ТЕРРОРИЗМ КАК СЕРЪЕЗНАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В XXI в. в одну из постоянных и масштабных угроз бе­зопасности жизнедеятельности человечества превратился терроризм. Терроризм (от латинского слова terror — страх, ужас) — метод, посредством которого организованная груп­па или отдельное лицо стремится достичь своих целей пре­имущественно через насилие. Террор как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длин­ную историю.

Наибольшее развитие терроризм получил с 60-х гг. XX в., когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных но своей ориентации террористичес­ких организаций и групп. Сейчас в мире насчитывается более 500 нелегальных террористических организаций. В конце XX в. он стал явлением мирового масштаба, что объясняется рас­ширением и глобализацией международных связей и взаимо­действия в различных областях. Возрастает многообразие тер­рористической деятельности, которая все больше увязыва­ется с национальными, религиозными, этническими конфлик­тами и сепаратистскими движениями.

Современный международный терроризм политически мотивирован и косит трансграничный характер. Он представ­ляет собой одну из крупнейших угроз международной и на­циональной безопасности государств. Серьезным моментом в развитии терроризма з современных условиях является зна­чительное увеличение его субъектов. Наряду с количествен­ным ростом террористических организаций появляются каче­ственно новые структуры, масштабы и деятельность кото­рых за последние годы возросла.

Среди современных особенностей терроризма большого внимания заслуживает качественное усиление его разруши­тельного потенциала. Выражается это не только в значи­тельном увеличении числа непосредственных жертв терро­ристических акций, но и масштабах материального ущерба, нарастании чувства страха и неуверенности у широких слоев населения, в резком возрастании уровня вооруженности тер­роризма, связанного с научно-техническим прогрессом, дос­тижениями в разработке средств уничтожения (ядерных, химических, биологических).

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием ярко вы­раженных границ, наличием связи и взаимодействием с меж­дународными террористическими центрами и организациями. Ему присуща жесткая организационная структура, включа­ющая руководящее и оперативное звенья, подразделения разведки, контрразведки, материально-технического обеспе­чения, боевые группы и прикрытия. Террористические орга­низации отличаются продуманной конспирацией и тщатель­ным отбором кадров, наличием агентуры в правоохранитель­ных и государственных органах. Они технически оснащены не хуже, а подчас и лучше правоохранительных органов и правительственных войск, имеют разветвленную сеть конс­пиративных укрытий, учебных баз и полигонов.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористи­ческой активности обусловлена многочисленностью жертв тер­рористов и огромным материальным ущербом, наносимым террористами. Получая з свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, ши­роко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды, молодежи, не говоря уже о про­фессиональных наемниках Сегодня терроризм — это не толь­ко и не столько диверсанты одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. В наше время это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Террористичес­кие группировки активно используют в своих интересах со­временные достижения науки и техники, имеют широкий доступ к информации и современным технологиям.

Иными словами, терроризм оказался непосредственно связанным с проблемой выживания человечества и обеспече­ния безопасности государства. Как социально-правовое явле­ние он может быть классифицирован по целому ряду основа­ний. В их числе объем (масштаб) действия, цели и направ­ленность, мотивы, состоявшиеся или ожидаемые последствия (применительно к жертвам —- массовые, групповые, одиноч­ные), материальный ущерб (катасгрофогенный, особо круп­ный, крупный), материально-психологический вред (паника, запуганность населения, недоверие к власти), численность и организованность у час гников.

Возможна классификация по используемым орудиям и способам. Здесь имеют значение такие факторы, как приме­нение оружия массового уничтожения (ОМУ), оружия груп­пового поражения, обычного автоматического стрелкового оружия, оружия ближнего боя, спецсредств и т. д. Характе­ристику способов осуществления терактов можно дополнить классификацией используемых средств: взрывчатка, огне­стрельное или холодное оружие, новые виды биологических вирусов, а также информация и носители информации (ви­русы ПК, программные продукты, программы).

Борьба с терроризмом, как показывает международный и отечественный опыт, может быть эффективной. Для этого необходимо соблюдать ряд принципов. Важно упреждать тер­рористические акты за счет правильно поставленной опера­тивной деятельности, планирования и подготовки к срыву намеченных террористических действий. Делая уступки, сле­дует придерживаться принципа их максимальной минимиза­ции; особенно это касается возможных жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции.

В настоящее время борьбу против терроризма в зависи­мости от его конкретных форм и исторических особенностей важно вести комплексно, по нескольким основным направле­ниям. Крайне необходимо всячески совершенствовать деятель­ность специальных структур, на которые возложена прямая обязанность борьбы против терроризма в современных усло­виях. Нуждается в резком улучшении постановка разведы­вательных мероприятий, которые способны предвосхитить, т. е. предупредить террористический акт. Немалое место по-пре­жнему принадлежит проведению войсковых операций. В случае необходимости следует использовать переговорный процесс, направленный на прекращение террористической деятельности, на постепенное решение острых социальных проблем и установление прочного мира в стране или регионе. Большое значение имеет координация усилий стран мира для борьбы и противодействия этому злу.

РОССИЙСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Вооруженные силы Российской Федерации состав­ляют основу военной организации государства. Они играют главную роль в обеспечении национальной без­опасности страны.

К необходимости кардинальных решений военных вопросов в 1992 г. руководство страны привел объек­тивный ход событий. Сохранить объединенные или да­же единые Вооруженные силы республик СНГ, к сожа­лению, не удалось. К маю 1992 г. единых Вооруженных сил уже не было. Большинство республик начали соз­давать свои национальные армии, «приватизировать» военное имущество, технику и вооружение, которые находились на их территории.

Исходя из интересов Российской Федерации, во имя ее безопасности и сохранения обороноспособно­сти 7 мая 1992 г. был подписан Указ о создании рос­сийских Вооруженных сил.

Нынешняя армия — наследница славных традиций и побед русской армии дореволюционного времени. В то же время Российская армия является прямой на­следницей боевой славы и опыта Советских Вооруженных сил, одержавших блистательную победу над фаши­стской Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).

Таким образом, день 7 мая символизирует не только образование новых Вооруженных сил новой демокра­тической России. Он олицетворяет преемственность поколений защитников Отечества, их славные боевые традиции, верность воинскому долгу.

В статье 10 Закона Российской Федерации «Об обо­роне» определено, что Вооруженные силы Российской Федерации — государственная организация, составля­ющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с между­народными обязательствами.

В утвержденных Президентом РФ Основах Концеп­ции государственной политики Российской Федера­ции по военному строительству четко очерчена дея­тельность силовых структур. За каждой из них закреп­лено направление, на котором соответствующее мини­стерство или ведомство будет осуществлять координи­рующие функции, в полной мере неся ответственность за комплексное решение задач обороны и обеспечения безопасности в соответствующей сфере.

Такими сферами для Вооруженных сил являются оборона страны, защита и охрана государственной гра­ницы Российской Федерации в воздушном простран­стве и подводной среде, а также ее защита на суше и море.

Согласно Военной доктрине, важнейшей из задач Вооруженных сил РФ является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядер­ной, так и обычной крупномасштабной или регио­нальной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Но военная сила рассматривается воен­но-политическим руководством России как фактор чей современного этапа военного строительства явля­ется проведение комплексной военной реформы, обу­словленной радикальными изменениями военно-по­литической обстановки, задач и условии обеспечения военной безопасности Российской Федерации».

В рамках военной реформы осуществляется взаимо­связанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.

Военная реформа призвана кардинально укрепить национальную безопасность страны, в первую очередь в военной сфере.

Реформирование военной организации рассчитано на длительный период.

Одна из особенностей современного этапа рефор­мы — объединение Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны и создание качественно нового вида Вооруженных сил — Военно-воздушных сил. Серьезные изменения происходят и в Военно-морском флоте, хотя его структура в целом сохраняет­ся. Крупные изменения произошли в Сухопутных вой­сках. На основе соединений и частей сокращенного состава созданы базы хранения вооружения и боевой техники, что важно для мобилизационного резерва страны. В составе оперативно-стратегических группи­ровок войск формируются соединения и части посто­янной боевой готовности — прототип Сухопутных войск будущего.

В настоящее время Вооруженные силы Российской Федерации объединяют три типа войск: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы (ВВС), Военно-мор­ской флот (ВМФ), а также три самостоятельных рода войск центрального подчинения: ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска и Космические войска.

Планируется внести изменения в систему тылового обеспечения всех войск. Новая система будет обеспечивать решение вопросов на территориальном уровне (но принципу размещения войск) независимо от ве­домственной принадлежности.

Происходят изменения в сфере военно-промышлен­ного комплекса. Создаются необходимые условия для военно-технического перевооружения армии и флота.

Процесс реформирования ВС не ограничивается на­званными мероприятиями. Многое еще придется ме­нять и совершенствовать. В первую очередь это касает­ся социальной сферы военнослужащих, военного образования и науки.

Исторический анализ военных реформ России по­казывает, что в нашем Отечестве накоплен богатый опыт их проведения и как показала практика успешно­го их проведения. Творческое переосмысление собст­венного опыта и опыта других стран будет способство­вать динамичному и стабильному развитию Вооружен­ных сил страны.

СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Общее руководство Вооруженными силами Россий­ской Федерации осуществляет Верховный Главноко­мандующий. Конституция и Закон «Об обороне» уста­навливают, что Верховным Главнокомандующим Во­оруженными силами является Президент России. Он руководит осуществлением оборонной политики; ут­верждает концепцию, планы строительства и примене­ния армии и флота; назначает и освобождает от долж­ности высшее военное командование (от командира соединения и выше); присваивает высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан Российской

Федерации на военную службу; объявляет состояние войны в случае вооруженного нападения на Россий­скую Федерацию; отдает приказы Вооруженным силам на ведение военных действий, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Непосредственное руководство Вооруженными си­лами Российской Федерации осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны. Министер­ство обороны реализует политику в области строитель­ства Вооруженных сил Российской Федерации в соот­ветствии с решениями высших органов государствен­ной власти Российской Федерации.

