Административная
Гражданская
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчиненииодной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 2 ГК РФ).
Совсем иначе обстоит дело при разграничении правонарушений и мер соответствующей защиты в системе управленческих отношений, где властностьподчинения сторон и денежный (штрафной) характер санкций длительное время обеспечивали укрепление финансовой дисциплины и законности безотносительно к отраслевому делению. Административные санкции не редко использовались в качестве финансово-правовых мер, а финансово-правовые санкции развивались слабо и чаще всего специалистами относились к административным штрафам. Ныне назрели все условия для определения места и роли финансово-правовой ответственности и ее отличительных особенностей от административных мер воздействия.
Впервые в российском налоговом законодательстве финансовые санкции выделены наряду с административными штрафами встатье 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР».[98] В Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»[99]появилось понятие финансовой ответственности.
Мерами финансовой ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и с нарушением порядка ведения кассовых операций юридическими и физическими лицами-предпринимателями названы штрафы, взимаемые в двух, трехкратном размере от сумм выявленных нарушенийденежной и платежной дисциплины. Одновременно, на руководителей организаций, допустивших нарушения условий работы с денежной наличностью и по кассовым операциям, установлен административный штраф в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда. Финансовые санкции как самостоятельный вид ответственности за налоговые нарушения признаны Высшим Арбитражным Судом РФ, который, соотнося их правовую природу с административной ответственностью, указал лишь на сходность, но не однозначность.[100]
Наиболее сформировавшаяся позиция финансово-правовой ответственности за некоторые бюджетные правонарушения показана в БК РФ, а за налоговые правонарушения - в НК РФ. И если разработчики БК РФ пока занимают неустойчивую позицию к характеру санкций за нарушение бюджетной дисциплины, то редакция НК РФ, принятая в 1999 году[101] четко отграничила финансово-правовую ответственность от административных штрафови других форм защиты налоговых отношений.
Финансово-правовая наука и специалисты иных отраслей права все чаще обращаются к финансово-правовым категориям, пытаясь обосновать составы финансовых проступков, в основном пока увязывая их с налоговыми правонарушениямии с установленными за их совершение соответствующими мерами финансово-правовой ответственности.[102]В учебниках и учебных пособиях последних лет не только по финансовому и налоговому праву, но и по другим отраслевым и специальным курсам выделяются особенности финансового правонарушения и финансово-правовой ответственности.[103]
Становление и развитие финансово-правовой ответственности в настоящее время ярко проявились в самостоятельности и особенностях налогового правонарушения и налоговой ответственности как одного из ее видов.
Основная сложность в разграничении административно-правовой и финансово-правовой ответственности в действующем налоговом законодательстве быласвязана с наличием для физических лиц составов правонарушений, за которые назначены оба вида санкций.
Так, для граждан, не выполняющих обязанности по представлению деклараций и других документов по налогообложению, по допуску налоговых органов к обследованию производственных, складских, торговых помещений, не устраняющих нарушения, были установлены административные штрафы.[104]
Вместе с тем, ст. ст. 119, 124, 126 НК РФ содержала аналогичные составы правонарушений для физического лица, как налогоплательщика, за которые установлены налоговые санкции в процентах к неуплаченной сумме налога или твердой сумме.
Аналогичные совпадения по составам проступков имелись и за нарушение правил учета доходов и расходов предпринимателями, работающими без образования юридического лица.
Подобные санкции были установлены и для организации-налогоплательщика, но административные штрафы возложены на руководителейи иных должностных лиц, а налоговые санкции на организацию, как налогоплательщика.
Из этого следует вывод, что физическое лицо несло двойную ответственность как гражданин и как налогоплательщик. На практике это приводило к тому, что инспектор налогового органа для наказания физического лица либо выбирал более высокие размеры административного штрафа, либо применял оба вида санкций.
Такая практика вызывалавозможность злоупотреблений со стороны должностных лиц налоговых органов.
Представляется, что при определении составовналогового и административного правонарушения законодатель должен был позаботиться об их обособлении, т. е. о четком разделении признаков и элементов состава административного проступка и финансового нарушения.
А поскольку налоговое правонарушение установлено НК РФ, то необходим был пересмотр законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, и включение всех составов административных проступков в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
На основе выше изложенного о становлении и развитии финансово-правовой ответственности можно сделать ряд выводов по правовой природе и видам юридической ответственности в финансовом законодательстве.
* Финансово-правовая ответственность есть самостоятельный вид ответственности за финансовое правонарушение. Она наступает за особое по составу правонарушение, отличительна по санкциям, применима к юридическим лицам, построена на особом процессуальном производстве по делу, является составной частью мер финансового принуждения.
* Ответственность за нарушения финансового законодательства наряду с финансово-правовой ответственностью не исключает возможностиприменения административных, дисциплинарных и уголовных мер, но за особые составы правонарушений, связанных с нарушением финансовой дисциплины. Так, например, налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов, а также их должностные лица несут гражданско-правовую ответственность (ст. 1069 ГК РФ) за вред, причиненный налогоплательщику (ст. ст. 35, 37 НК РФ).
* Применение мер административной ответственности за отдельные виды финансовых правонарушений по действующему законодательству обусловлено издержками переходного периода в становлении финансовых мер государственного принуждения. С принятием БК РФ и НК РФ возникла необходимость законодательного выделения составов административных проступков в сфере финансовых отношений, не совпадающих с финансовыми правонарушениями.
* В основе разграничения финансового правонарушения от административного проступка должны быть учтены, прежде всего, субъект и объект правонарушения.
Так, для субъекта налогового правонарушения все индивидуальные и коллективные субъекты главным качеством имеют прямую связь с налогообложением, а именно являются налогоплательщиками, налоговыми агентами или лицами, обязанными сообщать определенные сведения по налогам и сборам или выполнять иные действия, указанные в НК РФ. Отношения, на которые направлено противоправное поведение названного субъекта, также имеют строго ограниченный перечень, выводимый из глав 16 и 18 НК РФ.