Нарушения речевых функций.
Речевые функции полушарий.
В 60-70-е г.г. на основе опытов и клинических наблюдений Линдсей и Норман пришли к выводу, что полушария мозга имеют функциональную ассиметрию. Нарушение связи между левым и правым полушарием путем рассечения мозолистого тела, что производится при эпилепсии, приводит к возникновению двух сознаний (раздвоение личности). В этом случае каждое полушарие изолировано воспринимает, обрабатывает и хранит информацию. Человек после этой операции называет видимый предмет и описывает его свойства только в том случае, если этот предмет находится в поле зрения правого глаза, импульсы от которого идут в левое полушарие. Если предмет перед левым глазом, то пациент даже не может назвать его. Было установлено, что при поражениях левого полушария понятия прошлого и будущего меняются противоположным образом. Одновременно нарушается целенаправленность действия. При поражении правого полушария нарушается чувственная и эмоциональная сфера. Ухудшается способность к выполнению прикладной работы. Сейчас доказано, что понимание слов и воспроизведение речи является функция левого полушария. При изучении функций полушарий с помощью рассечения мозолистого тела или изолированного наркоза - установлено, что имеются значительные различия в их способах. Оказалось, что левое полушарие необходимо для аналитических процессов, здесь происходит логическое и абстрактное мышление, а также обеспечивается речевая деятельность. Правое полушарие служит для чувственного восприятия и конкретно-образного мышления. Оно получает невербальную информацию и обеспечивает распознавание предмета и выполнение определенных прикладных навыков.
Информация, поступающая в правое полушарие обрабатывается одномоментно, - а не логически. Правым полушарием обеспечивается музыкальные способности.
Асимметрия функций полушарий отражает различные способы познания. Если функция левого полушария связана с аналитическим мышлением, то функцией правого является интуитивное мышление.
Многие нарушения речи являются афазией. Афазия это поражение корковых структур у правшей - левого полушария (у левшей наоборот), которые возникают на фоне сохранности слуха.
Не является афазией невротические нарушения (заикание), врожденные дефекты речи (алалия - не говорящий ребенок).
Классификация Лурии (он исходит из мозговой основы психических функций).
1.Слуховое звено. Для того, чтобы воспринять речь, мы должны ее услышать - речевой слух. При поражении этого звена, поражается 41, 42 поле (область виска) этот тип называется сенсорной афазией. При этом страдает различие оппозиционых фонем (мягкость\ твердость, глухость\ звонкость); для гласных звуков нарушается понимание ударения. В результате такой человек начинает понимать родную речь как иностранную, он не понимает обращенную к нему речь и сам не может правильно произнести слова (речь больного называется "словесным салатом").Нарушается и чтение, буквы воспринимаются нечетко, т.е. теряется устойчивость звукового образа. Такие больные беспомощны
В сенсорной афазии выделяется литеральная парафазия - нарушение речи при письме (на письме меняется одна из букв).
2.Аккустикомнестическая афазия (поражение 37, 21 поля) - это особое состояние слуховой системы, которая не запоминает то, что она воспринимает (может воспринимать только очень медленную речь). Здесь главный дефект - это запоминание. Эти больные плохо пишут под диктовку, плохо повторяют слова. У них наблюдается явление проактивного и ретроактивного торможения.
Проактивное торможение - предыдущее слово оказывает влияние на последующее (внорме встречается очень редко).
Ретроактивное торможение когда последующие слова оказывают влияние на предыдущее.
Вообще эти явления являются закономерными процессами памяти. Эти закономерности у данных больных наблюдаются особенно ярко. Но у больного может обнаруживаться всплывание слов через 15-20 минут - реминесценция.
3. Оптикомнестическая афазия. Возникает при поражении 39 и 40 поля. Иногда она называется семантической афазией. Признаки: вербальная парафазия (одни слова заменяются на другие, теряется звуковой образ слова), больные не могут назвать предметы, хотя могут их описать.
Подсказки (первый слог) больным не помогают, т.к. потерян звуковой образ. Такие больные не могут нарисовать предмет, т.к. размывается и зрительный образ слова (они не могут нарисовать самые простые предметы). В норме люди вспоминают одинаковое количество существительных и глаголов, у больных афазией глаголов в два раза больше.
4.Семантическая афазия при поражении 39 поля (зона ТРО). Наблюдаются квазипространственные дефекты, сохранены все элементарные психические функции (память, зрительная система, слух). Нарушения наблюдаются только в тех случаях, когда требуется оценить или воспринять пространство, например, просят нарисовать треугольник под крестом.
Анализ пространственного фактора проявляется и в языке. Больные плохо понимают предлоги "под", "над", не понимают отношения чего-то перед чем-то. Эти симптомы были описаны Лурией как речевой дефект.
5.Афферентная кинестетическая афазия. Она возникает при поражении передних отделов теменных областей и нижней границы постценральной области- это нарушения 40-го поля. Главные трудности которые испытывают такие больные это трудности в произнесении слов - трудность в речевой моторике, распад в речевой моторике. Особенно это ясно, когда похожие звуки требуют похожих движений. (пример, звук "м" и "н" не различаются такими больными).
Эти нарушения четко видны в речи, особенно на письме, например, путают "л" и "н". Нарушение речи часто сопровождается нарушением движения. Ошибок тем больше, чем менее автоматизировано слово.
6.Эфферентная моторная афазия относится к нарушению передних областей. (44-е поле) примоторные области, нижние отделы. Основной дефект состоит в затруднениях переключения с одного звука на другой. Лурия называл это "дефектом речевых кинетических мелодий".
В грубой форме человек не может произносить слова, кинетическая мелодия выпадает, но мышление не страдает совершенно. В менее грубой форме произнесение удается, но много дефектов. Если нарушения не очень сильно и не затрагивает глубоких отделов, то речь возможна, но телеграфного стиля. Преобладают глаголы и существительные в именительном падеже. Больные плохо владеют интонацией, нарушается письмо. Эта форма афазии сопровождается массивными кровоизлияниями в мозг, Речь может быть восстановлена, но не до конца.
7.Динамическая афазия наступает при поражении префронтовых отделов, наступает при массивных поражениях мозга. Поражение сопровождается речевой аспонтанностью, они предпочитают молчать. Хотя контактны. При ответе они пользуются словами собеседника, наблюдается эхолалия - повторение слов за собеседником. Копируется все вплоть до интонации, характерна пассивность для таких больных. Практически они не могут составить развернутое высказывание, по-видимому, страдает этап программирования. Говорят штампами. Больше говорят существительными, чем глаголами.
Эти дефекты сочетаются с нарушениями речевой моторики, причем нарушения тонкие. это выражается в том, что трудно говорить скороговорки. Чаще всего это афазия вследствие кровоизлияния или тромбов, которые закупоривают среднюю мозговую артерию.
8.Амнестическая афазия - она характеризуется трудностью выбора нужных слов. У людей страдающих ею названия предметов заменяются словами паразитами.
Вторичными расстройствами, связанными с афазиями является расстройство навыков связанных с речью. Это аграфия - нарушение письма, акалькулия - нарушение счета, алексия - нарушение чтения.
Каждая афазия - это системное нарушение.
Неафазические нарушения речи.Страдает подкорка.
При поражении таламуса нарушение речевого внимания, быстро забывается прочитанное, легко теряет нить рассказа.
При черепно-мозговой травме наступает мутизм - больной молчит. очень часто это сочетается с аспонтанностью больного, т.е. его малоподвижностью.