ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Адміністративно-господарські санкції

Стаття 238. Застосування адміністративно-господарських санкцій до суб'єктів господарювання

1. За порушення встановлених законодавчими актами правил здійснення господарської діяльності до суб'єктів господарювання можуть бути застосовані уповноваженими органами державної влади або органами місцевого самоврядування адміністративно-господарські санкції, тобто заходи організаційно-правового або майнового характеру, спрямовані на припинення правопорушення суб'єкта господарювання та ліквідацію його наслідків.

2. Види адміністративно-господарських санкцій, умови та порядок їх застосування визначаються цим Кодексом, іншими законодавчими актами. Адміністративно-господарські санкції можуть бути встановлені виключно законами.

Стаття 239. Види адміністративно-господарських санкцій

1. Органи державної влади та органи місцевого самоврядування відповідно до своїх повноважень та у порядку, встановленому законом, можуть застосовувати до суб'єктів господарювання такі адміністративно-господарські санкції:

вилучення прибутку (доходу); адміністративно-господарський штраф;

стягнення зборів (обов'язкових платежів); застосування антидемпінгових заходів;

припинення експортно-імпортних операцій; застосування індивідуального режиму ліцензування;

зупинення дії ліцензії (патенту) на здійснення суб'єктом господарювання певних видів господарської діяльності; анулювання ліцензії (патенту) на здійснення суб'єктом господарювання окремих видів господарської діяльності;

обмеження або зупинення діяльності суб'єкта господарювання;

скасування державної реєстрації та ліквідація суб'єкта господарювання;

інші адміністративно-господарські санкції, встановлені цим Кодексом та іншими законами.

Потенциальные возможности ИТ во многом зависят от эксплуатационных свойств программного обеспечения. Предприятия, являясь развивающимися системами, порождают как количественные изменения информационной среды — увеличение объемов обрабатываемой информации, числа выполняемых функций и т.д., так и качественное — расширение функционального спектра решаемых задач, изменения их характера.

В этих условиях использование ПО в информационных технологиях направлено прежде всего на выполнение следующих функций:

- повышение эффективности функционирования ИТ и средств ВТ за счет максимального использования их возможностей для оперативного и качественного решения функциональных задач. Для реализации этой функции ПО имеет возможность выделять каждому пользователю или задаче минимально необходимые ресурсы для подключения к ПК или серверу, подключать большое количество специалистов (в том числе и удаленных), перераспределять вычислительные и программные ресурсы между различными пользователями и задачами, обеспечить обработку Данных по запросам пользователей и т.д.;

- повышение производительности и качества труда специалиста за счет автоматизации процедур обработки, ввода/вывода и передачи информации удаленным пользователям;

- адаптирование программ для решения функциональных задач пользователя к ресурсам конкретного персонального компьютера. Адаптируемость пользовательских программ обеспечивается наличием специализированных программных средств системного ПО, которые позволяют обслуживать большой диапазон конфигураций ПК и настраивать прикладные программы на конкретные ресурсы персонального компьютера и устройства ввода/вывода информации;

- расширение спектра используемого ПО за счет предоставления пользователю специализированного инструментария, дающего возможность создания собственных приложений для решения конкретных функциональных задач (например, разработка мультимедийных презентаций, БД и т.д.) и дополнения существующего ПО программами, позволяющими расширять возможности ОС, работать с новыми типами внешних устройств (например, мультимедийными), в новых областях применения и т.д.

Программное обеспечение, выполняющее поддержку функционирования сетевых технологий, отдельных аппаратных средств, а также автоматизирующее основные функциональные процессы на предприятиях, подразделяют на два основных вида — общее (системное) и специальное (прикладное)ПО (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация программного обеспечения

Общее (системное) программное обеспечение включает программы, предназначенные для организации процесса обработки информации в ПК или вычислительной сети, и обеспечивает рабочую среду для прикладных программ пользователя. В целом системное ПО позволяет:

- обеспечить работоспособность средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования, работающего под управлением ПО;

- организовать взаимодействие специалиста с вычислительнымии коммуникационными средствами информационных технологий;

- организовать информационное обслуживание пользователей путем управления информационными ресурсами ИТ; . обеспечить выполнение сервисных операций, облегчающих работу пользователя;

- повысить эффективность использования ресурсов вычислительных средств и коммуникационного оборудования и т.д. Операционная система (ОС) является частью системного программного обеспечения, которая предназначена для управления процессом обработки прикладных программ пользователей от момента их поступления в систему по выдаче результатов, а также для распределения ресурсов средств вычислительной техники между отдельными программами и пользователями.

