ТЕРРОРИЗМ КАК СЕРЪЕЗНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В XXI в. в одну из постоянных и масштабных угроз безопасности жизнедеятельности человечества превратился терроризм. Терроризм (от латинского слова terror — страх, ужас) — метод, посредством которого организованная группа или отдельное лицо стремится достичь своих целей преимущественно через насилие. Террор как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю.
Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х гг. XX в., когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных но своей ориентации террористических организаций и групп. Сейчас в мире насчитывается более 500 нелегальных террористических организаций. В конце XX в. он стал явлением мирового масштаба, что объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях. Возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами и сепаратистскими движениями.
Современный международный терроризм политически мотивирован и косит трансграничный характер. Он представляет собой одну из крупнейших угроз международной и национальной безопасности государств. Серьезным моментом в развитии терроризма з современных условиях является значительное увеличение его субъектов. Наряду с количественным ростом террористических организаций появляются качественно новые структуры, масштабы и деятельность которых за последние годы возросла.
Среди современных особенностей терроризма большого внимания заслуживает качественное усиление его разрушительного потенциала. Выражается это не только в значительном увеличении числа непосредственных жертв террористических акций, но и масштабах материального ущерба, нарастании чувства страха и неуверенности у широких слоев населения, в резком возрастании уровня вооруженности терроризма, связанного с научно-техническим прогрессом, достижениями в разработке средств уничтожения (ядерных, химических, биологических).
Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием ярко выраженных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями. Ему присуща жесткая организационная структура, включающая руководящее и оперативное звенья, подразделения разведки, контрразведки, материально-технического обеспечения, боевые группы и прикрытия. Террористические организации отличаются продуманной конспирацией и тщательным отбором кадров, наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах. Они технически оснащены не хуже, а подчас и лучше правоохранительных органов и правительственных войск, имеют разветвленную сеть конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террористами. Получая з свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды, молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках Сегодня терроризм — это не только и не столько диверсанты одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. В наше время это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижения науки и техники, имеют широкий доступ к информации и современным технологиям.
Иными словами, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества и обеспечения безопасности государства. Как социально-правовое явление он может быть классифицирован по целому ряду оснований. В их числе объем (масштаб) действия, цели и направленность, мотивы, состоявшиеся или ожидаемые последствия (применительно к жертвам —- массовые, групповые, одиночные), материальный ущерб (катасгрофогенный, особо крупный, крупный), материально-психологический вред (паника, запуганность населения, недоверие к власти), численность и организованность у час гников.
Возможна классификация по используемым орудиям и способам. Здесь имеют значение такие факторы, как применение оружия массового уничтожения (ОМУ), оружия группового поражения, обычного автоматического стрелкового оружия, оружия ближнего боя, спецсредств и т. д. Характеристику способов осуществления терактов можно дополнить классификацией используемых средств: взрывчатка, огнестрельное или холодное оружие, новые виды биологических вирусов, а также информация и носители информации (вирусы ПК, программные продукты, программы).
Борьба с терроризмом, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной. Для этого необходимо соблюдать ряд принципов. Важно упреждать террористические акты за счет правильно поставленной оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий. Делая уступки, следует придерживаться принципа их максимальной минимизации; особенно это касается возможных жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции.
В настоящее время борьбу против терроризма в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей важно вести комплексно, по нескольким основным направлениям. Крайне необходимо всячески совершенствовать деятельность специальных структур, на которые возложена прямая обязанность борьбы против терроризма в современных условиях. Нуждается в резком улучшении постановка разведывательных мероприятий, которые способны предвосхитить, т. е. предупредить террористический акт. Немалое место по-прежнему принадлежит проведению войсковых операций. В случае необходимости следует использовать переговорный процесс, направленный на прекращение террористической деятельности, на постепенное решение острых социальных проблем и установление прочного мира в стране или регионе. Большое значение имеет координация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу.
РОССИЙСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Вооруженные силы Российской Федерации составляют основу военной организации государства. Они играют главную роль в обеспечении национальной безопасности страны.
К необходимости кардинальных решений военных вопросов в 1992 г. руководство страны привел объективный ход событий. Сохранить объединенные или даже единые Вооруженные силы республик СНГ, к сожалению, не удалось. К маю 1992 г. единых Вооруженных сил уже не было. Большинство республик начали создавать свои национальные армии, «приватизировать» военное имущество, технику и вооружение, которые находились на их территории.
