Таджикистан

Общие данные. Республика Таджикистан – государство в Центральной Азии, граничащее с Киргизией, Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Китаем. Площадь – свыше 140 тыс. кв. км. Население – 6,5 млн чел. Столица – Душанбе (в 1929–1961 гг. называлась Сталинабад). Административно-территориальное деление – 2 области и Горно-Бадахшанская автономная область. Денежная единица – сомони. Политический строй – президентская республика с 2-палатным парламентом. С момента обретения независимости президентами были: 1991–1992 – Рахмон Набиев, с 1993 – Эмомали Рахмонов.

Очерк истории. История Таджикистана до советского времени практически аналогична узбекской, ибо оба народа входили в одни и те же государственные образования. Современные таджики – смесь потомков древних жителей этого региона (называвшегося Согдианой) и персов, завоевавших эту территорию в IX в. Арабы, господствовавшие здесь в VII–VIII вв., принесли местному населению мусульманскую религию, а персы (иранцы) – свою культуру, персидский язык (фарси) стал литературным языком Таджикистана. В дальнейшем таджики подвергались завоеванию Чингис-ханом и вошли в состав Монгольской державы, а в конце XIV в. были покорены Тамерланом (Тимуром). В дальнейшем они оказались под многовековым господством узбеков и входили в состав двух созданных ими государств – Бухарского эмирата и частично (на севере) Кокандского ханства.

После подчинения России эмира Бухарского в 1868 г. и ликвидации Кокандского ханства в 1876 г. эти земли вошли в состав Российской империи. Большая часть таджикской территории до Памирских гор осталась под властью эмира бухарского, но уже в качестве вассала русского императора, а часть северных районов вошли в Туркестанское генерал-губернаторство. Лишь часть таджикских земель к югу от Памира (по левому берегу р. Пяндж) по русско-английскому разграничительному договору 1895 г. вошла в состав Афганистана, и с тех пор таджикский народ остался разделенным на две части.

После революции 1917 г. и в годы гражданской войны в России значительная часть таджиков участвовала в национальном движении басмачей, в основном разгромленных большевиками к 1925 г. После проведения ими нового национально-территориального деления в 1924 г. была образована Таджикская автономная республика в составе Узбекской ССР, в 1929 г. преобразованная в равноправную Таджикскую ССР в составе Союза. Государственную независимость Таджикистан впервые обрел в 1991 г. после распада СССР.

Этнический состав населения. Титульная нация республики – таджики западно-иранской языковой группы и мусульманского вероисповедания суннитского толка в советское время насчитывали 58 % населения республики. По переписи населения 1979 г., из других народов наиболее многочисленны были узбеки – около 1 миллиона (1/4 населения), русские – 400 тыс., остальных по нескольку десятков тысяч. Как и в других республиках бывшего Союза, русское население преобладало в городах и поселилось здесь в процессе трудовых миграций советской эпохи, узбеки же были давнишними соседями (и в прошлом – повелителями) таджиков. Горно-Бадахшанская автономная область, образованная в 1925 г., населена пестрой смесью горных памирских народов восточно-иранской группы. В процессе и после распада СССР, в ходе кровавой гражданской войны в Таджикистане, сопровождавшейся притеснениями и избиениями русских и других национальных меньшинств, большинство русских покинули Таджикистан, их число сократилось до 100 тыс. Этнические репрессии почти не коснулись узбеков, с которыми, несмотря на прежнее привилегированное положение последних, таджиков связывает культурное родство.

За пределами страны 4 млн таджиков проживают в Афганистане и 2 млн – в Узбекистане и Киргизии, что лишний раз показывает условность унаследованного от СССР национально-территориального деления.

Таджикская письменность изначально базировалась на арабском алфавите, в советское время в 1929 г. замененном на латинский, а с 1940 г. – на кириллицу. С 1989 г. провозглашен возврат к арабскому алфавиту, но на практике до сих пор используется русский.

Большая часть населения республики – горные сельские скотоводы. Горожане составляют 1/3 населения. Единственный город с населением свыше 300 тысяч – столица Душанбе (700 тыс.).

Природно-экономический потенциал. Хотя 97 % территории республики занимают горы, непригодные для земледелия, именно оно является основой ее хозяйства, и в первую очередь выращивание хлопка. С советских времен сохранилось большинство колхозов, приватизация мало затронула сельское хозяйство. Недра достаточно богаты породами цветных металлов, урана, угля. Основу энергетики составляют ГЭС на реках Сырдарья, Нурек и Вахш.

Развита легкая промышленность, в основном сосредоточенная в главных городах – Душанбе и Ходженте (бывший Ленинабад). В тяжелой промышленности выделяются алюминиевый комбинат в Турсун-Заде и уранодобывающий комбинат в Чкаловске.

Транспорт развит слабо из-за гористой местности, железнодорожное сообщение между севером и югом идет через соседний Узбекистан.

Таджикистан имел весьма низкий удельный вес в экономике СССР – 0,8 %, а уровень жизни был самым низким в Союзе.

