Основные положения РЭПТ

Техники

  • использование графиков (на которых отмечаются изменения, происходящие со временем у клиента);
  • позитивное подкрепление;
  • негативное подкрепление;
  • наказание;
  • моделирование поведения.

 

Рационально-эмотивное поведенческое консультирование

(Другие названия: рационально-эмотивная психотерапия, РЭПТ, когнитивная поведенческая психотерапия, рациональная поведенческая психотерапия, когнитивное реструктурирование). Представители - Альберт Эллис, Аарон Бек, Арнольд Лазарус.

Главная цель психотерапии - помочь клиентам идентифицировать паттерны собственных иррациональных рассуждений, то есть тех привычных убеждений, которые приводят к неадекватному восприятию реальности, и затем обучить клиентов более логичным, последовательным, рациональным и научным. Мысли или действия считаются иррациональными, если они приводят к возник­новению серьезных эмоциональных конфликтов, препятствуют достижению кон­структивных целей, не соотнесены с объективной реальностью или представляют не­нужную угрозу для жизни.

Эллис определил четыре основных вида ир­рациональных убеждений:

«Установка на худшее». Это обычное искажение реальности, когда человек пред­ставляет самое худшее, что может произойти, наихудший вариант из всех возможных:

«Я не могу это вынести». Это иррациональное убеждение, как и предыдущее, так­же искажает относительную значимость того, что что-то идет не по плану.

«Долженствование». Эллис полагает, что употребление таких слов, как «должен» и «следует» является одной из причин возникновения эмоциональных расстройств. Эти слова, так же как и скрытый за ними смысл, означают, что человек ожидает к себе особого отношения, того, что все должно складываться так, как он хочет.

«Оценивание». Оценивание себя или других в абсолютных категориях плохого и хорошего, правильного и неправильного, что неизбежно приводит к неудовлетвори­тельным оценкам, — это четвертый тип иррациональных убеждений.

Стратегическое консультирование (Другое название: стратегическая семейная психотерапия, краткосрочная терапия, терапия испытанием).

Особенность: требуется лишь нескольких сессий, чтобы избавить клиента от предъявляемых жалоб.

Представители: Милтон Эриксон, Ричард Бэндлер и Джон Грюндер, Вирджиния Сатир.

Список вопросов:

· В чем суть вашей проблемы?

· Почему вы здесь и чего вы ожидаете?

· Что значит для вас ваша проблема?

· Где, когда и с кем вы были, когда у вас появилась эта проблема?

· Были ли исключения, когда вы не переживали эту ситуацию как проблему?

· Если бы вы проснулись завтра уже без проблемы, то что бы изменилось?

· Если бы ваша проблема чудесным образом разрешилась, то как бы могло произойти?

· Что вы пробовали делать для решения проблемы, что оказалось неэффективным?

· Что вы пробовали делать для решения проблемы, что иногда срабатывало?

· Когда ваша проблема оказывалась вовсе и не проблемой?

· Когда ваша проблема доставляла вам самые большие неприятности?

· Как вам удавалось справиться с проблемой в тех исключительных случаях, о которых вы только что рассказали?

Схема консультирования: понимание динамики взаимоотношений клиента, определение источников конфликта, планирование стратегии с целью изменения.

Основные положения:

1. Консультант должен играть достаточно активную и директивную роль;

2. Для того чтобы консультирование было эффективным, не нужно много времени;

3. Для понимания проблем клиента важен анализ семейных и индивидуальных коммуникативных отношений;

4. Проводимые вмешательства ориентированы на действие, в то время как роль инсайта игнорируется.

5. Техники и приемы подбираются индивидуально для каждого клиента, в зависимости от его личных особенностей и имеющейся ситуации.

6. Если ни одна стратегия не оказывается эффективной, следует попробовать что-нибудь.