Исходя из интересов Российской Федерации, во имя ее безопасности и сохранения обороноспособности 7 мая 1992 г. был подписан Указ о создании российских Вооруженных сил.
Нынешняя армия — наследница славных традиций и побед русской армии дореволюционного времени. В то же время Российская армия является прямой наследницей боевой славы и опыта Советских Вооруженных сил, одержавших блистательную победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).
Таким образом, день 7 мая символизирует не только образование новых Вооруженных сил новой демократической России. Он олицетворяет преемственность поколений защитников Отечества, их славные боевые традиции, верность воинскому долгу.
В статье 10 Закона Российской Федерации «Об обороне» определено, что Вооруженные силы Российской Федерации — государственная организация, составляющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.
В утвержденных Президентом РФ Основах Концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству четко очерчена деятельность силовых структур. За каждой из них закреплено направление, на котором соответствующее министерство или ведомство будет осуществлять координирующие функции, в полной мере неся ответственность за комплексное решение задач обороны и обеспечения безопасности в соответствующей сфере.
Такими сферами для Вооруженных сил являются оборона страны, защита и охрана государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде, а также ее защита на суше и море.
Согласно Военной доктрине, важнейшей из задач Вооруженных сил РФ является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Но военная сила рассматривается военно-политическим руководством России как фактор чей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условии обеспечения военной безопасности Российской Федерации».
В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.
Военная реформа призвана кардинально укрепить национальную безопасность страны, в первую очередь в военной сфере.
Реформирование военной организации рассчитано на длительный период.
Одна из особенностей современного этапа реформы — объединение Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны и создание качественно нового вида Вооруженных сил — Военно-воздушных сил. Серьезные изменения происходят и в Военно-морском флоте, хотя его структура в целом сохраняется. Крупные изменения произошли в Сухопутных войсках. На основе соединений и частей сокращенного состава созданы базы хранения вооружения и боевой техники, что важно для мобилизационного резерва страны. В составе оперативно-стратегических группировок войск формируются соединения и части постоянной боевой готовности — прототип Сухопутных войск будущего.
В настоящее время Вооруженные силы Российской Федерации объединяют три типа войск: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-морской флот (ВМФ), а также три самостоятельных рода войск центрального подчинения: ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска и Космические войска.
Планируется внести изменения в систему тылового обеспечения всех войск. Новая система будет обеспечивать решение вопросов на территориальном уровне (но принципу размещения войск) независимо от ведомственной принадлежности.
Происходят изменения в сфере военно-промышленного комплекса. Создаются необходимые условия для военно-технического перевооружения армии и флота.
Процесс реформирования ВС не ограничивается названными мероприятиями. Многое еще придется менять и совершенствовать. В первую очередь это касается социальной сферы военнослужащих, военного образования и науки.
Исторический анализ военных реформ России показывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения и как показала практика успешного их проведения. Творческое переосмысление собственного опыта и опыта других стран будет способствовать динамичному и стабильному развитию Вооруженных сил страны.
СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Общее руководство Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Конституция и Закон «Об обороне» устанавливают, что Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами является Президент России. Он руководит осуществлением оборонной политики; утверждает концепцию, планы строительства и применения армии и флота; назначает и освобождает от должности высшее военное командование (от командира соединения и выше); присваивает высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан Российской
Федерации на военную службу; объявляет состояние войны в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию; отдает приказы Вооруженным силам на ведение военных действий, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Непосредственное руководство Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны. Министерство обороны реализует политику в области строительства Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти Российской Федерации.
Министерству обороны РФ дается исключительное право заказа вооружений и военной техники, в том числе и для других силовых структур, руководить тылом в общих интересах и проводить оптимизацию системы подготовки кадров и военного образования.
Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных сил Российской Федерации является Генеральный штаб. Он осуществляет руководство по вопросам планирования, применения войск в целях обороны, совершенствования оперативного оборудования страны, ее мобилизационной подготовки, координации планов строительства других войск для решения главной задачи — обороны России.
Вооруженные силы Российской Федерации состоятиз органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, а также военно-учебных заведений.
Органы управления предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие постоянно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертываются пункты управления. Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего состава, а также частей и учреждений (например, территориальные общевойсковые объединения - военные округа; оперативные объединения — армии, флотилии).
Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, а также частей и подразделений обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.
Воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных сил Российской Федерации. К воинским частям относятся все полки, корабли 1,2,3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.
К учреждениям Министерства обороны Российской Федерации относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных сил, как дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, военно-медицинские учреждения, санатории, дома отдыха, турбазы и т.п.
К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, университеты, институты, военные училища, суворовские *и нахимовские военные училища, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.
Часть Вооруженных сил Российской Федерации может входить в состав коллективных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).
СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА
Сухопутные войска — это вид ВС, предназначенный для прикрытия Государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск противника и овладения его территорией.
Вся наша военная история — это история сухопутных войск, т.к. эта группа войск всегда составляла основу русской армии.
Современные Сухопутные войска как один из видов ВС свою историю ведет с марта 1946 г. Тогда приказом начальника Генерального штаба ВС СССР был сформирован Главкомат Сухопутных войск. Первым главнокомандующим был назначен маршал Советского Союза Г.К. Жуков.
В настоящее время в общих рамках реформирования Вооруженных сил проводится реорганизация и Сухопутных войск. Они были и остаются видом ВС.
Главная цель реорганизации Сухопутных войск заключается в создании такого вида Вооруженных сил, который бы обладал достаточным боевым потенциалом и имел в своем составе разумное количество боеготовых и способных к развертыванию в установленные сроки формирований рациональной структуры, состава и численности.
Основная цель реформирования Сухопутных войск — создание сил с достаточным боевым потенциалом, соответствующим требованиям современной общей военной доктрины, необходимым количеством боеготовых и способных к развертыванию в установленные сроки формирований.
В состав Сухопутных войск входят следующие рода поиск: мотострелковые, танковые, ракетные, артиллерии, войска противовоздушной обороны. К группе специальных войск относятся — разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла.
Например, ракетные войска и артиллерияявляются основным средством ядерного и огневого поражения противника во фронтовой, армейской (корпусной) операциях и общевойсковом бою. Эти войска состоят из соединений и частей гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, минометов, противотанковых управляемых ракет и артиллерийской разведки.
Войска противовоздушной обороныСВ предназначены для прикрытия группировок войск и объектов тыла от ударов противника с воздуха. Они способны вести уничтожение самолетов и беспилотных средств воздушного нападения. Противостоять высадки десанта противника. Вести радиолокационную разведку и оповещать войска о воздушном противнике.
Наиболее сложным современным комплексом ПВО СВ является зенитная ракетная система С—300 с управляемыми ракетами двух типов (ЗУР—1 и ЗУР—2). Она обеспечивает поражение оперативно-тактических и тактических баллистических и аэробаллистических ракет, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, а также самолетов стратегической и тактической авиации. Все боевые средства размещены на гусеничных шасси высокой проходимости.
Инженерные войскапредназначены для обеспечения боевых действий всех видов ВС и родов войск. Они поддерживают высокие темпы наступления, в том числе с уничтожением сильных опорных пунктов противника. Осуществляют разминирование местности в районах бывших военных действий, обезвреживают взрывоопасные предметы. Во время Второй мировой войны этими войсками было подготовлено свыше 420 тыс. км войсковых путей и дорог, оборудовали переправы на всех водных преградах — от Волги до Эльбы.
Войска связи.Главная задача этих войск — обеспечение связи и ее бесперебойной работы между подразделениями разного уровня в любых условиях и обстановки.
Они поддерживают устойчивую связь между штабами, командирами и подчиненными, взаимодействующими частями и соединениями.
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ
Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск крупных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов противника с воздуха и выполнения специальных задач.
Большой вклад в создание научной базы мировой авиации внесли выдающиеся русские ученые Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, С.А. Чаплыгин. В 1882 г. морской офицер А.Ф. Можайский создал первый в мире самолет. В 1913 г. на Русско-Балтийском заводе был собран многомоторный самолет «Русский витязь», а позже «Илья Муромец», полетный вес которого достигал 7 тонн. Накануне Первой мировой войны конструкторам Л.Д. Григоровичем был сконструирован гидросамолет лодочного типа. Появление реактивного двигателя вызвало качественный скачок в развитии авиации. В 1946 г. были подняты в воздух первые самолеты реактивного типа ЯК—15 и МиГ—9.
Современная структура ВВС была создана в 1998 г. в результате слияния Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны.