Министерству обороны РФ дается исключительное право заказа вооружений и военной техники, в том числе и для других силовых структур, руководить ты­лом в общих интересах и проводить оптимизацию сис­темы подготовки кадров и военного образования.

Основным органом оперативного управления вой­сками и силами флота Вооруженных сил Российской Федерации является Генеральный штаб. Он осуществ­ляет руководство по вопросам планирования, приме­нения войск в целях обороны, совершенствования опе­ративного оборудования страны, ее мобилизационной подготовки, координации планов строительства других войск для решения главной задачи — обороны России.

Вооруженные силы Российской Федерации со­стоятиз органов управления, объединений, соедине­ний, воинских частей, учреждений, а также военно-учебных заведений.

Органы управления предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним отно­сятся командования, штабы, управления, отделы и дру­гие постоянно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых ус­ловиях развертываются пункты управления. Объединения — это воинские формирования, вклю­чающие несколько соединений или объединений меньшего состава, а также частей и учреждений (на­пример, территориальные общевойсковые объедине­ния - военные округа; оперативные объединения — армии, флотилии).

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений мень­шего состава, а также частей и подразделений обеспе­чения и обслуживания. К соединениям относятся кор­пуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.

Воинская часть — это организационно-самостоя­тельная боевая и административно-хозяйственная еди­ница во всех видах Вооруженных сил Российской Фе­дерации. К воинским частям относятся все полки, ко­рабли 1,2,3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Полкам, отдель­ным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

К учреждениям Министерства обороны Российской Федерации относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных сил, как дома офи­церов, военные музеи, редакции военных изданий, во­енно-медицинские учреждения, санатории, дома отды­ха, турбазы и т.п.

К военно-учебным заведениям относятся: военные академии, университеты, институты, военные учили­ща, суворовские *и нахимовские военные училища, курсы подготовки и переподготовки офицерского со­става.

Часть Вооруженных сил Российской Федерации мо­жет входить в состав коллективных вооруженных сил (например, ОВС СНГ) или находиться под объединен­ным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации (например, в составе миротворческих сил ООН или коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зонах локальных во­енных конфликтов).

 

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Сухопутные войска — это вид ВС, предназначенный для прикрытия Государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск противника и овладения его территорией.

Вся наша военная история — это история сухопут­ных войск, т.к. эта группа войск всегда составляла ос­нову русской армии.

Современные Сухопутные войска как один из видов ВС свою историю ведет с марта 1946 г. Тогда приказом начальника Генерального штаба ВС СССР был сфор­мирован Главкомат Сухопутных войск. Первым глав­нокомандующим был назначен маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

В настоящее время в общих рамках реформирования Вооруженных сил проводится реорганизация и Сухо­путных войск. Они были и остаются видом ВС.

Главная цель реорганизации Сухопутных войск за­ключается в создании такого вида Вооруженных сил, который бы обладал достаточным боевым потенциалом и имел в своем составе разумное количество боеготовых и способных к развертыванию в установленные сроки формирований рациональной структуры, соста­ва и численности.

Основная цель реформирования Сухопутных войск — создание сил с достаточным боевым потенци­алом, соответствующим требованиям современной об­щей военной доктрины, необходимым количеством боеготовых и способных к развертыванию в установ­ленные сроки формирований.

В состав Сухопутных войск входят следующие рода поиск: мотострелковые, танковые, ракетные, артилле­рии, войска противовоздушной обороны. К группе спе­циальных войск относятся — разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиацион­ной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобиль­ные и охраны тыла.

Например, ракетные войска и артиллерияявляют­ся основным средством ядерного и огневого пораже­ния противника во фронтовой, армейской (корпус­ной) операциях и общевойсковом бою. Эти войска со­стоят из соединений и частей гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, минометов, противотанковых управляемых ракет и артиллерий­ской разведки.

Войска противовоздушной обороныСВ предна­значены для прикрытия группировок войск и объектов тыла от ударов противника с воздуха. Они способны вести уничтожение самолетов и беспилотных средств воздушного нападения. Противостоять высадки десанта противника. Вести радиолокационную разведку и оповещать войска о воздушном противнике.

Наиболее сложным современным комплексом ПВО СВ является зенитная ракетная система С—300 с управ­ляемыми ракетами двух типов (ЗУР—1 и ЗУР—2). Она обеспечивает поражение оперативно-тактических и та­ктических баллистических и аэробаллистических ра­кет, самолетов дальнего радиолокационного обнаруже­ния, а также самолетов стратегической и тактической авиации. Все боевые средства размещены на гусенич­ных шасси высокой проходимости.

Инженерные войскапредназначены для обеспече­ния боевых действий всех видов ВС и родов войск. Они поддерживают высокие темпы наступления, в том чис­ле с уничтожением сильных опорных пунктов против­ника. Осуществляют разминирование местности в рай­онах бывших военных действий, обезвреживают взры­воопасные предметы. Во время Второй мировой войны этими войсками было подготовлено свыше 420 тыс. км войсковых путей и дорог, оборудовали переправы на всех водных преградах — от Волги до Эльбы.

