Иерархические уровни проектирования процесса обучения информатике
1. Уровень выделения ступеней школьного информатического образования (ИО).
Ступенью обучения называется элементарная единица возрастной дифференциации процесса обучения, характеризуемая спецификой задач, содержания и способов обучения.
Проектирование процесса обучения на этом уровне осуществляется путем создания и утверждения нормативных документов об образовании: Закона об образовании РФ и ГОС.
Законом об образовании РФ (см. гл. 2 ст. 9) выделяются образовательные программы двух основных уровней: общеобразовательные и профессиональные, находящиеся в преемственных связях. Там же отмечается, что в общеобразовательных программах выделяются следующие преемственные ступени обучения: дошкольное образование, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования:
Государственные стандарты общего образования [см. Сборник нормативных документов /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. - 443] определяют:
· основные цели ИО на этих ступенях обучения;
· недельную и годовую учебную информатическую нагрузку на школьника на каждой ступени;
· обязательный минимум содержания основных образовательных программ по информатике по ступеням обучения;
· требования к информатической подготовке школьников на каждой ступени обучения.
2. Уровень выделения учебных информатических курсов
Учебным курсом называется единица содержательной дифференциации процесса обучения в рамках конкретного предмета («информатика и ИКТ»), представляющая собой логически законченную, целостную часть содержания обучения (информатике), характеризуемую определенной субъектной и целевой направленностью, общностью идей построения учебного материала.
На этом иерархическом уровне проектирование учебного процесса осуществляют авторы учебных программ по информатике и учебных пособий. Их работу контролируют экспертные советы при Российской академии образования и департаменте по надзору и государственной политике в области образования и науки. Учебно-методические комплексы, прошедшие федеральную экспертизу включаются в список учебных пособий допущенных или рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Авторские программы обучения информатике определяют:
· вид (виды) учебных курсов на той или иной ступени обучения;
· цели их изучения;
· теоретические основы и принципы развертывания содержания обучения в программах;
· перечень основных разделов, тем программы и их содержательное наполнение.
Если обратиться к учебно-методическому комплексу Л.Л. Босовой, то можно составить следующую схему, описывающую его состав.
Существует различные теоретические способы структурной организации содержания учебных курсов:
Способы | Характеристика |
1. Линейное построение учебного курса. | Отдельные части учебного материала курса представляют собой последовательность логически взаимосвязанной информации. Каждая часть изучается только один раз. |
2. Концентрическое построение учебного курса | Один и тот же вопрос изучается несколько раз. При повторе содержаниерасширяется и обогащается новой информацией. |
3. Спиралеобразное построение учебного курса. | В содержании курса выделяются стержневые проблемы, к решению которых возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ними знаний и умений. |
4. Модульное построение учебного курса. | В содержании курса выделяются относительно самостоятельные части (модули), каждая из которых имеет свою целевую направленность и включает все необходимые информационные элементы для ее достижения. |
Для построения школьных курсов информатики и ИКТ используется спиралеобразное построение учебного курса. Стержневые проблемы, пронизывающие целый ряд учебных курсов на разных ступенях обучения, получили в ТиМОИ название содержательно-методических линий:
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
КОМПЬЮТЕР
АЛГОРИТМЫ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При спиралеобразном способе структурирования содержания школьного курса информатики и ИКТ информационной единицей проектирования содержания считаются не линии, а учебные темы.
Учебной темой называется целостная информационная единица содержания учебного курса, характеризуемая единством предметной направленности и логическими взаимосвязями, общностью дидактической цели.
Учитель осуществляет проектирование учебного процесса на третьем иерархическом уровне – определения системы учебных занятий.
3. Уровень проектирования системы учебных занятий
Учебное занятие – это элементарная дидактическая единица процесса обучения, обладающая всеми характеристиками целостного методической системы: целевой направленностью, содержательно-структурной и процессуально-функциональной стороной.
Можно выделить три основных вида учебных занятий: урок, домашняя самостоятельная учебная работа учащегося по предмету, дополнительное учебное занятие по предмету (вспомогательное, факультативное, кружковое, и пр.). С точки зрения смены учебных занятий этих видов, процесс изучения темы может быть представлен следующей схемой:
Представленная схема показывает, что основной формой учебных занятий является урок, так как именно через систему уроков осуществляется достижение образовательных целей, намеченных государственным образовательным стандартом.
Методические пособия (руководства, рекомендации) к учебникам дают некоторые рекомендации об основных целях, количестве уроков отводимых на изучение темы, примерном содержании уроков и домашних работ и методике его изложения, требованиях к результатам обучения и способам их проверки. Однако ведущая роль здесь отводится учителю. В его обязанности входит разработка годового, полугодового и тематического поурочного планов изучения данного курса.
Последним иерархическим уровнем в структуре процесса обучения является уровень выделения учебных ситуаций.
4. Уровень выделения учебных ситуаций
Каждое учебное занятие может быть представлено последовательностью сменяющих друг друга учебных ситуаций, которые продумываются учителем заранее и отражаются в особой модели урока – конспекте.
Учебная ситуация – это единица процесса обучения как системы актов педагогического взаимодействия его субъектов в единстве с набором всех условий осуществления этого взаимодействия.
Проектирование учебных ситуаций и их последовательности осуществляет учитель при подготовке к конкретному уроку. Алгоритм осуществления этой деятельности представлен на схеме:
где ПС- педагогическая ситуация (конкретные условия, в которых будет проходить изучение темы), Т – изучаемая тема (содержание изучаемого вопроса, его особенности), Ц – цель обучения (представления о желаемых образовательных результатах ситуации), Д – дидактическое обеспечение (средства достижения намеченной цели), МР – методическое решение (описание взаимодействия в ситуации).
Пример 1.Проектирование учебной ситуации - мотивация изучения способов кодирования информации.
1. ПС – учащиеся 5 класса, владеющие понятием «код», умеющие кодировать информацию с помощью таблицы кодов, урок информатики и ИКТ - урок по расписанию после литературы.
2. Т – способы кодирования информации.
3. Ц - мотивация изучения способов кодирования информации наличием ситуации их сочетания в известных учащимся художественных произведениях («15-летний капитан», «Кортик»).
4. Д - включение в дидактическую игру, направленную на реконструкцию литературной ситуацию декодирования текста, учащихся разбивают на несколько групп, перед которыми ставится задание прочитать часть зашифрованного сообщения о месте нахождения пиратского клада, при этом каждой группе предлагается расшифровать свой тип кода (симв., числ., граф).
5. МР – Включение учащихся в деятельность расшифровки сообщений и последующего описания самими учащимися особенностей предложенного им способа кодирования.
Проведенный анализ иерархических уровней процесса обучения показывает, что в деятельности его проектирования учителем можно выделить следующие этапы:
Этапы | Результаты деятельности |
1. Подготовка учителя к учебному году. | 1.1. Выбор учебного комплекса для проведения учебного курса (учебник, методическое руководство, дидактическое пособие, тетрадь с печатной основой и пр.) 1.2. Составление тематического календарного полугодового или годового плана. |
2. Подготовка учителя к изучению темы. | 2.1. Составление поурочного плана изучения темы. 2.2. Выбор системы контрольных мероприятий (определения их целей и видов). |
3. Подготовка учителя к уроку. | 3.1. Создание модели урока (разработка конспекта урока). 3.2. Подготовка системы дидактических средств для его проведения. |