Роль ВВС в обеспечении национальной безопасности постоянно возрастает. Универсальность боевой техники, способность использовать разные виды оружия, дальность реагирования, высокая маневренность и скорость — вот основные оперативно-стратегические характеристики современных ВВС.
Организационно ВВС России состоят из округа, армий (корпусов), дивизий и полков и включают 6 родов авиации: дальняя, военно-транспортная, фронтовая (бомбардировочная, штурмовая, истребительная и разведывательная) и армейская. В состав ВВС также входят рода противовоздушных войск: зенитные ракетные и радиотехнические.
На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Сверхзвуковые всепогодные самолеты составляют основу боевой мощи ИВС. Они оснащены разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.
Как и в других видах Вооруженных сил, в интегрированных ВВС проведены различные мероприятия по реформированию прежде всего управленческих структур. Это дало определенные результаты: уменьшилось количество штатных должностей, занимаемых высшими офицерами. При объединении двух видов Вооруженных сил ставилась цель: максимально сократить управленческие и дублирующие структуры, сохранить боевой потенциал как ВВС, так и ПВО, их способность выполнять оборонительные и ударные функции. При этом сохранился статус армий ВВС и ПВО.
С Центрального командного пункта ВВС теперь осуществляется и управление силами ПВО стран Содружества, которые в соответствии с договоренностями несут совместное дежурство с российскими войсками. Прежде всего речь идет о взаимодействии с силами и средствами ПВО Белоруссии и Казахстана.
ЦКП ВВС позволяет контролировать территорию и госграницу практически всего бывшего Советского Союза, за исключением Прибалтики.
На вооружении ВВ С находится самая различная боевая техника. Например, ракетоносец ТУ—160, самый мощный ударный авиационный комплекс в мире. Взлетный вес этого ракетоносца составляет 275 тонн, он может летать со скоростью 2230 км/ч. Не имеет мировых аналогов эффективная зенитно-ракетная система С-400.
МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 будут составлять основу истребительной авиации. Их модернизация предусматривает увеличение боевой эффективности за счет применения нового бортового оборудования.
В целях развития ударной авиации разрабатываются опытные образцы новой машины Су. По мере готовности они будут запущены в производство. Имеются новые модификации штурмовиков Су-25.
Военно-транспортная авиация.Сегодня ее основными задачами являются: перевозки по воздуху войск в районы боевого предназначения при стратегическом развертывании Вооруженных сил, воздушные перевозки войск, боевой техники и грузов в районы вооруженных конфликтов; воздушные перевозки в интересах маневра авиационных соединений и частей с целью создания новых авиационных группировок и усиления действующих на важнейших стратегических направлениях.
При развязывании вооруженных конфликтов ВТА будет осуществлять воздушное десантирование, доставку по воздуху вооружения, боеприпасов и других материальных средств воздушным десантам и войскам, действующим в тылу противника.
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
Военно-морской флот (ВМФ) обеспечивает безопасность морских акваторий РФ и соблюдение интересом нашего государства в нейтральных водах.
История отечественного мореплавания берет свое начало в глубокой древности. В Восточной Европе в VIII—IX вв. в качестве дорог выступали речные пути (Волга, Днепр, Западная Двина, Дон и их притоки). В >тот период времени по территориям государственных образований восточных славян: Новгородской Руси и Киевской Руси и сопредельным территориям, заселенным славянскими племенами проходил торговый путь «из варяг в греки». Этот путь имел важное стратегическое значение, т.к. проходил по территориям, являющимся связующим звеном между развитыми странами Западной Европы и странами Востока. Благодаря важности этой водной магистрали Древняя Русь к XI в. смогла занять важное политическое положение.
20 октября 1696 г. по настоянию Петра I Боярская дума приняла историческое решение «Морским судам быть». Именно с этого момента начинается история развития отечественного морского флота.
Военные моряки России открыли Антарктиду, Берингов пролив, Камчатку, Новую Землю, много островов, проливов и морей. Во время плаваний проводили гидрологические исследования вод Мирового океана. Осваивали «Северный морской путь» — стратегически важный маршрут для России.
В годы Великой Отечественной войны было потоплено около 1400 транспортных судов и более 1300 боевых кораблей и судов противника, флот обеспечивал передислокацию войск и военных грузов. Советские моряки успешно освоили ракетно-ядерный флот, совершали кругосветные походы на подводных лодках.