Войска связи.Главная задача этих войск — обеспе­чение связи и ее бесперебойной работы между подраз­делениями разного уровня в любых условиях и обстановки.

Они поддерживают устойчивую связь между штаба­ми, командирами и подчиненными, взаимодействую­щими частями и соединениями.

 

 

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооружен­ных сил, предназначенный для защиты органов высше­го государственного управления, стратегических ядер­ных сил, группировок войск крупных административ­но-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов противника с воздуха и выполнения специальных задач.

Большой вклад в создание научной базы мировой авиации внесли выдающиеся русские ученые Н.Е. Жу­ковский, К.Э. Циолковский, С.А. Чаплыгин. В 1882 г. морской офицер А.Ф. Можайский создал первый в ми­ре самолет. В 1913 г. на Русско-Балтийском заводе был собран многомоторный самолет «Русский витязь», а позже «Илья Муромец», полетный вес которого дости­гал 7 тонн. Накануне Первой мировой войны констру­кторам Л.Д. Григоровичем был сконструирован гидро­самолет лодочного типа. Появление реактивного дви­гателя вызвало качественный скачок в развитии авиа­ции. В 1946 г. были подняты в воздух первые самолеты реактивного типа ЯК—15 и МиГ—9.

Современная структура ВВС была создана в 1998 г. в результате слияния Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны.

Роль ВВС в обеспечении национальной безопасно­сти постоянно возрастает. Универсальность боевой техники, способность использовать разные виды оружия, дальность реагирования, высокая маневренность и скорость — вот основные оперативно-стратегические характеристики современных ВВС.

Организационно ВВС России состоят из округа, ар­мий (корпусов), дивизий и полков и включают 6 родов авиации: дальняя, военно-транспортная, фронтовая (бомбардировочная, штурмовая, истребительная и разведывательная) и армейская. В состав ВВС также вхо­дят рода противовоздушных войск: зенитные ракетные и радиотехнические.

На вооружении авиационных частей находятся са­молеты, гидросамолеты и вертолеты. Сверхзвуковые всепогодные самолеты составляют основу боевой мощи ИВС. Они оснащены разнообразным бомбардировоч­ным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

Как и в других видах Вооруженных сил, в интегри­рованных ВВС проведены различные мероприятия по реформированию прежде всего управленческих струк­тур. Это дало определенные результаты: уменьшилось количество штатных должностей, занимаемых высши­ми офицерами. При объединении двух видов Воору­женных сил ставилась цель: максимально сократить управленческие и дублирующие структуры, сохранить боевой потенциал как ВВС, так и ПВО, их способность выполнять оборонительные и ударные функции. При этом сохранился статус армий ВВС и ПВО.

С Центрального командного пункта ВВС теперь осуществляется и управление силами ПВО стран Сод­ружества, которые в соответствии с договоренностями несут совместное дежурство с российскими войсками. Прежде всего речь идет о взаимодействии с силами и средствами ПВО Белоруссии и Казахстана.

ЦКП ВВС позволяет контролировать территорию и госграницу практически всего бывшего Советского Со­юза, за исключением Прибалтики.

На вооружении ВВ С находится самая различная бо­евая техника. Например, ракетоносец ТУ—160, самый мощный ударный авиационный комплекс в мире. Взлетный вес этого ракетоносца составляет 275 тонн, он может летать со скоростью 2230 км/ч. Не имеет ми­ровых аналогов эффективная зенитно-ракетная систе­ма С-400.

МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 будут составлять основу истребительной авиации. Их модернизация предусмат­ривает увеличение боевой эффективности за счет при­менения нового бортового оборудования.

В целях развития ударной авиации разрабатываются опытные образцы новой машины Су. По мере готовно­сти они будут запущены в производство. Имеются но­вые модификации штурмовиков Су-25.

Военно-транспортная авиация.Сегодня ее основ­ными задачами являются: перевозки по воздуху войск в районы боевого предназначения при стратегическом развертывании Вооруженных сил, воздушные перевоз­ки войск, боевой техники и грузов в районы вооружен­ных конфликтов; воздушные перевозки в интересах ма­невра авиационных соединений и частей с целью созда­ния новых авиационных группировок и усиления дей­ствующих на важнейших стратегических направлениях.

При развязывании вооруженных конфликтов ВТА будет осуществлять воздушное десантирование, доставку по воздуху вооружения, боеприпасов и других ма­териальных средств воздушным десантам и войскам, действующим в тылу противника.

 

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

Военно-морской флот (ВМФ) обеспечивает безопасность морских акваторий РФ и соблюдение интере­сом нашего государства в нейтральных водах.

История отечественного мореплавания берет свое начало в глубокой древности. В Восточной Европе в VIII—IX вв. в качестве дорог выступали речные пути (Волга, Днепр, Западная Двина, Дон и их притоки). В >тот период времени по территориям государственных образований восточных славян: Новгородской Руси и Киевской Руси и сопредельным территориям, заселен­ным славянскими племенами проходил торговый путь «из варяг в греки». Этот путь имел важное стратегиче­ское значение, т.к. проходил по территориям, являю­щимся связующим звеном между развитыми странами Западной Европы и странами Востока. Благодаря важ­ности этой водной магистрали Древняя Русь к XI в. смогла занять важное политическое положение.