Операционная оболочка (ОС) является программой-надстройкой к операционной системе и обеспечивает доступ пользователя к командам и ресурсам операционной системы посредством удобного интерфейса. Оболочки созданы для упрощения работы со сложными операционными системами. Они преобразуют неудобный командный пользовательский интерфейс в дружественный графический интерфейс и предоставляют пользователю удобный доступ к файлам и обширные сервисные услуги.

В современном системном ПО оболочки интегрируются с операционной системой, создавая единую интефированную графическую среду, упрощая работу пользователя с программами и командами операционной системы.

Программное обеспечение, расширяющее возможности ОС, предоставляет пользователю дополнительные услуги в основном по обслуживанию носителей информации, файловой системы, управлению дополнительным периферийным оборудованием и т.д. Такие программы получили название «утилиты». Они либо расширяют и дополняют соответствующие возможности операционной системы, либо решают самостоятельные задачи.

Утилиты предоставляют доступ к возможностям (параметрам, настройкам, установкам) ПК, недоступным без их применения, либо делают процесс изменения некоторых параметров проще (автоматизируют его).

Утилиты зачастую входят в состав ОС (системные утилиты) или являются самостоятельным программным продуктом (независимые или автономные утилиты).

Программное обеспечение контроля, диагностики и защиты включает несколько видов ПО, к которому относятся:

- средства контроля и диагностики — предназначены для автоматического обнаружения ошибок в процессе работы ПК, выявления неисправностей отдельных узлов, блоков и всего ПК. в целом с определенной локализацией их в персональном компьютере и его отдельных модулях;

- средства антивирусной защиты обеспечивают диагностику (обнаружение) и лечение (нейтрализацию) вредоносных программ;

- специальные средства защиты ПК обеспечивают безопасность хранящейся информации. К ним относятся средства защиты вычислительных ресурсов, использующие парольную идентификацию и ограничивающие доступ несанкционированного пользователя, программы шифрования данных и т.д.

Специальное (прикладное) программное обеспечениевключает про­граммы для решения конкретных задач пользователя и состоит из функциональных пакетов прикладных программ (ППП)и уникальных приложений пользователя.

Функциональные ППП занимают значительное место в прикладном программном обеспечении и по сфере применения и делятся на пакеты общего назначения, проблемно-ориентированные и ППП глобальных сетей.

ППП общего назначения (универсальные) ориентированы на автоматизацию процессов по обработке текстовой, табличной и графической информации, СУБД и т.д. Среди ПППобщего назначения выделяют интегрированные пакеты прикладных программ (ИППП), которые объединяют в себе функционально различные программные компоненты общего назначения, например текстовый редактор, табличный процессор, графический редактор, СУБД, коммуникационный модуль и т.д.

В ИПППофисного назначения входят взаимодействующие между собой программы, имеющие однотипный интерфейс (однотипное оформление и похожие приемы работы). Взаимодействие программ осуществляется на уровне документа. Это значит, что документ, разработанный в одной программе, можно экспортировать в другую программу пакета и при необходимости вносить в него изменения.

Проблемно-ориентированные ППП являются наиболее широким классом прикладных программ и характеризуются направленностью на решение определенного круга функциональных задач определенной предметной области. Среди проблемно-ориентированных ПППследует также выделить интегрированные пакеты, которые включают в себя инструментальные средства, каждое из которых по функциональным и вычислительным возможностям практически равносильно проблемно-ориентированной программе. Интегрированные ИППП в основном используются в экономической сфере для комплексной автоматизации управленческих процессов в корпоративных информационных системах. В структуре этих пакетов предусмотрен модуль управления, обеспечивающий переключение между приложениями и бесконфликтное использование общих данных.

ППП глобальных сетей предоставляют пользователям удобный и надежный доступ к территориально распределенным общесетевым ресурсам, БД, поддерживают передачу электронных сообщений и другие услуги Internet.

ППП являются эффективным инструментом автоматизации решаемых пользователем функциональных задач, практически полностью освобождая его от необходимости знать, как выполняются те или иные процедуры по обработке информации. ППП служат важнейшим источником развития современного ПО, ускоряют и облегчают внедрение средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования в различные управленческие структуры предприятий.