В составе современного ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и морские силы общего назначения (МСОН). Организационно ВМФ России состоит их четырех флотов (Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского), Каспийской флотилии и включает рода сил: подводные, надводные, морскую авиацию, береговые войска (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска), а также части и подразделения обеспечения и обслуживания. Так, например, основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подлодки, авианесущие и десантные корабли. Они выполняют задачи по охране водного пространства Отечества, обеспечивают безопасность судоходства, морского промысла, научных исследований в Мировом океане.
Из всех видов Вооруженных сил ВМФ подвергается меньшим изменениям. Однако главное направление реформирования состоит в том, чтобы в результате проводимых преобразований получить Военно-морской флот, сбалансированный в трех сферах: управленческой, боевой и обеспечивающей.
В количественном плане в составе ВМФ имеется около 100 подводных лодок, включая стратегические подводные ракетоносцы, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, 70 боевых надводных кораблей основных классов и 250 кораблей и катеров прибрежного действия, а также около 500 самолетов и вертолетов.
В настоящее время флот способен решать поставленные задачи не только в ближней морской зоне прилегающих морей, но и в удаленных районах Мирового океана. Российский флот, действуя на морских театрах, должен вместе с другими видами Вооруженных сил обеспечить сдерживание любого противника от развязывания им агрессии против России. Эту задачу ВМФ способен выполнить и на стратегическом, и на региональном уровне. Для этого имеются все необходимые силы, средства и возможности. Это означает, что на море необходимый баланс сил поддерживается.
Сегодня ВМФ играет важную роль в обеспечении национальной безопасности России. Он располагает примерно 35% носителей ядерных зарядов. В составе ВМФ находится 27 атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, которые являются одним из трех компонентов (наряду с РВСН и ВВС) стратегических ядерных сил.
В соответствии с Концепцией развития флота численный состав в ближайшее время не будет уменьшаться. Будут поступать на вооружение и морские баллистические ракеты. В перспективе флот получит атомную ракетную лодку четвертого поколения — лодку XXI в. Эта лодка будет оснащена и новой ракетой — под стать новому веку.
Корабельный состав ВМФ России включает 2 тяжелых авианесущих крейсера, 4 тяжелых атомных крейсера. Авианосцы — это, по сути, плавучие авиабазы, на которых размещены авиасредства самого различного назначения. Они могут нести ударную, истребительную и противолодочную авиацию, что существенно усиливает ударную и оборонительную мощь всей группировки сил.
Сегодня около 75% кораблей флота находятся в возрасте 10—15 лет. Это достаточно хорошая основа для дальнейшего развития. Приоритет в строительстве новых кораблей отдается подводным силам и кораблям прибрежного и дальнего действия. Но в основном в ближайшие годы из-за недостаточного финансирования предполагается сохранение и техническое поддержание действующих кораблей.
В ходе реформирования ВМФ образован Калининградский особый район, в котором создана группировка войск с единым (морским) командованием. Создана единая группировка на Камчатке. Сегодня в этих регионах устанавливается более тесное взаимодействие между частями различных видов ВС и определяется единое командование. В системе обеспечения кадрами флот решает проблемы, сходные с проблемами других видов ВС. Одна из них — ликвидация дублирования функций. К примеру, только год назад над командиром корабля стояло 197 управленцев. Ныне их значительно меньше. У флота не только сугубо военные задачи. Нынешний флот своим присутствием в Мировом океане не только защищает национальные интересы страны, но и Выступает в роли дипломата. Дипломатическая миссия флота с каждым годом возрастает.
Нынешняя научно-техническая революция, развитие средств вооруженной борьбы на море, происходящее реформирование флота ставят проблему поиска и привнесения в практику новых форм боевой и административной организации ВМФ.
Это объективный процесс, веление времени. И те практические меры по реформированию флота, которые сегодня принимаются и осуществляются, подтверждают: в XXI в. у России будет боеспособный, сбалансированный флот, имеющий оптимальную, современную организацию.
РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Ядерное сдерживание остается основным элементом в области обеспечения национальной безопасности России.
Современные Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) — основная составляющая всех наших стратегических ядерных сил. Они имеют особое значение для безопасности страны. На РВСН приходится 60% боезарядов. На них возлагается 90% задач по ядерному сдерживанию.