20 октября 1696 г. по настоянию Петра I Боярская дума приняла историческое решение «Морским судам быть». Именно с этого момента начинается история развития отечественного морского флота.

Военные моряки России открыли Антарктиду, Бе­рингов пролив, Камчатку, Новую Землю, много остро­вов, проливов и морей. Во время плаваний проводили гидрологические исследования вод Мирового океана. Осваивали «Северный морской путь» — стратегически важный маршрут для России.

В годы Великой Отечественной войны было пото­плено около 1400 транспортных судов и более 1300 бое­вых кораблей и судов противника, флот обеспечивал передислокацию войск и военных грузов. Советские моряки успешно освоили ракетно-ядер­ный флот, совершали кругосветные походы на подвод­ных лодках.

В составе современного ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и морские силы общего назначения (МСОН). Организационно ВМФ России состоит их четырех флотов (Северного, Тихо­океанского, Балтийского и Черноморского), Каспий­ской флотилии и включает рода сил: подводные, над­водные, морскую авиацию, береговые войска (морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска), а также части и подразделения обеспечения и обслужи­вания. Так, например, основу Северного и Тихоокеан­ского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подлодки, авианесущие и десантные корабли. Они вы­полняют задачи по охране водного пространства Оте­чества, обеспечивают безопасность судоходства, мор­ского промысла, научных исследований в Мировом океане.

Из всех видов Вооруженных сил ВМФ подвергается меньшим изменениям. Однако главное направление реформирования состоит в том, чтобы в результате проводимых преобразований получить Военно-мор­ской флот, сбалансированный в трех сферах: управлен­ческой, боевой и обеспечивающей.

В количественном плане в составе ВМФ имеется около 100 подводных лодок, включая стратегические подводные ракетоносцы, многоцелевые атом­ные и дизельные подводные лодки, 70 боевых надводных кораблей основных классов и 250 кораблей и катеров прибрежного действия, а также около 500 самолетов и вертолетов.

В настоящее время флот способен решать постав­ленные задачи не только в ближней морской зоне при­легающих морей, но и в удаленных районах Мирового океана. Российский флот, действуя на морских театрах, должен вместе с другими видами Вооруженных сил обеспечить сдерживание любого противника от развя­зывания им агрессии против России. Эту задачу ВМФ способен выполнить и на стратегическом, и на регио­нальном уровне. Для этого имеются все необходимые силы, средства и возможности. Это означает, что на мо­ре необходимый баланс сил поддерживается.

Сегодня ВМФ играет важную роль в обеспечении национальной безопасности России. Он располагает примерно 35% носителей ядерных зарядов. В составе ВМФ находится 27 атомных ракетных подводных крей­серов стратегического назначения, которые являются одним из трех компонентов (наряду с РВСН и ВВС) стратегических ядерных сил.

В соответствии с Концепцией развития флота чис­ленный состав в ближайшее время не будет уменьшать­ся. Будут поступать на вооружение и морские балли­стические ракеты. В перспективе флот получит атом­ную ракетную лодку четвертого поколения — лодку XXI в. Эта лодка будет оснащена и новой ракетой — под стать новому веку.

Корабельный состав ВМФ России включает 2 тяже­лых авианесущих крейсера, 4 тяжелых атомных крейсе­ра. Авианосцы — это, по сути, плавучие авиабазы, на которых размещены авиасредства самого различного назначения. Они могут нести ударную, истребитель­ную и противолодочную авиацию, что существенно усиливает ударную и оборонительную мощь всей груп­пировки сил.

Сегодня около 75% кораблей флота находятся в воз­расте 10—15 лет. Это достаточно хорошая основа для дальнейшего развития. Приоритет в строительстве но­вых кораблей отдается подводным силам и кораблям прибрежного и дальнего действия. Но в основном в ближайшие годы из-за недостаточного финансирова­ния предполагается сохранение и техническое поддер­жание действующих кораблей.

В ходе реформирования ВМФ образован Калинин­градский особый район, в котором создана группировка войск с единым (морским) командованием. Создана единая группировка на Камчатке. Сегодня в этих регио­нах устанавливается более тесное взаимодействие между частями различных видов ВС и определяется единое ко­мандование. В системе обеспечения кадрами флот ре­шает проблемы, сходные с проблемами других видов ВС. Одна из них — ликвидация дублирования функций. К примеру, только год назад над командиром корабля стояло 197 управленцев. Ныне их значительно меньше. У флота не только сугубо военные задачи. Нынеш­ний флот своим присутствием в Мировом океане не только защищает национальные интересы страны, но и Выступает в роли дипломата. Дипломатическая миссия флота с каждым годом возрастает.

Нынешняя научно-техническая революция, разви­тие средств вооруженной борьбы на море, происходя­щее реформирование флота ставят проблему поиска и привнесения в практику новых форм боевой и административной организации ВМФ.

