Психоаккустические характеристики речи.
Понятие о фонации и артикуляции.
Речь обладает двумя независимыми переменными параметрами. Один из них несет информацию о высоте звука, другой – о его фонемном составе (44 фонемы). Механизм регуляции высоты звука называется фонацией. Механизм, определяющий фонемную структуру речи - это артикуляция. То, что эти два механизма различны можно показать с помощью шепота. При шепоте фонация отсутствует, а артикуляция осуществляется. Механизмы фонации расположены в гортани, она обусловлена колебаниями голосовых связок. Первой фазой фонации является подготовка к выдоху. При выдохе воздуха проходит голосовую щель, образованную голосовыми связками, они колеблются. При этом высота звука зависит от степени натяжения связок, а кроме того от давления выходящего воздуха. Высота звука при речи регулируется сознательно с помощью обратной слуховой связи, поэтому при врожденной глухоте из-за ее отсутствия обучение речи не возможно.
Механизмы артикуляции обеспечиваются ротовой полости. Ее объем, конфигурация изменяются в различных пределах за счет языка, нижней челюсти, губ. за счет ее сужений и расширений возникают звуки в широком диапазоне частот. Полосы частот характерные для определенной конфигурации голосового тракта называется формантам. Форманты не зависят от состояния голосовой щели. Гласный звук включает две форманты и у каждого звука они свои.
Основной психоаккустической характеристики речи является ее разборчивость - это степень правильного восприятия слушателем звуков, слов, смысла речи в целом.
Максимальной степенью разборчивости является фразовая разборчивость, когда речь воспринимается в виде предложений. Если человек говорит изолированными словами, то разборчивость снижается. Если речь состоит из слогов, то понимание речи резко затрудняется. Это связано с тем, что связная речь имеет высокую информативную избыточность, из-за этого слушателю нет необходимости вслушиваться в каждый слог, он просто догадывается о характере нечетко произнесенных звуков и даже непроизнесенных. Т.о. восприятие речи не сводится к последовательному анализу отдельных звуков, слогов, слов - воспринимается общая информация.
Контроль результата деятельности речевой системы осуществляется благодаря обратным связям, которые функционируют в процессе выполнения речевой программы, а также за счет анализа воздействий речевого сигнала на собеседника. Точность выполнения речевой программы контролируется за счет обратно слуховой связи, т.е. человек оценивает правильность воспроизведения своих предложений. Контроль конечного результата воздействия речи на слушателя осуществляется зрительными и слуховыми сенсорными системами. С помощью зрения говорящий оценивает реакцию слушателя, а с помощью слуха воспринимается речевой ответ.