Теория исторического развития психических функций человека в ходе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей

Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики

 

1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребно­стей организма и его предметного окружения (актуального наличного или представляемого, которое требуется обнару­жить или создать в ходе деятельности). Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.

2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в объективных связях и отношениях как объективные значе­ния.

3. Смысл действия для человека определяется мотивом деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав ко­торой действие входит.

4. Действие как составляющая деятельности позволяет реализовать предметные связи «организм – среда», с одной стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды – с другой.

5. Реализация любого действия включает совокупность ориентировочных (познавательных), исполнительных и конт­рольных операций. Следует различать: а) приспособительные операции, кото­рые формируются неосознанно, путем приспособления движений к условиям выполнения действия; б) сознатель­ные операции, которые формируются путем автоматиза­ции и объединения действий.

6. В действии на основе ориентировочных операций по­рождается и развивается образ окружающего мира путем ак­тивного «уподобления» движений органов чувств предметно­му окружению. По мере своего формирования образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.

7. Действие по мере своего развития может преобразовы­ваться в нескольких направлениях:

- как процесс, исходно зависящий от актуальной естествен­ной потребности и непосредственного предметного окру­жения, действие может принимать культурные, опосредст­вованные орудиями и знаками формы, приобретая все бо­лее надситуативный характер,

- как составляющая деятельности действие может преобра­зовываться:

а) путем автоматизации в операцию – способ выполне­ния других более сложных действий;

б) путем приобретения личностного смысла для субъек­та («осознаваемый мотив-цель») – в самостоятельную деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

- как активный, живой, протекающий в предметной среде процесс внешнее практическое действие может преобра­зовываться в действие «идеальное», протекающее во внут­реннем, умственном плане сознания.

 

 

В работах А.Н. Леонтьева теоретически развивается те­зис об общественно-исторических (культурно-историче­ских) закономерностях формирования и развития психиче­ских функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психоло­гической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной со­вместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных ти­пов и видов человеческих действий с их последующим вы­делением в самостоятельные типы деятельностей.

1. Деятельность – это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществ­ляется жизнь каждого нового поколения людей. Общественно-исторический опыт исходно порождается в процессах развития человеческих действий и деятельностей и фиксируется в форме объективных значений в про­дуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах. В процессах усложнения действий и деятельностей у каж­дого поколения людей совершенствуется система значе­ний, частичное присвоение которых каждым человеком образует индивидуальный психический образ мира. Психический образ мира вторично выступает ориентиро­вочной основой для организации все более эффективных действий и деятельностей.

2. Исторически первична совместная практическая деяте­льность, где имеется общий мотив для всех участников дея­тельности и общие цели действий. Общение между субъектами исходно служит непосредст­венному ситуативному планированию, организации и управлению совместной деятельностью и распределению отдельных действий между членами сообщества. Исходно практическая сторона деятельности и общение составляют единый процесс и являются слитыми. Позднее от деятельности отделяется собственно коммуни­кативная сторона по мере совершенствования и диффе­ренциации жестовых и речевых средств общения.

3. Психологические основания, лежащие в основе обще­ственного разделения труда. Специализация субъектов в выполнении отдельных дей­ствий ведет к разделению труда и дифференциации все но­вых видов человеческой деятельности.

Любое действие включает: а) этап ориентировки и плани­рования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контро­ля и коррекции (рефлексия). По мере технологического усложнения и фиксирования в языковых и знаково-символических средствах способов организации и выполнения действий отдельные операции в их составе осознаются и преобразуются в новые самостоятельные действия.

Субъекты начинают специализироваться в выполнении различных операций и действий при реализации совмест­ных видов деятельностей: а) операций и действий предварительной ориентировки и организации совместной дея­тельности; б) исполнительных операций и действий, реа­лизующих деятельность и обеспечивающих получение конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, рас­пределения полученных продуктов. По механизму сдвига мотива на цель формируются произ­водные виды деятельности – деятельности планирования, организации, исполнения, контроля.

4. Как формируются умственные действия и умственные формы человеческих деятельностей? Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умствен­ный.

Появляется необходимость и возникают условия для того, чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и при­обрела новые функции – организации индивидуальной умственной деятельности.

Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю развернутую форму.

Речевые действия приобретают характер внутренних средств для организации умственных действий над значе­ниями (представлениями и понятиями) – формируется индивидуальный внутренний план умственной деятельно­сти. Субъект становится носителем индивидуального сознания.

5. К каким последствиям в формировании и развитии чело­веческих типов деятельности ведет отделение ориентационно-планирующих компонентов от исполнительных, с одной стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных дейст­вий, с другой стороны?

Внутренние опосредствованные речью действия и опера­ции предварительной ориентировки и планирования прак­тических видов деятельности преобразуются в познаватель­но-исследовательскую деятельность (механизм сдвига моти­ва на цель).

Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, по­литическую.

 

3. С.Л. Рубинштейн (1889-1960). Субъектно-деятельностная теория психики

 

1. Человека с его психикой исходно следует рассматри­вать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему миру.

2. Предметом изучения психологии являются психиче­ские функции в их отношениях и связях с миром и деятель­ностью человека в мире. Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых осуществляется ее регуляция. Следует различать: а) деятельность, в которой присутству­ют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции – психические процессы.

3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую ак­тивность субъекта, которая имеет врожденный характер. Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.

4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекту и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и дея­тельности без предмета. В деятельности всегда в большей или меньшей мере при­сутствуют активность, творчество, самостоятельность.

5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодея­тельности не только обнаруживается и проявляется, но со­зидается и определяется в них. Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта. Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функцио­нальную структуру. В деятельности человек сам создает условия для своей жиз­ни.

6. Сознание человека формируется и развивается в дея­тельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).

7. Психика представляет собой непрерывный, контину­ально-генетический процесс. Прерывны и дискретны толь­ко результаты психических процессов.

8. Основным механизмом психики выступает анализ че­рез синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых каче­ствах, которые фиксируются в новых представлениях, поня­тиях.