Это объективный процесс, веление времени. И те практические меры по реформированию флота, кото­рые сегодня принимаются и осуществляются, подтвер­ждают: в XXI в. у России будет боеспособный, сбалан­сированный флот, имеющий оптимальную, современ­ную организацию.

 

РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Ядерное сдерживание остается основным элемен­том в области обеспечения национальной безопасно­сти России.

Современные Ракетные войска стратегического на­значения (РВСН) — основная составляющая всех на­ших стратегических ядерных сил. Они имеют особое значение для безопасности страны. На РВСН прихо­дится 60% боезарядов. На них возлагается 90% задач по ядерному сдерживанию.

РВСН предназначены для уничтожения средств ядерного нападения противника и разрушения военно-промышленных объектов, а также дезорганизации го­сударственного и военного управления. Ракетные вой­ска оснащены межконтинентальными ракетами, раке­тами среднего и ближнего действия, размещенными в защищенных стартовых позициях и подвижными (мо­бильные средства).

Управление Ракетными войсками стратегического назначения осуществляется с Центрального командно­го пункта, который представляет подземный город со своими системами жизнеобеспечения.

В РВСН дежурят все — от рядового до главнокоман­дующего. Вместе с ним раз в полгода заступают на де­журство главные специалисты и начальники различ­ных служб. Такое же постоянное дежурство осуществ­ляется в ракетных армиях, дивизиях, полках.

В настоящее время на вооружении имеется ракет­ный комплекс «Тополь-М» — оружие XXI в. (см. с. 213). Группировки ракетных комплексов «Тополь-М» вместе с комплексами морских и авиационных ядерных сил России должны обеспечить в начале нынешнего тыся­челетия устойчивый ядерный баланс и стратегическую стабильность при любых прогнозируемых вариантах развития военно-политической обстановки.

 

КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА

Космические войскаосуществляют контроль за со­блюдение международных обязательств по ограниче­нием стратегических наступательных вооружений. Они обеспечивают ведение космической связи, глобальной навигации, картографии, метеообеспечения и др. Эти войска осуществляют подготовку и запуск всех ракетоносителей. Организуют управление на орбитах боль­шинства космических аппаратов. Техническое воору­жение космических войск обеспечивается наиболее прогрессивными научными и техническими разработ­ками, например система противоракетного наблюде­ния — контролировать в космическом пространстве полет металлического шарика диаметром 5 см.

Национальная система предупреждения о ракетном нападении относится к системам стратегического сдер­живания. Она является главным источником оператив­ной и достоверной информации о нанесении против­ником ракетных ударов как из космоса, так и с Земли. Перспективные возможности применения системы ракетно-космической обороны не ограничиваются только осуществлением функции контроля за пусками ракет. Планируется увеличить контролируемую зону космического пространства, а также повысить опера­тивность обнаружения вновь запущенных космических аппаратов, обслуживающих как военные, так и эконо­мические задачи страны с учетом унификации косми­ческих платформ и наземного автоматизированного комплекса управления.

 

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоя­тельный род войск центрального подчинения, предна­значенный для ведения боевых действий в тылу про­тивника. Основные боевые свойства ВДВ — способ­ность быстро достигать удаленных районов от театров военных действий, наносить внезапные удары по про­тивнику, вести общевойсковой бой. Подразделения ВДВ быстро захватывают и удерживают стратегические объекты в глубоком тылу противника, выводят из строя его государственное и военное управление. Свои зада­чи ВДВ выполняет во взаимодействии с соединениями и частями различных видов вооруженных сил.

Днем рождения ВДВ считается 2 августа 1930 г., ко­гда на войсковых учениях Московского военного окру­га впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение для выполнения тактических задач. В марте 1941 г. правительством СССР было принято ре­шение о развертывании воздушно-десантных корпу­сов. Уже в начале Великой Отечественной войны де­сантники вели активные действия на всех фронтах. Особенно отличились они при обороне Киева, Одессы, в боях на территории Белоруссии и под Москвой. В по­слевоенное время особо отрабатывалось десантирова­ние тяжелой боевой техники на парашютных платфор­мах и с помощью парашютно-реактивных систем.

В конце XX в. воины-десантники с честью выполня­ли миротворческие задачи в Боснии и Герцеговине, в Косово и Абхазии.

Сегодня Воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного Главнокомандующего Вооруженны­ми силами России. В их составе четыре воздушно-де­сантные дивизии, одна воздушно-десантная бригада, учебный центр ВДВ, части боевого обеспечения и Ря­занский институт воздушно-десантных войск.

В Воздушно-десантных войсках, как и во всех Во­оруженных силах, решаются проблемы, связанные с их реформированием. Реформа повлекла за собой передачу воздушно-десантных бригад, дислоцирующихся в границах ряда военных округов, в подчинение коман­дующих войсками этих военных округов. Это позволя­ет максимально приблизить их к войскам, с которыми им предстоит взаимодействовать при выполнении боевых задач.

Несмотря на известные трудности, в ВДВ выполня­ются планы боевой подготовки. В практику введено правило проведения в полках семидневных полевых выходов для выполнения учебно-боевых задач.

