Некоторые монастыри РПЦ в России и на Украине.

 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование Лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской обл. в пределах Московской Епархии. В Троицком соборе (1422-1425 гг.) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в Лавру приезжают тысячи паломников. Лавра в последние годы стала центром экскурсионных прибытий граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением является церковь Сошествия Святого Духа (1476 г.). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры находится Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России.

Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности с паломническим центром. В паломнической трапезной для них устроено бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской обл. на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. А на деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII-XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.

В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божьей Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.

Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на Соловецких о-вах Архангельской обл. на территории Архангельской епархии. Он был основан в XV в. и явился оплотом православия на русском севере. Соловки называют «русской голгофой» - сюда ссылались заключенные в годы сталинизма. В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. Возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, работают в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.

Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией матери (XIX в.) престольный праздник – 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII-XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей Киево-Печерских подвижников.

В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией матери, возникшая еще в XVIII в. 1 июля в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвует около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая II. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.

Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживает более 200 насельников. Священноигуменом обители является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всесвятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго уставные службы с валаамским древним распевом.

Святынями монастыря являются мощи прпп. Сергия и Германа, Антипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. Валаам посещается с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и С.-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу.

Свято-Введенская Оптина пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь. Оптина пустынь в царской России являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали русские писатели Л. Толстой, Ф.Достоевский, Н. Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 1990-е гг. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Оптиной пустыни (самый большой из 6 действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прпп. Оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.

Кирилло-Белозерский мужской монастырьрасположен в городе Кириллов Вологодской обл. (Вологодская епархия). Это – один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества – Нил Сорский, Савватий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, поставленный иноками при поселении и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия) занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых – Михаил. Территория монастыря состоит из двух участков – Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652 г.) Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.

Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Ставропигиальный мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится на Украине, в Киеве на территории Киевской епархии. Он – один из старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавра состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особеностью лавры является богослужебное пение. Монастырь располагает полным годовым обиходом нотного пения. Нотное пение имеет особый склад и отличается глубокой древностью. Лаврский напев был основан на старогреческом распеве, но перерабатывался в своеобразную форму под влиянием южнославянских и киевского знаменного распевов. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников.