Методологические особенности немецкой исторической школы

Особенности методологии социально-исторического направле­ния экономической мысли, как уже отмечалось, сложились еще на этапе «старой исторической школы».

В самом деле, немецкие авторы, поставив во главу угла пробле­му метода экономического исследования, по существу выдержали научный спор с классиками и внесли в методологию политической экономии новые позитивные элементы, которые легли в основу методологических особенностей зародившегося благодаря им со­циально-исторического направления экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следую­щим трем положениям:

1) Учет влияния на экономическое развитие страны социаль­ной среды, в том числе «человеческого фактора»;

Первая методологическая особенность исторической школы Гер­мании позволяет раскрыть несостоятельность одной из централь­ных методических позиций классиков, согласно которой в экономической науке приоритетное значение имеют якобы главным об­разом экономические законы, факторы и категории и их действие объявляется универсальным и неотвратимым во все времена и для всех народов (государств).

Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), ко­торые неизменно проявляют себя благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и ком­понентов. Поэтому, наперекор классикам, Они указывают на не­универсальный характер политической экономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от многообразных факторов неэконо­мического (надстроечного) свойства, включая «человеческий фак­тор», т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды. Причем в числе последних чаще всего ими упоминаются:

– национальные особенности и традиции;

– своеобразие исторического развития нации, ее менталитет;

– историческая случайность;

– географические условия страны;

– особенности национальной культуры, психологии, религии и др.

2) Выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономи­ческих и неэкономических факторов и категорий;

В связи со второй методологической особенностью исторической школы необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и наоборот.

Правда, ими нередко делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факто­ров, что их же позиция обернулась практическим насаждением в германском общественном мнении конца XIX — начала XX в. Идей о будто бы уникальном «немецком национальном духе», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д. К примеру, согласно предубеждениям М. Вебера, в его книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) речь идет даже об исключительно важной роли в создании цивилизованного общества одного из течений про­тестантской религии — кальвинизма.

3) Определение места и роли неклассовых критериев в иссле­довании фаз и этапов развития общества.

Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков историзм проявляет себя, прежде всего, через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших, главных и неглав­ных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протя­жении исторического пути нации, классовому критерию противо­поставили сугубо хозяйственный.

Именно предшественнику исторической школы Ф. Листу принадлежит «пер­вая по времени попытка, если не считать еще более ранних зачат­ков, дать схему эволюции хозяйственных ступеней народов», в соответствии с которой «человечество последовательно проходит пять 5 ступеней: 1) период дикости, 2) пастушеский, 3) земледельческий, 4) земледельческо-промышленный и 5) земледельческо-промышленно-торговый период». Представитель собственно исторической школы Б. Гильдебранд дал иную схему, в основу которой было положено различие в состоянии обмена. Он различал: натуральное, денежное и кредитное хозяйство».

Благодаря неклассово-формационному историзму, как важнейше­му инструменту для научных изысканий и обновления экономичес­кой науки, немецкая историческая школа достигла несомненных позитивных результатов. Подтверждение тому — не просто сам факт издания ее авторами рада крупных фундаментальных историко-экономических монографий, а скорее то, что результаты этих иссле­дований вызвали в дальнейшем весьма полезные дискуссии по мно­гим актуальным социально-экономическим проблемам.