Нетрадиционные формы урока

Как форма организации учебного занятия, урок должен подчиняться определенным правилам взаимодействия и взаимоотношения участников учебного процесса. Перечислим основные правила организации урока информатики и ИКТ.

1.Систематическая работа учащихся на ЭВМ является основой практического освоения учебного материала. Поэтому каждый урок информатики включает как часть практическую работу на ПК.

2. Практическая работа учащихся на ПК организуется в форме индивидуальной самостоятельной работы по выполнению заданий, сопровожденных инструкцией.

3.Работа за компьютером не может превышать 10–30 минут (в зависимости от возраста учащихся), учащиеся должны работать по одному на каждом рабочем месте.

4. Использование компьютера как средства и инструмента обучения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания на одном уроке компьютерных и некомпьютерных форм обучения.

5. Знания и умения по информатике учащийся приобретает не только на уроках. Поэтому уровень владения компьютером у учащихся одного класса может быть существенно различным, следовательно, на первый план выходят формы дифференцированного обучения.

6.Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо на каждом уроке использовать формы текущего контроля на оценку (тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты, творческие проекты и т.п.)).

7.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель – ученик, ученик – ПК, ученик – ученик.

8.Ведущая роль на уроке принадлежит учителю, который не только организует процесс передачи и усвоения содержания образования, но и оценивает результаты учебы, принимает решение о достижении учеником необходимого для продолжения образования уровня подготовки.

Из перечисленных правил организации уроков информатики некоторые обусловлены закономерностями процесса обучения (1, 3, 4, 5, 6), остальные - традициями преподавания информатики и ИКТ (2, 7, 8).

Традиции урока могут быть обусловлены как реализацией в практике обучения научных положений – положении дидактической теории урока, так и отражением в обучении общественного уклада.

На уроках информатики имеется возможность создания такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя.

Существует несколько определений понятия нетрадиционный урок.

«Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, неустановленную структуру» (И.П.Подласый).

«Нетрадиционный урок – это урок, неудовлетворяющий по своей форме, признакам общепринятому стандарту, трафарету, традиции. Это урок нетипового нестандартного вида, обязательно заключающий в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованный, требующий напряжения эмоциональных и умственных сил» (О.О.Седова).

 

Традиция Формы организации, нарушающие традицию
2. Практическая работа учащихся на ПК организуется в форме индивидуальной самостоятельной работы по выполнению заданий, сопровожденных инструкцией. Фронтальная синхронная работа на ПК, учитель при этом действует в демонстрационном режиме с применением проектора или работа на тренажерах без использования инструкции и помощи учителя.
7.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель – ученик, ученик – ПК, ученик – ученик. ученик – ПК – учебная книга, ученик – тьютор (консультирующий ученик того же класса или более старшего класса, студент-практикант).
8.Ведущая роль на уроке принадлежит учителю, который не только организует процесс передачи и усвоения содержания образования, но и оценивает результаты учебы, принимает решение о достижении учеником необходимого для продолжения образования уровня подготовки. Ведущая роль на уроке принадлежит ученику или группе учащихся или в случае проведения бинарного урока – учитель другого предмета (при ознакомлении со специализированными программными продуктами, например, ГеоГебра, виртуальные лаборатории по химии и биологии).