Много внимания уделяется огневой подготовке, фи­зической закалке военнослужащих. Занятия проходят напряженно и организованно и способствуют повыше­нию боевой выучки.

Помимо учебно-боевых задач десантники выполня­ют ответственные миротворческие задачи. Сегодня полторы тысячи десантников находятся в Боснии и Герцеговине, столько же личного состава и в Абхазии.

В Дагестане сформирована войсковая маневренная группа в количестве 500 человек.

Несмотря на значительное сокращение личного со­става, в ВДВ сделано все, чтобы сохранить в строю про­фессионалов, сберечь и приумножить бесценный опыт, традиции, которые накоплены поколениями десант­ников.

Десантники прошли через все «горячие точки». Бы­ли потери, были горечи утрат. Но были и остаются му­жество и героизм: свыше тысячи десантников награж­дены орденами и медалями, а 42 человека удостоены высшей государственной награды страны — Золотой Звезды Героя России. Эти факты убедительнее всяких слов говорят о том, что воины Воздушно-десантных войск достойно продолжают славу отцов и дедов.

 

 

ТЫЛ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ЕГО РОЛЬ

В ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЙСК

Сегодня тыл ВС РФ — это один из важнейших со­ставных элементов Вооруженных сил, на который воз­лагается обеспечение в мирное и военное время повсе­дневной жизнедеятельности войск. Это продовольст­венное и вещевое снабжение военнослужащих, меди­цинское, торгово-бытовое, санитарное обслуживание личного состава и обеспечение войск горюче-смазоч­ными материалами. Это удовлетворение транспортных потребностей войск, инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое обеспечение авиации, выполне­ние противопожарных и природоохранных мероприя­тий и многое другое.

Для решения этих задач тыл ВС располагает соеди­нениями и частями специальных войск (автомобиль­ных, железнодорожных, дорожных, трубопроводных), инженерно-аэродромными, авиационно-технически-ми частями и вспомогательным флотом, бригадами, полками, батальонами, ротами и взводами материального обеспечения, медицинскими, ветеринарно-сани-тарными и другими частями и учреждениями. Для ор­ганизации и осуществления управления и бытового обеспечения в его состав также входят части и подраз­деления некоторых других специальных войск — связи, инженерные, химические.

Для руководства всеми этими силами и средствами в настоящее время в центральном звене тыла ВС дейст­вуют Штаб тыла, снабженческие и транспортные цент­ральные управления Министерства обороны, а также Главное военно-медицинское управление и Главное уп­равление торговли МО РФ.

Соответствующие органы управления имеются в ты­лу каждого вида Вооруженных сил, в том числе и ряд служб специализированного обеспечения (инженерно-аэродромная, авиационно-техническая, электрогазо­вой техники, вспомогательного флота и другие). Все они действуют с учетом специфики решаемых видами ВС задач.

В мирное время для тыла Вооруженных сил учебных задач не бывает: не может ни одна ракета или самолет быть заправленными условно, не может солдат быть ус­ловно экипирован и условно накормлен. И на войне, и в мирных условиях от тыла войска ждут реального и полнокровного обеспечения. От того, насколько тыло­вые службы готовы четко выполнять свои функции, за­висит общий результат решения боевых задач.

На современном этапе реформирования военной организации государства и Вооруженных сил неизме­римо возросло значение всех видов тылового обеспече­ния войск, единой системы управления всеми их служ­бами. Именно в их обновлении видятся перспективы завершения кардинальных преобразований в военно-экономическом обеспечении армии и флота.

Уже разработаны и утверждены Концепция и План строительства тыла Вооруженных сил РФ.

В ходе изменения экономических условий в стране уточняется и система обеспечения Вооруженных сил. Долгое время ее характерной особенностью была жест­кая централизация движения основных потоков мате­риальных средств: от промышленности в центр, далее последовательно до окружного, войскового звеньев и непосредственно до каждого военнослужащего много­профильного армейского и флотского организма.

Централизованное управление поставками матери­альных ресурсов является важнейшим принципом эф­фективного функционирования системы тылового обеспечения войск и сил флота. Вместе с тем сейчас осуществляется поиск наиболее экономичного и гиб­кого варианта.

Система тылового обеспечения войскового и окруж­ного звеньев будет поэтапно переводиться на террито­риальный принцип, который позволяет укрепить нару­шившиеся экономические связи с поставщиками на местах. По ряду видов материальных средств закупки продукции проводятся на конкурсной основе с учетом рыночной конъюнктуры цен по регионам.

Тыл Вооруженных сил РФ является связующим зве­ном между экономикой страны и армией и флотом. Он представляет собой неотъемлемую часть оборонного потенциала России и в результате проводимого рефор­мирования получит новое развитие.

 

ДРУГИЕ ВОЙСКА И ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

В обороне страны наряду с Вооруженными силами Российской Федерации участвуют и другие воинские формирования и органы. В соответствии с Федераль­ным законом «Об обороне» к ним относятся: погра­ничные войска, внутренние войска Министерства вну­тренних дел РФ, железнодорожные войска и войска гражданской обороны.