Уникальные приложения пользователей. На практике встречаются оригинальные задачи, которые невозможно решить имеющимися прикладными программными продуктами. Результаты получаются в форме, не удовлетворяющей конечного пользователя. В этом случае с помощью средств программирования в составе конкретной вычислительной среды разрабатываются оригинальные (уникальные) программы, учитывающие требования и условия решения задачи. Отладка программ осуществляется разработчиком индивидуально в соответствии с правилами и соглашениями того ППП или ОС, в рамках которых они применяются.

Режимы работы различных технологических процессов в ИТ, технические особенности средств вычислительной техники, разнообразие и массовый характер их применения предъявляют особые требования к программному обеспечению. Такими требованиями являются модульность, наращивание и развитие, надежность, живучесть, удобство и эргономичность, совместимость, надежность.

Модульность построения программного обеспечения, т.е. программные средства (программы, библиотеки, web-приложения и др.) должны подразделяться на отдельные взаимосвязанные именованные компоненты, каждый из которых ориентирован на реализуемую им функцию. Модульность ПО позволяет специалисту компоновать программу по своему усмотрению, устанавливая или обновляя лишь нужные ему компоненты.

Наращивание и развитие ПО определяется двумя обстоятельствами: во-первых, пользователь нуждается в модернизации программного обеспечения в связи с постоянным изменением, усложнением или расширением спектра решаемых задач; во-вторых, ПО также не является статичным и требует постоянной модернизации в связи с изменением конфигурации аппаратной части ПК, изменяющимися условиями функционирования предприятия и внешней среды. Действующее программное обеспечение на предприятиях Должно быть использовано как базовая модель для ее дальнейшего наращивания и развития, что в целом сокращает затраты предприятия на приобретение программных средств.

Надежность предполагает, что ПО должно соответствовать заданному алгоритму решения задачи и не выполнять ложных действий. ПО должно быть в состоянии диагностировать ошибки, сводить до минимума вред, который ошибки могут нанести как программным файлам, так и обрабатываемым данным, иметь защиту от разрушения и несанкционированного доступа и т.д.

Живучесть ПО — выполнение возложенных функций в полном или частичном объемах при сбоях и отказах, самовосстановление после большинства сбоев в работе.

Удобство и эргономичность предполагает наличие дружественного и интуитивно понятного интерфейса, учет основных физиологических и психологических факторов взаимодействия пользователя с ПО.

Совместимость означает возможность применения ПО, а также используемых им и формируемых данных в другой вычислительной среде (на другом ПК, каналах передачи данных, других операционных системах и т.д.). Совместимость достигается за счет наличия стандартной системы команд и форматов данных, стандартизации процедур ввода-вывода информации.

Эффективность связана с возможностью посредством ПО своевременно и точно решать поставленные задачи при оптимальном использовании ресурсов средств вычислительной техники и труда пользователя. В ряде случаев для количественной оценки эффективности программных средств используется соотношение «производительность/стоимость»: чем оно выше, тем ПО эффективнее.

5.2. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ

Операционные системы являются неотъемлемой частью современных персональных компьютеров и вычислительных сетей, обеспечивая поддержку работы прикладных программ, организацию их взаимодействия с устройствами ПК, предоставляя пользователям возможность общего управления персональным компьютером или работу в вычислительной сети.

Операционная система выполняет функции автоматического управления рядом подсистем ПК и предоставляет готовые процедуры управления его внутренними и внешними ресурсами. То есть операционная система является некоей автоматической системой управления работой и ресурсами компьютера, повышающей удобство и эффективность его использования.

На одних и тех же средствах ВТ могут функционировать различные ОС, имеющие разную архитектуру и возможности. Однако при этом следует учитывать, что они представляют разную степень сервиса для работы с прикладными программами пользователей и управления устройствами ПК. Кроме того, для их работы необходимы различные ресурсы оперативной памяти.

Существует большое количество различных типов операционных систем. Операционные системы можно классифицировать по различным признакам, представленным в табл. 5.1.

