Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка ЦБ и некоторые неэкономические меры.

Официаль­ная учетная ставка— это проценты по ссудам, используемые ЦБ при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важ­ных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-де­нежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфля­цию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

При регулировании общей массы денег в обращении ЦБ РФ вы­полняет следующие функции:

1. операции на открытом рынке;

2. рефинансирование банков;

3. валютное регулирование;

4. управление наличной денежной массой;

5. резервирование денег коммерческих банков путем депонирова­ния в ЦБ РФ.

Операции на открытом рынке— это купля-продажа ЦБ ценных государственных бумаг, прежде всего, облигаций и других обяза­тельств. Эмитентом ценных бумаг выступает Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного-дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он пе­реводит деньги на их корреспондентские счета. В результате увели­чиваются кредитные возможности банков, они начинают выдавать ссуды, которые в форме реальных безналичных денег входят в сфе­ру денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если ЦБ продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным Банком РФ кредита коммерческим банкам путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.

Ломбардный кредит — форма рефинансирования, при которойЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. В отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью, ломбардные операции являются под залог движимого имущества. Предметом залога выступают надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя. ЦБ РФ устанавливает в целом по стране и для каждого Главного территориального управления (национального банка) лимит ломбардного кредита.

Валютное регулирование. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повы­шения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для сни­жения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ — составная часть государ­ственного регулирования экономики; это совокупность мероприятий денежной политики, направленной на регулирование объема креди­тов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель — регулирование экономики путем влияния на со­стояние денежного обращения и кредита. ЦБ при проведении денеж­но-кредитной политики использует комплекс инструментов, которые можно классифицировать:

1. по форме воздействия: на прямые и косвенные;

2. по объектам воздействия: на предложения денег и на спрос на деньги;

3. по характеру регулируемых параметров: на количествен­ные и качественные.

Все эти методы используются в единой системе и, в свою оче­редь, делятся на две группы:

общие — влияющие на рынок ссудных капиталов в целом;

селективные (выборочные) — предназначенные для регулиро­вания конкретных видов кредитаили кредитования отдель­ных отраслей, крупных фирм.

К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных ре­зервов банков.

К селектнвиым методам относятся: установление количествен­ных параметров на кредиты приоритетным отраслям; создание спе­циальных специализированных финансово-кредитных учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при пере­учете векселей в ЦБ; распространение различного вида льгот на кредитные учреждения, предоставляющие кредиты приоритетным сферам экономики.

Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. Он начал свое су­ществование с принятием закона «О Банке России» в декабре 1990 г. ЦБ независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти; мо­жет быть распущен и ликвидирован только специаль­ным законодательным актом; экономически самосто­ятелен, т.е. осуществляет свои расходы за счет соб­ственных доходов. Однако ЦБ в проведении кредит­но-денежной политики не руководствуется стремле­нием к прибыли, проводя политику улучшения состо­яния экономики в целом.

Банк России является «банком банков», он предостав­ляет кредиты и принимает вклады только от депозит­ных учреждений. Он имеет право выпускать в обра­щение денежные знаки, которые тем самым образу­ют предложение бумажных денег. Такой функции другие банки в РФ не имеют.

Банк России возглавляется председателем Банка, имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Управление осуществляется на коллективнойосновесоветом директоров Банка. ЦБ имеет большоеколи­чество своих отделений по всей стране.

2. ЦБ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ воз­ложен ряд функций:

• разработка и проведение кредитно-денежной поли­тики;

• регулирование денежного обращения;

• регулирование деятельности кредитных организа­ций и осуществление контроля за ними;

• осуществление безналичных расчетов в общенаци­ональном масштабе;

• организация валютного регулирования;

• хранение золотовалютных резервов страны.

Для их выполнения ЦБ РФ использует следующиеин­струменты и методы:

• установление правил, регламентирующих деятель­ность кредитных организаций;

• осуществление надзора за деятельностью кредит­ных организаций;

• установление и осуществление контроля за соблю­дением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;

• установление резервных требований;

• рефинансирование кредитных организаций;

• проведение дисконтной политики;

• проведение операций на открытом рынке;

• осуществление валютных интервенций.

Для поддержания надежности банковской системы Банком России активно используются все пере­численные выше инструменты.

I. Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российс­кой отчетности к международным стандартам, по­вышение информативности, однозначность трактов­ки отдельных бухгалтерских операций и, как след­ствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности.

Большое внимание уделяется вновь создаваемым бан­кам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирова­ния, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и.обязанностям вновь созданной кредитной организации.

II. В целях обеспечения экономических условий для ус­тойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ установлены обязательные экономические нормати­вы деятельности кредитных организаций (нормати­вы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рис­ков и др.). Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.

В целях совершенствования надзора ЦБ разработал ре­комендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.

III. Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения.

Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обяза­тельным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресур­сам).

Во-вторых, механизм обязательного резерви­рования до конца не отработан, как следствие, ис­пользование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невоз­можно.

IV. Под рефинансированием банков понимается кредито­вание банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и про­ведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресур­сов из других источников, т.е. ЦБ выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдают­ся, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит бо­лее формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все бо­льшей величину штрафных санкций к банкам.

V. Особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков имеет про­ведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, госу­дарственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г., когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. руб.

VI. В связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.

Литература

1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006 г.).

2. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 02.02.2006 г., с изм. от 03.05.2006 г.).

3. Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.).

4. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 18.07.2006 г.).

5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. М., 2005.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. М., 2005.

7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляк. М., 2006.

8. Экономика. Курс лекций / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. 2-е изд. СПб., 2004.

 

 

Литература (дополнительная):

1. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляк. 2-е изд. М., 2004.

2. Журналы «Финансы», «Финансовый контроль», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Экономист», «Российский экономический журнал».

3. Российская газета, Российская бизнес-газета.