Пограничные войскапредназначены для охраны го­сударственных границ на суше, морях, реках и озерах, а также континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности РФ.

В России зарождение пограничной службы относит­ся к XIV—XV векам. В связи с частыми набегами ко­чевников на южных и юго-восточных окраинах Мос­ковского Великого княжества с 60-х годов XIV века ста-ли выставляться сторожевые посты и станицы. В XVI в. возродились засечные черты, а позже — и пограничные укрепленные линии и несение пограничной службы приобрело вид государственной службы.

На протяжении всей истории нашего государства пограничная служба не раз меняла свое название, но это не мешало пограничникам достойно выполнять свой долг перед отечеством. Так, например, в 1941 г. среди защитников Брестской крепости сражалось око­ло 500 пограничников. Осада крепости длилась с 22 июня до двадцатых чисел июля 1941. Подвиг совет­ских пограничников описан в повести Бориса Василь­ева «В списках не значится».

Россия не имеет территориальных претензий к сво­им соседям и стремится к последовательному и бескон­фликтному международно-правовому оформлению своей границы.

Несмотря на сложность обстановки и объектив­ные трудности, органы и погранвойска обеспечива­ют защиту политических, экономических, военных и иных интересов страны на государственной границе, в территориальном море, исключительной экономи­ческой зоне, на континентальном шельфе Россий­ской Федерации и внешних границах государств — участников СНГ.

В настоящее время российские погранвойска непо­средственно или их представители в составе оперативных групп, создаваемых на базе национальных погра­ничных войск государств Содружества, продолжают совместную охрану границы по рубежам бывшего СССР в Белоруссии, Армении, Таджикистане, Кирги­зии, Казахстане.

Необходимость присутствия российских погранич­ников обусловлена тем, что они выполняют задачи по охране границы этих государств со странами, не входя­щими в СНГ, в условиях, когда национальные погра­ничные войска еще полностью не сформированы или не обладают достаточным уровнем подготовки для ве­дения самостоятельных действий.

Сегодня реализуется «стратегия двух границ», кото­рая подразумевает и защиту национальных интересов государств — участников СНГ на внешних границах го­сударств Содружества, и защиту интересов России на собственной границе.

Внутренние войска.Внутренние войска Министер­ства внутренних дел Российской Федерации предна­значены для обеспечения безопасности личности, об­щества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных по­сягательств.

На Внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи:

участие совместно с органами внутренних дел Рос­сийской Федерации в охране общественного поряд­ка, обеспечение общественной безопасности и ре­жима чрезвычайного положения;

охрана важных государственных объектов и грузов;

участие в территориальной обороне Российской Фе­дерации;

оказание содействия пограничным войскам Феде­ральной пограничной службы Российской Федера­ции в охране государственной границы Российской Федерации.

Основой успешного выполнения служебно-боевых задач, стоящих перед воинами внутренних войск, является их профессионализм. Особое внимание в обуче­нии личного состава уделяется физической, огневой, тактической и специальной подготовке. Важное значе­ние придается формированию у воинов смелости, ре­шительности, способности грамотно и хладнокровно действовать в самых экстремальных условиях.

Ко внутренних войсках краповый берет является таком квалификации воина и вручается только после прохождения курса спец подготовки и сдачи экзамена. Внутренние войска МВД России также сейчас совершенствуются, реформируются и сокращаются. Цель »той большой и трудоемкой работы — обеспечение мобильности, возможности быстро концентрировать си­ни и средства там, где это необходимо, решительно и умело действовать в любом регионе России, реально обеспечить охрану жизни, здоровья, имущественную безопасность граждан.

Железнодорожные войска.Железнодорожные поиска предназначены для восстановления, строитель­ства, эксплуатации и технического прикрытия желез­ных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок в военное время.

Трудовой потенциал железнодорожных войск велик и был реализован в послевоенном восстановлении же­лезнодорожного транспорта, в строительстве таких крупных стальных магистралей, как Абакан — Тайшет, Ивдель — Обь, Тюмень — Сургут, БАМ, в развитии станций и узлов, усилении пропускной способности и (электрификации железнодорожных направлений.

Одним из славных этапов трудового подвига вои­нов-железнодорожников останется строительство Бай­кало-Амурской магистрали (БАМ). На этой великой стройке они продемонстрировали свой богатейший трудовой потенциал, приобрели бесценный опыт.

Однако не одними трудовыми заботами живут вои­ны-железнодорожники. Как и в других войсках, здесь идет полнокровная военная служба: проводятся заня­тия, тренировки, боевая учеба, в строгом соответствии с воинскими уставами организуется весь уклад жизни подразделений и частей.

Войска гражданской обороны в мирное время участ­вуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций: природных стихийных бедствий, эпидемий, круп­ных аварий и катастроф, ставящих под угрозу здоровья населения и требующих проведения аварийно-спаса­тельных работ. В случае начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории страны или в отдельных ее районах дея­тельность войск гражданской обороны осуществляется в полном объеме.

Отметим, что комплектация войск личным составом осуществляется на основе принципов и в порядке, ко­торые установлены для Вооруженных сил РФ.