду с укреплением коалиционного характера власти налицо

новый политический феномен – формирование японской «сред-

ней политики», что может гарантировать стране устойчивость.

В целом в 90-е годы идет усиление неоконсервативных

настроений, повышается общественный интерес к религии.

Из-за бурных социально-экономических процессов сложил-

ся приоритет интересов собственников. В 80–90-е годы идет

эволюция рабочего и профсоюзного движений на пути к со-

циально-экономическому компромиссу. Налицо тенденция

снижения численности профсоюзов (в 1990 г. – 25,2% наем-

ных работников), сокращение числа трудовых конфликтов.

Внешняя политика в 60-е годы характеризовалась укреп-

лением отношений с США. Однако под влиянием потребнос-

тей экономики проявляла интерес и к развитию связей с раз-

личными странами. В 1967 г. впервые заключено пятилетнее

соглашение о товарообороте с СССР. В 70-е годы главными

задачами было восстановить пошатнувшийся престиж Японии

и расширить зарубежные рынки для японских товаров. Это при-

вело к вспышке антияпонских настроений и обвинений в тор-

говой экспансии. Продолжался курс «многосторонней дипло-

матии»: укрепление союзнических отношений с США,

сдержанность в отношении с СССР, всемерное развитие свя-

зей со странами-членами АСЕАН («доктрина Фукуда»), Ближ-

него и Среднего Востока, сближение с КНР.

На рубеже 70 – 80-х годов утвердился курс на активное

участие в международных делах. Новым стало вовлечение Япо-

нии в военно-морские маневры США. Правительство стало ак-

тивно подчеркивать принадлежность страны к «западному ла-

герю» и АТР, необходимость отдавать приоритет «западной

солидарности», намерение превратить Японию в «непотопляе-

мый авианосец». Это резко изменило отношения между СССР

и Японией: ограничены политические контакты и введены эко-

номические «санкции». Активизировались территориальные

притязания к СССР, которые стали увязываться с обоюдной

торговлей. В середине 70-х годов, опираясь на возросшую эко-

номическую мощь, правительство выдвинуло лозунг: «подве-

дение итогов послевоенной политики». Он был нацелен на пре-

вращение Японии в военную державу. Под давлением массового

движения ЛДП не удалось отменить предел военных расходов –

1% ВНП. В отношениях с СССР начался поворот к «развитию

диалога», но в 1987 г. был прерван.

В 90-е годы Япония уделяет внимание обеспечению безо-

пасности в АТР, энергично осваивает азиатские рынки (про-

рабатывает варианты организации «азиатской зоны свободной

торговли, большое внимание уделяет Китаю и АТР), ищет «но-

вый путь» и новую роль в мире, стала членом СБ ООН, при-

ступила к урегулированию вопроса о более чем 20-ти военных

базах США на ее территории. В отношениях с СССР и Россией

отмечались периоды подъема и спада, в отличие от политико-

дипломатических и военных, экономические отношения раз-

виваются с большим напряжением. Отмечается увязывание их

с решением территориального вопроса. Япония требует воз-

вращения ей островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и остров-

ной гряды Хабомаи, которые, по ее мнению, были незаконно

отторгнуты в 1945 г. Эта проблема до сих пор является главным

препятствием для подписания мирного договора между Япо-

нией и Россией.