Основные положения РЭПТ
Техники
- использование графиков (на которых отмечаются изменения, происходящие со временем у клиента);
- позитивное подкрепление;
- негативное подкрепление;
- наказание;
- моделирование поведения.
Рационально-эмотивное поведенческое консультирование
(Другие названия: рационально-эмотивная психотерапия, РЭПТ, когнитивная поведенческая психотерапия, рациональная поведенческая психотерапия, когнитивное реструктурирование). Представители - Альберт Эллис, Аарон Бек, Арнольд Лазарус.
Главная цель психотерапии - помочь клиентам идентифицировать паттерны собственных иррациональных рассуждений, то есть тех привычных убеждений, которые приводят к неадекватному восприятию реальности, и затем обучить клиентов более логичным, последовательным, рациональным и научным. Мысли или действия считаются иррациональными, если они приводят к возникновению серьезных эмоциональных конфликтов, препятствуют достижению конструктивных целей, не соотнесены с объективной реальностью или представляют ненужную угрозу для жизни.
Эллис определил четыре основных вида иррациональных убеждений:
«Установка на худшее». Это обычное искажение реальности, когда человек представляет самое худшее, что может произойти, наихудший вариант из всех возможных:
«Я не могу это вынести». Это иррациональное убеждение, как и предыдущее, также искажает относительную значимость того, что что-то идет не по плану.
«Долженствование». Эллис полагает, что употребление таких слов, как «должен» и «следует» является одной из причин возникновения эмоциональных расстройств. Эти слова, так же как и скрытый за ними смысл, означают, что человек ожидает к себе особого отношения, того, что все должно складываться так, как он хочет.
«Оценивание». Оценивание себя или других в абсолютных категориях плохого и хорошего, правильного и неправильного, что неизбежно приводит к неудовлетворительным оценкам, — это четвертый тип иррациональных убеждений.
Стратегическое консультирование (Другое название: стратегическая семейная психотерапия, краткосрочная терапия, терапия испытанием).
Особенность: требуется лишь нескольких сессий, чтобы избавить клиента от предъявляемых жалоб.
Представители: Милтон Эриксон, Ричард Бэндлер и Джон Грюндер, Вирджиния Сатир.
Список вопросов:
· В чем суть вашей проблемы?
· Почему вы здесь и чего вы ожидаете?
· Что значит для вас ваша проблема?
· Где, когда и с кем вы были, когда у вас появилась эта проблема?
· Были ли исключения, когда вы не переживали эту ситуацию как проблему?
· Если бы вы проснулись завтра уже без проблемы, то что бы изменилось?
· Если бы ваша проблема чудесным образом разрешилась, то как бы могло произойти?
· Что вы пробовали делать для решения проблемы, что оказалось неэффективным?
· Что вы пробовали делать для решения проблемы, что иногда срабатывало?
· Когда ваша проблема оказывалась вовсе и не проблемой?
· Когда ваша проблема доставляла вам самые большие неприятности?
· Как вам удавалось справиться с проблемой в тех исключительных случаях, о которых вы только что рассказали?
Схема консультирования: понимание динамики взаимоотношений клиента, определение источников конфликта, планирование стратегии с целью изменения.
Основные положения:
1. Консультант должен играть достаточно активную и директивную роль;
2. Для того чтобы консультирование было эффективным, не нужно много времени;
3. Для понимания проблем клиента важен анализ семейных и индивидуальных коммуникативных отношений;
4. Проводимые вмешательства ориентированы на действие, в то время как роль инсайта игнорируется.
5. Техники и приемы подбираются индивидуально для каждого клиента, в зависимости от его личных особенностей и имеющейся ситуации.
6. Если ни одна стратегия не оказывается эффективной, следует попробовать что-нибудь.