Понятие гипертекста. Гипертекстовые технологии в Internet

Фактически гипертекст – это технология работы с текстовыми данными, позволяющая устанавливать ассоциативные связи типа гиперсвязей или гиперссылок между фрагментами, статьями и графикой в текстовых массивах. Благодаря этому становится доступной не только последовательная, линейная работа с текстом, как при обычном чтении, но и произвольный ассоциативный просмотр в соответствии с установленной структурой связей, а также с учетом личного опыта и интересов пользователей. Гипертекстовый документ таким образом получает дополнительные измерения. С одной стороны, он подобен обычному текстовому документу, имеющему фиксированное начало и конец. С другой стороны, гипертекст одновременно организован по тематическим линиям, по индексам и библиографическим указателям.

В 1945 г. Ваневар Буш – научный советник президента США Г. Трумена, проанализировал способы представления информации в виде отчетов, докладов, проектов, графиков, планов и, осознав неэффективность такого представления, предложил способ размещения информации по принципу ассоциативного мышления. На основе этого принципа была разработана модель гипотетической машины «MEMEX» – машины, которая не только хранила бы информацию, но и связывала между собой имеющие друг к другу отношение текст и картинки. «MEMEX» так и остался в проекте, но через 20 лет Теодор Нельсон реализовал этот принцип на ЭВМ и назвал его гипертекстом. Под влиянием идей Буша Теодор Нельсон создал компьютерный язык, который давал возможность пользователю переходить от одного источника информации к другому через электронные ссылки.

Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. При установлении связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идет о смысловой, семантической близости связываемых фрагментов. Следуя по ключу можно получить более подробные или сжатые сведения об изучаемом объекте, можно читать весь текст или осваивать материал, пропуская известные подробности. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися фрагментами.

Структурно гипертекст состоит из следующих элементов – информационный материал, тезаурус гипертекста, список главных тем, алфавитный словарь.

1. Информационный материалподразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и текста. Информационная статья может представлять собой файл, закладку в тексте, web-страницу. Заголовок – это название темы или наименование описываемого в статье понятия. Текст информационной статьи содержит традиционные определения и понятия, т.е. описание темы. Текст, включаемый в информационную статью, может сопровождаться пояснениями, числовыми и табличными примерами, графиками, документами и видеоизображениями объектов реального мира.

В тексте информационной статьи выделяют ключи или гиперссылки, являющиеся заголовками связанных статей, в которых может быть дано определение, разъяснение или обобщение выделенного понятия. Гиперссылкой может служить слово или предложение. Гиперссылки визуально отличаются от остального текста путем подсветки, выделения, оформления другим шрифтом или цветом и т.д. Они обеспечивают ассоциативную, семантическую, смысловую связь или отношения между информационными статьями.

Гиперссылка – средство указания смысловой связи фрагмента одного документа с другим документом или его фрагментом.

Все гиперссылки можно разделить на две категории – локальные гиперссылки; глобальные гиперссылки.

Локальные гиперссылки – это ссылки на другие части того самого документа, откуда они осуществляются. Примерами таких гиперссылок являются (см. рис. 4.17 а):

- ссылки из содержания на главы текста;

- ссылки из одной главы текста на другую главу;

- ссылки от какого-либо термина на его определение, расположенное в словаре терминов данного текста и т.п.

Локальные гиперссылки практически всегда выполнимы, т. е. выполнение данной ссылки приводит к появлению той части документа, куда должен осуществляться переход по ссылке.

Глобальные гиперссылки – это ссылки на другие документы, в общем случае на какие-либо ресурсы, расположенные вне данного документа. Примерами глобальных ссылок являются (см. рис. 4.17 б):

- ссылки на другой файл, логически не связанный с документом и существующий независимо от него;

- ссылки на страницу удаленного web-сервера.

3. Тезаурус гипертекста– это автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между информационными статьями и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Термин «тезаурус» был введен в XIII в. флорентийцем Брунетто Лотики для названия энциклопедии. С греческого языка этот термин переводится как сокровище, запас, богатство.

Тезаурус – 1) словарь языка с полной смысловой информацией; 2) в информатике – полный систематизированный выбор данных в какой-либо области знания, позволяющей человеку или ЭВМ в ней ориентироваться.

Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей, каждая из которых имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с заголовком информационной статьи и содержит данные о типах отношений с другими информационными статьями. Тип отношений определяет наличие или отсутствие смысловой связи. Существует два типа отношений информационных статей – референтные и организационные отношения.

Рисунок 4.17 – Примеры локальных и глобальных гиперссылок

Референтные отношения указывают на смысловую, семантическую, ас-

социативную связь двух информационных статей. В информационной статье,

на которую сделана ссылка, может быть дано определение, разъяснение, по-

нятие, обобщение, детализация понятия, выделенного в качестве гиперссыл-

ки. Референтные отношения образуют связь типа: род – вид, вид – род, целое – часть, часть – целое. Пользователь получает более общую информацию по родовому типу связи, а по видовому – более детальную информацию без повторения общих сведений из родовых тем. Примеры референтных отношений информационных статей приведены на рис. 4.18.

К организационным отношениям относятся те, для которых нет ссылок с отношениями род – вид, целое – часть, т.е. между информационными отношениями нет смысловых связей. Они позволяют создать список главных тем, оглавление, меню, алфавитный словарь. Пример организационных отношений приведен на рис. 4.19.

Рисунок 4.18 – Примеры референтных отношений информационных статей

Рисунок 4.19 – Пример организационных отношений информационных ста-

тей

3. Список главных темсодержит заголовки информационных статей с организационными отношениями. Обычно он представляет собой меню, содержание книги, отчета или информационного материала.

4. Алфавитный словарьсодержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке и реализует организационные отношения.

Изучая информацию, представленную в виде гипертекста, пользователь может знакомиться с информационными фрагментами гипертекста в произвольном порядке, используя навигацию, представляющую собой процесс перемещения пользователя по информационным фрагментам гипертекста.

В зависимости от признака классификации можно выделить следующие

виды навигации, представленные в табл. 4.8.

Таблица 4.8 – Виды навигации в Internet

Переход пользователя от одной информационной статьи к другой может быть постоянным или временным:

- Постоянный переход. Пользователь имеет возможность ознакомиться с новым информационным фрагментом, а затем выбрать следующую для перехода без возврата к первоначальному фрагменту.

- Временный переход. Пользователь имеет возможность ознакомиться с примечанием, пояснением, толкованием термина, а затем обязательно должен вернуться к первоначальному информационному фрагменту.

Гипертекстовые технологии реализуют следующие сервисные инструменты пользователя, представленные в табл. 4.9.

Таблица 4.9 – Сервисные инструменты гипертекстовых технологий

Областью самого массового применения гипертекстовых технологий является сетевая служба WWW глобальной сети Internet.

Можно выделить четыре составляющих элемента сетевой службы WWW: 1) Язык гипертекстовой разметки документов HTML; 2) Универсальный способ адресации ресурсов в сети URL; 3) Протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP; 5) Универсальный интерфейс шлюзов CGI.