Эластичность спроса по цене

Понятие эластичности

Крутизна кривой спроса на различные товары неодинакова. У одних товаров она понижается круто, у других — опускается срав­нительно плавно. Угол наклона (степень крутизны) изменяется в зависимости оттого, как варьируется величина спроса под влиянием изменения цен. Если под влиянием ценовых сдвигов спрос изме­няется быстро, то он эластичен, если медленно — неэластичен (табл. 2).

Спрос + 1% +2% +0,5%
Цена -1% -1% -1%
Коэффициент эластичности спроса 1,0 2,0 0,5
    Высокая эластичность Низкая эластичность

 

Понятие «.эластичность спроса» — отношение динамики спроса к динамике цены — широко используется Маршаллом в практике эко­номического анализа.

Каждый товар характеризуется своей кривой спроса. Спрос на пше­ницу мало эластичен: сильное понижение цены не вызывает резкого увеличения спроса. Спрос на фрукты и рыбу весьма эластичен: всякое снижение цен увеличивает спрос (и потребление) на эти продукты. На графике кривая эластичности спроса обычно напоминает букву «U» (кривая выпукла к горизонтальной прямой). Когда цена снижается, а товары становятся доступнее для основной массы покупателей, спрос резко увеличивается.

Эластичность спроса — инструмент анализа рыночной конъюнк­туры. Маршалл различает точечную эластичность (коэффициент эла­стичности изменчив, поэтому пригоден лишь при незначительных из­менениях цены), дуговую эластичность (коэффициент эластичности на данном участке кривой примерно одинаков), перекрестную эла­стичность (влияние изменения цены одного товара на характер спроса на другой товар). Вводятся понятия цены спроса, которую потреби­тель готов уплатить за товар, и предельной цены спроса, которую он действительно платит. Последняя служит измерителем предельной полезности товара.

Переходя к анализу предложения и производственных издержек, Маршалл различает издержки основные и дополнительные, по совре­менной терминологии — постоянные и переменные.

В краткосрочном периоде некоторые издержки остаются постоян­ными (они не могут быть изменены). На выпуск влияет величина пе­ременных издержек. Оптимальный объем выпуска достигается, когда предельные издержки оказываются равными предельному доходу. Це­ны складываются в соответствии с предельными издержками.

В долгосрочном плане снижение производственных издержек вы­зывается внутренней и внешней экономией. Эти термины введены Маршаллом. Внутренняя экономия достигается совершенствованием технологии и организации производства. Внешняя экономия обусловливается степенью концентрации, транспортными возможностями, затратами, которые несет все общество. По существу, здесь отражено различие между индивидуальными и общественными затратами на производство.

В теорию ценообразования Маршалл ввел фактор времени. Полез­ность и спрос играют решающую роль в краткосрочном периоде. Ре­альные издержки имеют преобладающее значение в долгосрочном периоде. Если производитель не возмещает издержки, то это будет вызывать сокращение производства до тех пор, пока не установится равновесие.

«Два лезвия ножниц»

Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; нали­цо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равнове­сии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

График равновесной цены, предложенной Маршаллом, использу­ется во многих учебниках по экономическим наукам (рис. 3).