РВСН предназначены для уничтожения средств ядерного нападения противника и разрушения военно-промышленных объектов, а также дезорганизации государственного и военного управления. Ракетные войска оснащены межконтинентальными ракетами, ракетами среднего и ближнего действия, размещенными в защищенных стартовых позициях и подвижными (мобильные средства).
Управление Ракетными войсками стратегического назначения осуществляется с Центрального командного пункта, который представляет подземный город со своими системами жизнеобеспечения.
В РВСН дежурят все — от рядового до главнокомандующего. Вместе с ним раз в полгода заступают на дежурство главные специалисты и начальники различных служб. Такое же постоянное дежурство осуществляется в ракетных армиях, дивизиях, полках.
В настоящее время на вооружении имеется ракетный комплекс «Тополь-М» — оружие XXI в. (см. с. 213). Группировки ракетных комплексов «Тополь-М» вместе с комплексами морских и авиационных ядерных сил России должны обеспечить в начале нынешнего тысячелетия устойчивый ядерный баланс и стратегическую стабильность при любых прогнозируемых вариантах развития военно-политической обстановки.
КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА
Космические войскаосуществляют контроль за соблюдение международных обязательств по ограничением стратегических наступательных вооружений. Они обеспечивают ведение космической связи, глобальной навигации, картографии, метеообеспечения и др. Эти войска осуществляют подготовку и запуск всех ракетоносителей. Организуют управление на орбитах большинства космических аппаратов. Техническое вооружение космических войск обеспечивается наиболее прогрессивными научными и техническими разработками, например система противоракетного наблюдения — контролировать в космическом пространстве полет металлического шарика диаметром 5 см.
Национальная система предупреждения о ракетном нападении относится к системам стратегического сдерживания. Она является главным источником оперативной и достоверной информации о нанесении противником ракетных ударов как из космоса, так и с Земли. Перспективные возможности применения системы ракетно-космической обороны не ограничиваются только осуществлением функции контроля за пусками ракет. Планируется увеличить контролируемую зону космического пространства, а также повысить оперативность обнаружения вновь запущенных космических аппаратов, обслуживающих как военные, так и экономические задачи страны с учетом унификации космических платформ и наземного автоматизированного комплекса управления.
ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА
Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск центрального подчинения, предназначенный для ведения боевых действий в тылу противника. Основные боевые свойства ВДВ — способность быстро достигать удаленных районов от театров военных действий, наносить внезапные удары по противнику, вести общевойсковой бой. Подразделения ВДВ быстро захватывают и удерживают стратегические объекты в глубоком тылу противника, выводят из строя его государственное и военное управление. Свои задачи ВДВ выполняет во взаимодействии с соединениями и частями различных видов вооруженных сил.
Днем рождения ВДВ считается 2 августа 1930 г., когда на войсковых учениях Московского военного округа впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение для выполнения тактических задач. В марте 1941 г. правительством СССР было принято решение о развертывании воздушно-десантных корпусов. Уже в начале Великой Отечественной войны десантники вели активные действия на всех фронтах. Особенно отличились они при обороне Киева, Одессы, в боях на территории Белоруссии и под Москвой. В послевоенное время особо отрабатывалось десантирование тяжелой боевой техники на парашютных платформах и с помощью парашютно-реактивных систем.
В конце XX в. воины-десантники с честью выполняли миротворческие задачи в Боснии и Герцеговине, в Косово и Абхазии.
Сегодня Воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами России. В их составе четыре воздушно-десантные дивизии, одна воздушно-десантная бригада, учебный центр ВДВ, части боевого обеспечения и Рязанский институт воздушно-десантных войск.
В Воздушно-десантных войсках, как и во всех Вооруженных силах, решаются проблемы, связанные с их реформированием. Реформа повлекла за собой передачу воздушно-десантных бригад, дислоцирующихся в границах ряда военных округов, в подчинение командующих войсками этих военных округов. Это позволяет максимально приблизить их к войскам, с которыми им предстоит взаимодействовать при выполнении боевых задач.
Несмотря на известные трудности, в ВДВ выполняются планы боевой подготовки. В практику введено правило проведения в полках семидневных полевых выходов для выполнения учебно-боевых задач.
Много внимания уделяется огневой подготовке, физической закалке военнослужащих. Занятия проходят напряженно и организованно и способствуют повышению боевой выучки.
