Школа атомистов
Демокрит, Левкипп
Учение о бытии
Начало Вселенной – атом и пустота.
Почему атом:
1) мы не можем делить вещи до бесконечности, должно оставаться нечто неразложимое
2) постепенное стирание мраморных ступеней доказывает, что все вещи состоят из мельчайших частиц
3) допустим, что неделимых частиц нет. Значит, всё делится до бесконечности. Но разделить можно ту вещь, которая состоит из частей. Между частями – пустота (промежутки, поры), которые должны быть тогда бесконечны, а это не так (мы видим вещи целыми).
Почему пустота:
Если бы её не было, то атомы не могли бы двигаться. Следовательно, не возникали бы сложные вещи. Атомы различаются формой, порядком, положением (т.е. бывают круглыми, вогнутыми и т.д. Все вещи состоят из атомов, которые по-разному располагаются).
Теория познания
Уровни познания (знания):
1) истинный (разум)
2) тёмный (чувства). С помощью чувств мы не постигаем истинности вещей.
Оба вида необходимы человеку. Без чувственного опыта разум не будет иметь материала для суждений.
Учение о субъективности чувственных качеств: цвета, вкусы и запахи в самих вещах не содержатся. Лишь в общем мнении существует горькое, в мнении – сладкое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное. Поистине существует лишь атом и пустота. Цвета, вкусы, запахи состоят из атомов, расположенных в определённом порядке.
Теория истечения
Каждый предмет постоянно отбрасывает некие образы. От любого предмета отслаиваются группы атомов, и благодаря этому люди могут познавать различные предметы.
Учение о космосе
Концепция: существует бесчисленное количество миров.
Атомы бесконечны по форме, следовательно, предметы, состоящие из них, тоже должны быть бесконечны, следовательно, существуют миры, состоящие из атомов и пустоты.
Миры не вечны (рождаются, развиваются, погибают вследствие движения атомов).
Миры отличаются по структуре (некоторые не имеют ни Солнца, ни Луны, а некоторые – больше одного Солнца; в одних есть растения и животные, в других нет даже влаги).
Учение о человеке
Бестелесной души не существует. Душа – сочетание особо подвижных атомов. Следовательно, душа смертна, как и тело.
Естественное происхождение человеческого рода. Теория самозарождения.
Первые люди произошли из воды и ила (равно как и все виды животных).
Земля была покрыта водой, Солнца поначалу не было в мире. После его появления земля начала высыхать под влиянием солнечных лучей, стали возникать различные зародыши, от которых произошли напрямую (не эволюционируя) все виды живых организмов.
Учение об обществе
Теория прогресса.
Человечество развивается, улучшает свою жизнь.
Первые люди вели беспорядочный и звероподобный образ жизни, не имели жилищ, не умели готовить пищу, не задумывались о будущем и т.д.
Так как на них нападали звери, они начали объединяться, возникла необходимость языка.
Люди погибали от голода и холода – начали строить жилища, делать запасы, разводить огонь.
То есть нужда заставляла людей улучшать условия жизни.
В своей деятельности люди, движимые нуждой, подражали животным: ученики ласточки в постройке жилищ, соловья – в пении, паука – в ткацком деле.
О религии
Люди стали поклоняться богам, наблюдая огромные образы, которые носятся во Вселенной.
Древние люди, наблюдая громы, молнии, затмения, приходили в ужас и полагали, что виновники этих явлений – боги. Первых богов создал страх перед явлениями природы. Боги не бессмертны, так как всё состоит из атомов.
Эллинистический период