Урок информатики и ИКТ, особенности его проектирования
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации обучения).
Это определение показывает, что урок можно рассматривать не только как элемент процесса обучения, но и как самостоятельную систему, состоящую из отдельных элементов, находящихся в функциональных взаимосвязях. Эти элементы и связи между ними как раз и являются предметом проектирования при подготовке учителя к уроку. Результатом этой работы является создание модели урока.
Модель урока – это приближенное описание будущего урока с целью прогнозирования реального учебного процесса (его целей, результатов, содержания, видов деятельности, способов общения).
По целям построения и степени подробности отражения учебного процесса все модели урока можно разбить на следующие виды:
Подробность Цели | Структурное проектирование (план – схема) | Аспектное проектирование (конспект) | Целостное проектирование (сценарий) |
1. Прогнозирование развития образовательных целей. | Планирование системы дидактических задач урока | _ | Сценарий урока. |
2. Прогнозирование развертывания содержания обучения. | Информационное планирование урока. | Содержательный конспект урока. | |
3. Прогнозирование развертывания деятельности учителя и учащихся. | Деятельностное планирование урока. | Морфологический конспект урока. |
Разработка модели всякого урока начинается с определения его места в системе уроков по изучению данной темы. В соответствии с местом урока устанавливается вид его основной дидактической цели.
По характеру основной дидактической цели все уроки можно разбить на 4 основных типа:
Типы уроков | Основная цель урока | Особенности структуры урока |
1. Урок изучения нового материала | Ввести в обиход учащихся новое понятие, новое суждение о понятии, установить новое правило решения задач, познакомить с новыми методами научного познания. | 1. Подготовительный этап направлен на актуализацию базовых знаний, создание мотивации введения нового. 2. Этап ознакомления с новым – занимает ведущее место на уроке. 3. Этап закрепления направлен на достижение понимания изученного. |
2. Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. | Углубление и расширение знаний учащихся на основе изученного, формирование опыта оперирования полученными знаниям. | 1. Подготовительный этап направлен на актуализацию, проверку понимания и корректировку изученного. 2. Этап ознакомления с новым посвящен определению области применимости теоретических сведений и особенностей их использования в различных ситуациях. 3. Этап закрепления – ведущий на данном уроке, посвящен достижению основной цели. |
3. Урок обобщения и систематизации. | Усвоение связей и отношений между элементами знаний и умений, получение новых знаний на основе установления этих связей. | 1. Подготовительный этап посвящен повторению и корректировке изученного, созданию мотивации его систематизации и обобщения. 2. Этап изучения нового посвящен выявлению новых связей и обобщению изученного. 3. Этап закрепления направлен на формирования опыта использования системных связей и обобщенных знаний и умений. |
4. Урок контроля и коррекции знаний. | Диагностика уровня усвоения содержания материала и выявление знаний и умений, требующих корректировки. | 1. Подготовительный этап направлен на инструктаж учащихся. 2. Этап изучения нового состоит в самостоятельной ориентировке учащихся в контрольных заданиях. 3. Этап закрепления реализуется в процессе выполнения контрольных заданий учащимися на основе имеющихся знаний и опыта деятельности. |
Уроки информатики и ИКТ проводятся в основном комбинированного типа, что определяется возрастными особенностями учащихся, требующими частой смены видов учебной деятельности, а также требованиями СанПина.
Следующий шаг в проектировании урока – определение его структуры. В связи с тем, что урок является элементом системы уроков и процесса обучения, к его структуре предъявляется требование целостности. Это означает, что в структуре урока должны быть представлены все элементы общедидактической структуры самого учебного процесса:
В зависимости от целей урока выделенные структурные компоненты могут быть детализированы, занимать различные временные доли урока, цикл может быть повторен несколько раз. Структурный план урока может быть представлен разными способами: перечнем этапных подцелей, последовательностью целевых учебных элементов выносимых на урок (т.е. тех элементов содержания обучения, учебная работа с которыми необходим учащимся для достижения основной дидактической цели урока), перечнем конкретных шагов (учебных действий) по достижению цели урока. Наилучшим вариантом описания структурного плана урока является представление его в виде последовательности дидактических задач, включающих как элементы указания на цель каждого этапа, учебные действия по ее достижению, учебное содержание.
Дидактические задачи урока детализируются в процессе развернутого описания этапов урока учителем. При представлении модели урока в форме сценария описание каждого этапа включает: всю прямую речь учителя, предполагаемую прямую речь учащихся с указанием субъекта этой речи, описание всех записей на доске, которые делает учитель (должен сделать учащийся), их расположение, описание всех записей, которые должны сделать учащиеся в тетрадях, краткую характеристику мизансцены.
При проектировании урока необходимо помнить, что к нему предъявляются следующие основные требования:
1. Целенаправленность урока – наличие на уроке основной дидактической цели и подчиненность ей всех остальных целей и задач урока.
2. Рациональность построения содержания урока:
· соответствие содержания обучения основной дидактической цели урока;
· оптимальность соотношения между конкретным и абстрактным, теорией и практикой на уроке;
· необходимость и достаточность объема содержания обучения для достижения целей урока.
3. Оптимальность выбора дидактического обеспечения для проведения урока:
· обеспечение максимально возможной активности учащихся на уроке;
· соответствие особенностям учащихся;
· соответствие специфике учебного материала.
4. Организационная четкость урока.
От соблюдения этих требований зависит эффективность урока.