Урок информатики и ИКТ, особенности его проектирования

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации обучения).

Это определение показывает, что урок можно рассматривать не только как элемент процесса обучения, но и как самостоятельную систему, состоящую из отдельных элементов, находящихся в функциональных взаимосвязях. Эти элементы и связи между ними как раз и являются предметом проектирования при подготовке учителя к уроку. Результатом этой работы является создание модели урока.

Модель урока – это приближенное описание будущего урока с целью прогнозирования реального учебного процесса (его целей, результатов, содержания, видов деятельности, способов общения).

По целям построения и степени подробности отражения учебного процесса все модели урока можно разбить на следующие виды:

Подробность Цели Структурное проектирование (план – схема) Аспектное проектирование (конспект) Целостное проектирование (сценарий)
1. Прогнозирование развития образовательных целей. Планирование системы дидактических задач урока   _     Сценарий урока.
2. Прогнозирование развертывания содержания обучения. Информационное планирование урока. Содержательный конспект урока.
3. Прогнозирование развертывания деятельности учителя и учащихся. Деятельностное планирование урока. Морфологический конспект урока.

 

Разработка модели всякого урока начинается с определения его места в системе уроков по изучению данной темы. В соответствии с местом урока устанавливается вид его основной дидактической цели.

По характеру основной дидактической цели все уроки можно разбить на 4 основных типа:

Типы уроков Основная цель урока Особенности структуры урока
1. Урок изучения нового материала Ввести в обиход учащихся новое понятие, новое суждение о понятии, установить новое правило решения задач, познакомить с новыми методами научного познания. 1. Подготовительный этап направлен на актуализацию базовых знаний, создание мотивации введения нового. 2. Этап ознакомления с новым – занимает ведущее место на уроке. 3. Этап закрепления направлен на достижение понимания изученного.
2. Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. Углубление и расширение знаний учащихся на основе изученного, формирование опыта оперирования полученными знаниям. 1. Подготовительный этап направлен на актуализацию, проверку понимания и корректировку изученного. 2. Этап ознакомления с новым посвящен определению области применимости теоретических сведений и особенностей их использования в различных ситуациях. 3. Этап закрепления – ведущий на данном уроке, посвящен достижению основной цели.
3. Урок обобщения и систематизации. Усвоение связей и отношений между элементами знаний и умений, получение новых знаний на основе установления этих связей. 1. Подготовительный этап посвящен повторению и корректировке изученного, созданию мотивации его систематизации и обобщения. 2. Этап изучения нового посвящен выявлению новых связей и обобщению изученного. 3. Этап закрепления направлен на формирования опыта использования системных связей и обобщенных знаний и умений.
4. Урок контроля и коррекции знаний. Диагностика уровня усвоения содержания материала и выявление знаний и умений, требующих корректировки. 1. Подготовительный этап направлен на инструктаж учащихся. 2. Этап изучения нового состоит в самостоятельной ориентировке учащихся в контрольных заданиях. 3. Этап закрепления реализуется в процессе выполнения контрольных заданий учащимися на основе имеющихся знаний и опыта деятельности.

 

Уроки информатики и ИКТ проводятся в основном комбинированного типа, что определяется возрастными особенностями учащихся, требующими частой смены видов учебной деятельности, а также требованиями СанПина.

Следующий шаг в проектировании урока – определение его структуры. В связи с тем, что урок является элементом системы уроков и процесса обучения, к его структуре предъявляется требование целостности. Это означает, что в структуре урока должны быть представлены все элементы общедидактической структуры самого учебного процесса:

В зависимости от целей урока выделенные структурные компоненты могут быть детализированы, занимать различные временные доли урока, цикл может быть повторен несколько раз. Структурный план урока может быть представлен разными способами: перечнем этапных подцелей, последовательностью целевых учебных элементов выносимых на урок (т.е. тех элементов содержания обучения, учебная работа с которыми необходим учащимся для достижения основной дидактической цели урока), перечнем конкретных шагов (учебных действий) по достижению цели урока. Наилучшим вариантом описания структурного плана урока является представление его в виде последовательности дидактических задач, включающих как элементы указания на цель каждого этапа, учебные действия по ее достижению, учебное содержание.

Дидактические задачи урока детализируются в процессе развернутого описания этапов урока учителем. При представлении модели урока в форме сценария описание каждого этапа включает: всю прямую речь учителя, предполагаемую прямую речь учащихся с указанием субъекта этой речи, описание всех записей на доске, которые делает учитель (должен сделать учащийся), их расположение, описание всех записей, которые должны сделать учащиеся в тетрадях, краткую характеристику мизансцены.

При проектировании урока необходимо помнить, что к нему предъявляются следующие основные требования:

1. Целенаправленность урока – наличие на уроке основной дидактической цели и подчиненность ей всех остальных целей и задач урока.

2. Рациональность построения содержания урока:

· соответствие содержания обучения основной дидактической цели урока;

· оптимальность соотношения между конкретным и абстрактным, теорией и практикой на уроке;

· необходимость и достаточность объема содержания обучения для достижения целей урока.

3. Оптимальность выбора дидактического обеспечения для проведения урока:

· обеспечение максимально возможной активности учащихся на уроке;

· соответствие особенностям учащихся;

· соответствие специфике учебного материала.

4. Организационная четкость урока.

От соблюдения этих требований зависит эффективность урока.