Помимо учебно-боевых задач десантники выполняют ответственные миротворческие задачи. Сегодня полторы тысячи десантников находятся в Боснии и Герцеговине, столько же личного состава и в Абхазии.
В Дагестане сформирована войсковая маневренная группа в количестве 500 человек.
Несмотря на значительное сокращение личного состава, в ВДВ сделано все, чтобы сохранить в строю профессионалов, сберечь и приумножить бесценный опыт, традиции, которые накоплены поколениями десантников.
Десантники прошли через все «горячие точки». Были потери, были горечи утрат. Но были и остаются мужество и героизм: свыше тысячи десантников награждены орденами и медалями, а 42 человека удостоены высшей государственной награды страны — Золотой Звезды Героя России. Эти факты убедительнее всяких слов говорят о том, что воины Воздушно-десантных войск достойно продолжают славу отцов и дедов.
ТЫЛ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ЕГО РОЛЬ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЙСК
Сегодня тыл ВС РФ — это один из важнейших составных элементов Вооруженных сил, на который возлагается обеспечение в мирное и военное время повседневной жизнедеятельности войск. Это продовольственное и вещевое снабжение военнослужащих, медицинское, торгово-бытовое, санитарное обслуживание личного состава и обеспечение войск горюче-смазочными материалами. Это удовлетворение транспортных потребностей войск, инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое обеспечение авиации, выполнение противопожарных и природоохранных мероприятий и многое другое.
Для решения этих задач тыл ВС располагает соединениями и частями специальных войск (автомобильных, железнодорожных, дорожных, трубопроводных), инженерно-аэродромными, авиационно-технически-ми частями и вспомогательным флотом, бригадами, полками, батальонами, ротами и взводами материального обеспечения, медицинскими, ветеринарно-сани-тарными и другими частями и учреждениями. Для организации и осуществления управления и бытового обеспечения в его состав также входят части и подразделения некоторых других специальных войск — связи, инженерные, химические.
Для руководства всеми этими силами и средствами в настоящее время в центральном звене тыла ВС действуют Штаб тыла, снабженческие и транспортные центральные управления Министерства обороны, а также Главное военно-медицинское управление и Главное управление торговли МО РФ.
Соответствующие органы управления имеются в тылу каждого вида Вооруженных сил, в том числе и ряд служб специализированного обеспечения (инженерно-аэродромная, авиационно-техническая, электрогазовой техники, вспомогательного флота и другие). Все они действуют с учетом специфики решаемых видами ВС задач.
В мирное время для тыла Вооруженных сил учебных задач не бывает: не может ни одна ракета или самолет быть заправленными условно, не может солдат быть условно экипирован и условно накормлен. И на войне, и в мирных условиях от тыла войска ждут реального и полнокровного обеспечения. От того, насколько тыловые службы готовы четко выполнять свои функции, зависит общий результат решения боевых задач.
На современном этапе реформирования военной организации государства и Вооруженных сил неизмеримо возросло значение всех видов тылового обеспечения войск, единой системы управления всеми их службами. Именно в их обновлении видятся перспективы завершения кардинальных преобразований в военно-экономическом обеспечении армии и флота.
Уже разработаны и утверждены Концепция и План строительства тыла Вооруженных сил РФ.
В ходе изменения экономических условий в стране уточняется и система обеспечения Вооруженных сил. Долгое время ее характерной особенностью была жесткая централизация движения основных потоков материальных средств: от промышленности в центр, далее последовательно до окружного, войскового звеньев и непосредственно до каждого военнослужащего многопрофильного армейского и флотского организма.
Централизованное управление поставками материальных ресурсов является важнейшим принципом эффективного функционирования системы тылового обеспечения войск и сил флота. Вместе с тем сейчас осуществляется поиск наиболее экономичного и гибкого варианта.
Система тылового обеспечения войскового и окружного звеньев будет поэтапно переводиться на территориальный принцип, который позволяет укрепить нарушившиеся экономические связи с поставщиками на местах. По ряду видов материальных средств закупки продукции проводятся на конкурсной основе с учетом рыночной конъюнктуры цен по регионам.
Тыл Вооруженных сил РФ является связующим звеном между экономикой страны и армией и флотом. Он представляет собой неотъемлемую часть оборонного потенциала России и в результате проводимого реформирования получит новое развитие.