Таблица 5.1 Классификация операционных систем

Классификационный признак Тип операционной системы
1. Алгоритмы управления ресурсами Локальные — управляют ресурсами одного ПК Сетевые — участвуют в управлении ресурсами сети
2. Число одновременно решаемых задач Однозадачные — поддерживают режим выполнения одной про­граммы в определенный момент времени (в настоящее время не используются) Многозадачные — поддерживают параллельное выполнение нескольких программ на одном ПК в конкретный момент вре­мени
3. Число одновременно работающих поль-зователей Однопользовательские ориентированы на поддержку работы одного пользователя Многопользовательские поддерживают одновременную работу нескольких пользователей за различными терминалами и защи­щают информацию каждого пользователя от несанкционирован­ного доступа
4. Возможность распа-раллеливания вычислений в рамках одной задачи Без возможности распараллеливания вычислений в рамках одной задачи Поддержка многонитевости. Многонитевые ОС разделяют про­цессорное время не между задачами, а между их отдельными ветвями — нитями
5. Способ распределения процессорного времени между несколькими одновременно существующими в системе процессами или нитями Не вытесняющая многозадачность. В таких ОС механизм плани­рования процессов целиком сосредоточен в операционной сис­теме. При этом активный процесс выполняется до тех пор, пока он сам по собственной инициативе не передаст управления ОС для выбора из очереди другого, готового к выполнению про­цесса. Вытесняющая многозадачность. Механизм планирования про­цессов распределен между ОС и прикладными программами. Решение о переключении процессора с одного процесса на дру­гой принимается операционной системой, а не самим активным процессом
6. Наличие средств под­держки многопроцес-сорной обработки Отсутствие средств поддержки многопроцессорной обработки Многопроцессорные подразделяются по способу организации вычислительного процесса на: · асимметричные — целиком выполняются на одном из процессо­ров системы, распределяя прикладные задачи по остальным процессорам · симметричные — полностью децентрализованы и используют весь набор процессоров, разделяя их между системными и при­кладными задачами
7. Ориентация на аппа-ратные средства Операционные системы smart-карт Операционные системы микропроцессоров, встроенных в быто­вую технику Операционные системы карманных ПК Операционные системы ПК Операционные системы серверов Операционные системы мейнфреймов Операционные системы кластеров
8. Зависимость от аппа­ратных платформ Зависимые ориентированы на определенный класс персональ-ных компьютеров Мобильные имеют локализованные аппаратно-зависимые мо­дули ОС. При переносе системы на новую платформу переписываются только они
9. Способ построения ядра ОС Монолитное ядро. Такие ОС компонуются как одна программа, работающая в привилегированном режиме и использующая быстрые переходы с одной процедуры на другую, не требующие переключения из привилегированного режима в пользователь­ский и наоборот Микроядерный подход. Микроядро ОС работает в привилегиро­ванном режиме и выполняет только минимум функций по управ­лению устройствами. Функции более высокого уровня выполняют специализированные компоненты ОС — программные серверы, работающие в пользовательском режиме. При таком построении ОС работает более медленно, так как часто выполняются переходы между привилегированным режимом и пользовательским, но система получается более гибкой и ее функции можно модифицировать, добавляя или исключая серверы пользовательского режима
10. Наличие нескольких прикладных сред в рамках одной ОС Ориентированные на одну прикладную среду Ориентированные на несколько прикладных сред, позволяют выполнять приложения, разработанные для нескольких операци­онных систем. Концепция множественных прикладных сред наи­более просто реализуется в ОС на базе микроядра с программ­ными серверами, часть которых реализуют прикладную среду той или иной операционной системы
11. Распределение функций ОС среди персональных компьютеров сети Ориентированные на управление одной рабочей станцией сети, с поддержкой сетевого сервиса для конкретного компьютера Распределенные имеют механизмы, обеспечивающие пользователя возможностью представлять и воспринимать сеть в виде однопроцессорного ПК. Признаками распределенной ОС является наличие единой справочной службы разделяемых ресурсов и службы времени, использование механизма вызова удаленных процедур, многонитевой обработки, позволяющей выполнять одну задачу одновременно на нескольких ПК сети, а также наличие других распределенных служб

В целом функции, выполняемые ОС разных классов и видов, достаточно схожи и направлены на обеспечение поддержки работы функциональных прикладных программ, организацию их взаимодействия с устройствами средств ВТ, предоставление пользователям возможности работы в сетях, а также управление функционированием ПК и сетей.

В процессе развития большинство операционных систем модифицируются и совершенствуются в направлении исправления ошибок и включения новых возможностей. В целях сохранения преемственности новая модификация ОС не переименовывается, а приобретает название версии.

Операционные системы, подобно аппаратной части компьютеров, на пути своего развития прошли через ряд радикальных изменений, так называемых поколений. Для аппаратных средств смена поколений связана с принципиальными достижениями в области электронных компонентов. Появление каждого поколения аппаратных средств сопровождалось резким уменьшением стоимости, габаритов, потребляемой мощности и тепловыделения и столь же резким повышением быстродействия и объемов памяти компьютеров. Все эти инновации оказали влияние и на развитие операционных систем, которые позволяют реализовать новые возможности элементной базы ПК.

