Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка ЦБ и некоторые неэкономические меры.
Официальная учетная ставка— это проценты по ссудам, используемые ЦБ при кредитовании коммерческих банков.
Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.
При регулировании общей массы денег в обращении ЦБ РФ выполняет следующие функции:
1. операции на открытом рынке;
2. рефинансирование банков;
3. валютное регулирование;
4. управление наличной денежной массой;
5. резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ.
Операции на открытом рынке— это купля-продажа ЦБ ценных государственных бумаг, прежде всего, облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг выступает Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного-дилера и агента по обслуживанию государственного долга.
Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета. В результате увеличиваются кредитные возможности банков, они начинают выдавать ссуды, которые в форме реальных безналичных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если ЦБ продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным Банком РФ кредита коммерческим банкам путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.
Ломбардный кредит — форма рефинансирования, при которойЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью, ломбардные операции являются под залог движимого имущества. Предметом залога выступают надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя. ЦБ РФ устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (национального банка) лимит ломбардного кредита.
Валютное регулирование. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную.
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ — составная часть государственного регулирования экономики; это совокупность мероприятий денежной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель — регулирование экономики путем влияния на состояние денежного обращения и кредита. ЦБ при проведении денежно-кредитной политики использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:
1. по форме воздействия: на прямые и косвенные;
2. по объектам воздействия: на предложения денег и на спрос на деньги;
3. по характеру регулируемых параметров: на количественные и качественные.
Все эти методы используются в единой системе и, в свою очередь, делятся на две группы:
общие — влияющие на рынок ссудных капиталов в целом;
селективные (выборочные) — предназначенные для регулирования конкретных видов кредитаили кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.
К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов банков.
К селектнвиым методам относятся: установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям; создание специальных специализированных финансово-кредитных учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в ЦБ; распространение различного вида льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.
Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. Он начал свое существование с принятием закона «О Банке России» в декабре 1990 г. ЦБ независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти; может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом; экономически самостоятелен, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Однако ЦБ в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, проводя политику улучшения состояния экономики в целом.
Банк России является «банком банков», он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые тем самым образуют предложение бумажных денег. Такой функции другие банки в РФ не имеют.
Банк России возглавляется председателем Банка, имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Управление осуществляется на коллективнойосновесоветом директоров Банка. ЦБ имеет большоеколичество своих отделений по всей стране.
2. ЦБ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ возложен ряд функций:
• разработка и проведение кредитно-денежной политики;
• регулирование денежного обращения;
• регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
• осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
• организация валютного регулирования;
• хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения ЦБ РФ использует следующиеинструменты и методы:
• установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
• осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
• установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;
• установление резервных требований;
• рефинансирование кредитных организаций;
• проведение дисконтной политики;
• проведение операций на открытом рынке;
• осуществление валютных интервенций.
Для поддержания надежности банковской системы Банком России активно используются все перечисленные выше инструменты.
I. Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности.
Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и.обязанностям вновь созданной кредитной организации.
II. В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций (нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и др.). Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
В целях совершенствования надзора ЦБ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
III. Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения.
Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам).
Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
IV. Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников, т.е. ЦБ выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.
Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все большей величину штрафных санкций к банкам.
V. Особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков имеет проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г., когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. руб.
VI. В связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
Литература
1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006 г.).
2. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 02.02.2006 г., с изм. от 03.05.2006 г.).
3. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.).
4. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 18.07.2006 г.).
5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. М., 2005.
6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М., 2005.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляк. М., 2006.
8. Экономика. Курс лекций / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. 2-е изд. СПб., 2004.
Литература (дополнительная):
1. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляк. 2-е изд. М., 2004.
2. Журналы «Финансы», «Финансовый контроль», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Экономист», «Российский экономический журнал».
3. Российская газета, Российская бизнес-газета.