ДРУГИЕ ВОЙСКА И ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
В обороне страны наряду с Вооруженными силами Российской Федерации участвуют и другие воинские формирования и органы. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к ним относятся: пограничные войска, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска и войска гражданской обороны.
Пограничные войскапредназначены для охраны государственных границ на суше, морях, реках и озерах, а также континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности РФ.
В России зарождение пограничной службы относится к XIV—XV векам. В связи с частыми набегами кочевников на южных и юго-восточных окраинах Московского Великого княжества с 60-х годов XIV века ста-ли выставляться сторожевые посты и станицы. В XVI в. возродились засечные черты, а позже — и пограничные укрепленные линии и несение пограничной службы приобрело вид государственной службы.
На протяжении всей истории нашего государства пограничная служба не раз меняла свое название, но это не мешало пограничникам достойно выполнять свой долг перед отечеством. Так, например, в 1941 г. среди защитников Брестской крепости сражалось около 500 пограничников. Осада крепости длилась с 22 июня до двадцатых чисел июля 1941. Подвиг советских пограничников описан в повести Бориса Васильева «В списках не значится».
Россия не имеет территориальных претензий к своим соседям и стремится к последовательному и бесконфликтному международно-правовому оформлению своей границы.
Несмотря на сложность обстановки и объективные трудности, органы и погранвойска обеспечивают защиту политических, экономических, военных и иных интересов страны на государственной границе, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и внешних границах государств — участников СНГ.
В настоящее время российские погранвойска непосредственно или их представители в составе оперативных групп, создаваемых на базе национальных пограничных войск государств Содружества, продолжают совместную охрану границы по рубежам бывшего СССР в Белоруссии, Армении, Таджикистане, Киргизии, Казахстане.
Необходимость присутствия российских пограничников обусловлена тем, что они выполняют задачи по охране границы этих государств со странами, не входящими в СНГ, в условиях, когда национальные пограничные войска еще полностью не сформированы или не обладают достаточным уровнем подготовки для ведения самостоятельных действий.
Сегодня реализуется «стратегия двух границ», которая подразумевает и защиту национальных интересов государств — участников СНГ на внешних границах государств Содружества, и защиту интересов России на собственной границе.
Внутренние войска.Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
На Внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи:
участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
охрана важных государственных объектов и грузов;
участие в территориальной обороне Российской Федерации;
оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране государственной границы Российской Федерации.
Основой успешного выполнения служебно-боевых задач, стоящих перед воинами внутренних войск, является их профессионализм. Особое внимание в обучении личного состава уделяется физической, огневой, тактической и специальной подготовке. Важное значение придается формированию у воинов смелости, решительности, способности грамотно и хладнокровно действовать в самых экстремальных условиях.
Ко внутренних войсках краповый берет является таком квалификации воина и вручается только после прохождения курса спец подготовки и сдачи экзамена. Внутренние войска МВД России также сейчас совершенствуются, реформируются и сокращаются. Цель »той большой и трудоемкой работы — обеспечение мобильности, возможности быстро концентрировать сини и средства там, где это необходимо, решительно и умело действовать в любом регионе России, реально обеспечить охрану жизни, здоровья, имущественную безопасность граждан.
Железнодорожные войска.Железнодорожные поиска предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок в военное время.
Трудовой потенциал железнодорожных войск велик и был реализован в послевоенном восстановлении железнодорожного транспорта, в строительстве таких крупных стальных магистралей, как Абакан — Тайшет, Ивдель — Обь, Тюмень — Сургут, БАМ, в развитии станций и узлов, усилении пропускной способности и (электрификации железнодорожных направлений.
Одним из славных этапов трудового подвига воинов-железнодорожников останется строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). На этой великой стройке они продемонстрировали свой богатейший трудовой потенциал, приобрели бесценный опыт.
Однако не одними трудовыми заботами живут воины-железнодорожники. Как и в других войсках, здесь идет полнокровная военная служба: проводятся занятия, тренировки, боевая учеба, в строгом соответствии с воинскими уставами организуется весь уклад жизни подразделений и частей.
Войска гражданской обороны в мирное время участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: природных стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу здоровья населения и требующих проведения аварийно-спасательных работ. В случае начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее районах деятельность войск гражданской обороны осуществляется в полном объеме.
Отметим, что комплектация войск личным составом осуществляется на основе принципов и в порядке, которые установлены для Вооруженных сил РФ.