Теория исторического развития психических функций человека в ходе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей
Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики
1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребностей организма и его предметного окружения (актуального наличного или представляемого, которое требуется обнаружить или создать в ходе деятельности). Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.
2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в объективных связях и отношениях как объективные значения.
3. Смысл действия для человека определяется мотивом деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав которой действие входит.
4. Действие как составляющая деятельности позволяет реализовать предметные связи «организм – среда», с одной стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды – с другой.
5. Реализация любого действия включает совокупность ориентировочных (познавательных), исполнительных и контрольных операций. Следует различать: а) приспособительные операции, которые формируются неосознанно, путем приспособления движений к условиям выполнения действия; б) сознательные операции, которые формируются путем автоматизации и объединения действий.
6. В действии на основе ориентировочных операций порождается и развивается образ окружающего мира путем активного «уподобления» движений органов чувств предметному окружению. По мере своего формирования образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.
7. Действие по мере своего развития может преобразовываться в нескольких направлениях:
- как процесс, исходно зависящий от актуальной естественной потребности и непосредственного предметного окружения, действие может принимать культурные, опосредствованные орудиями и знаками формы, приобретая все более надситуативный характер,
- как составляющая деятельности действие может преобразовываться:
а) путем автоматизации в операцию – способ выполнения других более сложных действий;
б) путем приобретения личностного смысла для субъекта («осознаваемый мотив-цель») – в самостоятельную деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
- как активный, живой, протекающий в предметной среде процесс внешнее практическое действие может преобразовываться в действие «идеальное», протекающее во внутреннем, умственном плане сознания.
В работах А.Н. Леонтьева теоретически развивается тезис об общественно-исторических (культурно-исторических) закономерностях формирования и развития психических функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психологической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной совместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных типов и видов человеческих действий с их последующим выделением в самостоятельные типы деятельностей.
1. Деятельность – это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществляется жизнь каждого нового поколения людей. Общественно-исторический опыт исходно порождается в процессах развития человеческих действий и деятельностей и фиксируется в форме объективных значений в продуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах. В процессах усложнения действий и деятельностей у каждого поколения людей совершенствуется система значений, частичное присвоение которых каждым человеком образует индивидуальный психический образ мира. Психический образ мира вторично выступает ориентировочной основой для организации все более эффективных действий и деятельностей.
2. Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий. Общение между субъектами исходно служит непосредственному ситуативному планированию, организации и управлению совместной деятельностью и распределению отдельных действий между членами сообщества. Исходно практическая сторона деятельности и общение составляют единый процесс и являются слитыми. Позднее от деятельности отделяется собственно коммуникативная сторона по мере совершенствования и дифференциации жестовых и речевых средств общения.
3. Психологические основания, лежащие в основе общественного разделения труда. Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации все новых видов человеческой деятельности.
Любое действие включает: а) этап ориентировки и планирования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контроля и коррекции (рефлексия). По мере технологического усложнения и фиксирования в языковых и знаково-символических средствах способов организации и выполнения действий отдельные операции в их составе осознаются и преобразуются в новые самостоятельные действия.
Субъекты начинают специализироваться в выполнении различных операций и действий при реализации совместных видов деятельностей: а) операций и действий предварительной ориентировки и организации совместной деятельности; б) исполнительных операций и действий, реализующих деятельность и обеспечивающих получение конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, распределения полученных продуктов. По механизму сдвига мотива на цель формируются производные виды деятельности – деятельности планирования, организации, исполнения, контроля.
4. Как формируются умственные действия и умственные формы человеческих деятельностей? Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умственный.
Появляется необходимость и возникают условия для того, чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и приобрела новые функции – организации индивидуальной умственной деятельности.
Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю развернутую форму.
Речевые действия приобретают характер внутренних средств для организации умственных действий над значениями (представлениями и понятиями) – формируется индивидуальный внутренний план умственной деятельности. Субъект становится носителем индивидуального сознания.
5. К каким последствиям в формировании и развитии человеческих типов деятельности ведет отделение ориентационно-планирующих компонентов от исполнительных, с одной стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных действий, с другой стороны?
Внутренние опосредствованные речью действия и операции предварительной ориентировки и планирования практических видов деятельности преобразуются в познавательно-исследовательскую деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, политическую.
3. С.Л. Рубинштейн (1889-1960). Субъектно-деятельностная теория психики
1. Человека с его психикой исходно следует рассматривать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему миру.
2. Предметом изучения психологии являются психические функции в их отношениях и связях с миром и деятельностью человека в мире. Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых осуществляется ее регуляция. Следует различать: а) деятельность, в которой присутствуют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции – психические процессы.
3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую активность субъекта, которая имеет врожденный характер. Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.
4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекту и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и деятельности без предмета. В деятельности всегда в большей или меньшей мере присутствуют активность, творчество, самостоятельность.
5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но созидается и определяется в них. Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта. Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функциональную структуру. В деятельности человек сам создает условия для своей жизни.
6. Сознание человека формируется и развивается в деятельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).
7. Психика представляет собой непрерывный, континуально-генетический процесс. Прерывны и дискретны только результаты психических процессов.
8. Основным механизмом психики выступает анализ через синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых представлениях, понятиях.