Современным ОС присуща многоплатформенность, т.е. способность работать на различных типах ПК. Многие ОС имеют специальные версии для поддержки кластерных архитектур, обеспечивающих высокую производительность и отказоустойчивость.

В последние годы получила дальнейшее развитие долговременная тенденция повышения комфортности работы пользователя с ПК, что становится основным фактором, определяющим эффективность вычислительной системы в целом. Постоянно повышается удобство интерактивной работы с ПК путем включения в ОС развитых графических интерфейсов, использующих наряду с графикой звук и видеоизображение. Пользовательский интерфейс ОС становится все более интеллектуальным, направляя действия пользователя в типовых ситуациях и принимая за него рутинные решения.

Особое внимание в течение всех последних десятилетий уделяется сетевым операционным системам, основные виды которых представляют собой многопользовательский многозадачный программный продукт, адаптированный для работы на многих платформах ПК. Как правило, сетевые операционные системы содержат расширенный инструментарий, позволяющий создавать информационную среду с удобным, ориентированным на пользователя дружественным пользовательским интерфейсом.

СОС обеспечивает выполнение следующих основных функций сети:

- адресацию объектов сети;

- функционирование сетевых служб;

- обеспечение безопасности данных;

- управление сетью.

В СОС можно выделить нескольких частей, представленных на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Структура сетевой операционной системы

1. Средства управления локальными ресурсами компьютера: функции распределения оперативной памяти между процессами, планирования и диспетчеризации процессов, управления процессорами, управления периферийными устройствами и другие функции управления ресурсами локальных операционных систем.

2. Средства предоставления собственных ресурсов и услуг в общее пользование — серверная часть СОС. Эти средства обеспечивают, например, блокировку файлов и записей, ведение справочников имен сетевых ресурсов; обработку запросов удаленного доступа к собственной файловой системе и базе данных; управление очередями запросов удаленных пользователей к своим периферийным устройствам.

3. Средства запроса доступа к удаленным ресурсам и услугам — клиентская часть операционной системы. Эта часть выполняет распознавание и перенаправление в локальную вычислительную сеть запросов к удаленным ресурсам от приложений и пользователей. Клиентская часть также осуществляет прием ответов от серверов и преобразование их в локальный формат, так что для приложения выполнение локальных и удаленных запросов неразличимо.

4. Коммуникационные средства операционной системы, с помощью которых происходит обмен сообщениями в сети. Эта часть обеспечивает адресацию и буферизацию сообщений, выбор маршрута передачи сообщения по сети, надежность передачи и т.п., т.е. является средством транспортировки сообщений.

В крупных организациях, имеющих территориальную рассредоточенность, используются корпоративные сетевые операционные системы (КСОС), которые отличаются способностью эффективно и устойчиво работать в крупных КВС, характерных для большинства предприятий, имеющих отделения в разных городах и странах. Таким сетям присуща высокая степень неоднородности программных и аппаратных средств, поэтому КСОС взаимодействует с операционными системами разных типов и функционирует на различных аппаратных платформах.

Пользователям КВС требуются те же приложения и услуги, которые имеются в локальных сетях отделов и подразделений, а также некоторые дополнительные приложения и услуги. Поэтому наряду с базовыми сервисами, связанными с разделением файлов и принтеров, КСОС поддерживает более широкий набор сервисов, в который обычно входят почтовая служба, средства коллективной работы, поддержка удаленных пользователей, обработка голосовых сообщений организация видеоконференций и др. Кроме того, КСОС выполняет поддержку сложных приложений пользователей, требующих большой вычислительной мощности. Эффективность выполнения приложений осуществляется за счет переноса их наиболее сложных в вычислительном отношении частей на специально предназначенный для этого сервер приложений, функционирующий под управлением КСОС.

В корпоративных операционных системах также поддерживается справочная служба, которая позволяет хранить информацию обо всех пользователях и ресурсах. Главный справочник домена хранит информацию о пользователях, которая используется при организации их логического входа в сеть. Данные о тех же пользователях могут содержаться и в другом справочнике, используемом электронной почтой, и т.д. Наличие единой справочной службы для сетевой ОС — один из важнейших признаков ее корпоративности.

Особую важность для КСОС приобретают вопросы безопасности данных. Для защиты данных в КВС наряду с различными аппаратными средствами используются средства защиты, предоставляемые КСОС: избирательные или мандатные права доступа, сложные процедуры аутентификации пользователей, программная шифрация и т.д.