Очерк современной истории. Распад СССР сопровождался обострением социальных и межэтнических противоречий в Таджикистане. В 1990 г. по стране прокатились кровавые погромы русских и киргизов, остановленные введенными в Душанбе советскими войсками.

Кроме того, в советское время существовало своеобразное разделение сфер влияния между местными кланами: в партийно-политической жизни господствовали северяне (ленинабадцы), органами внутренних дел вершили кулябцы, в торговле заправляли гармцы (каратегинцы), в культуре доминировали памирцы. Существовала поговорка: «Памир танцует, Курган-Тюбе пашет, Душанбе производит, Гарм торгует, Куляб охраняет, Ленинабад правит». По мере ослабления традиционной советской вертикали власти это равновесие было нарушено, и именно это послужило основным поводом к началу гражданской войны – самого масштабного из вооруженных конфликтов на территории СНГ.

Первый президент Таджикистана К. Махкамов поддержал августовский переворот ГКЧП 1991 г. и после его провала был вынужден покинуть свой пост под давлением демократической оппозиции. Это усилило политическую нестабильность. Однако на последовавших выборах победу все же одержал Р. Набиев – в прошлом первый секретарь республиканской компартии, представитель старого ленинабадского (ходжентского) клана. В 1992 г. гражданская война развернулась в масштабе всей страны. И хотя формально действующими силами в ней выступали политические партии, за их спиной стояли все те же кланы. В апреле 1992 г. власть в столице захватили представители памирского клана в союзе с гармцами, но в результате массовых демонстраций и столкновений уже в мае создается коалиционное «правительство национального примирения». Однако реального примирения не произошло. В сентябре того же года президент Набиев был вновь свергнут памирским кланом. В декабре Душанбе снова захватила коалиция кулябцев и ленинабадцев, но место дискредитированного Набиева занял председатель Верховного совета Э. Рахмонов из кулябского клана. Гармцы и памирцы в жестокой резне были частью перебиты, частью ушли в горы, откуда продолжали партизанскую войну. Но победители перессорились и между собой. Часть из них погибла в междоусобной борьбе, на местах власть вообще перешла в руки многочисленных полевых командиров, нередко из бывших уголовников. Ленинабадцы и поддерживавшие их узбеки в 1993 г. покинули Душанбе, после чего оставшихся у власти кулябцев во главе с Рахмоновым перестал поддерживать Узбекистан. Объединившаяся оппозиция остановила наступление правительственных войск на Гарм и Бадахшан.

Лишь военное вмешательство России по просьбе президента

Э. Рахмонова в 1994 г. оказало решающее влияние и помогло ему удержаться у власти. И хотя оппозиция контролировала половину территории страны, путь на Душанбе им был закрыт, а возможность помощи из Афганистана перекрыта 201-й российской дивизией, расположившейся вдоль границы. В сентябре 1994 г. при посредничестве миссии ООН в Тегеране было подписано соглашение о прекращении огня. Но переговоры между Рахмоновым и лидером объединенной оппозиции А. Нури затягивались, и лишь в июне 1997 г. в Москве было подписано общее соглашение об установлении мира и национального согласия. Оппозиция получила около 1/3 мест в правительстве, ее отряды вливались в национальную армию. Вернулись многие беженцы. Но до сих пор правительство Таджикистана не контролирует значительную часть территории страны – горы Гарма и Бадахшана, в которых господствуют не признавшие условия мира полевые командиры и через которые с афганской границы в Центральную Азию проникают наркотики, террористы и прочие криминальные элементы. Именно через Гарм в 1999–2000 гг. совершали свои атаки исламские террористы на Киргизию и Узбекистан.

Гражданская война разрушила и без того слабую экономику страны. К 1996 г. производство сократилось более чем в 3 раза, и лишь в 2003 г. достигло половины от уровня советского периода (в основном за счет экспорта алюминия). До сих пор сохраняется острый дефицит бюджета, внешний долг превысил 1 млрд долларов, хотя часть кредитов шла после гражданской войны в качестве безвозмездной гуманитарной помощи. На сегодняшний день Таджикистан – самая бедная республика СНГ, за чертой бедности живет 85 % населения, средняя зарплата около 10 долларов в месяц. По индексу человеческого развития Таджикистан занимает 112-е место в мире.

В Таджикистане одна из самых многочисленных среди республик СНГ трудовая миграция коренного населения в другие страны, в том числе в Россию. Положение таджикских трудовых мигрантов незавидное, они эксплуатируются в основном на низкооплачиваемых работах, не сумев занять своей ниши в бизнесе, в отличие от тех же азербайджанцев.

Внешняя политика. В годы гражданской войны центральное правительство Таджикистана поддерживало наиболее тесные контакты с Россией и Узбекистаном. С Россией в 1993 г. был заключен договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. По сей день она выступает основным гарантом мира в республике, а находящиеся на ее территории российские вооруженные силы превосходят армию самого Таджикистана в 3 раза по численности (22,5 тыс. чел.) и в 5–6 раз по военной технике. При таком интенсивном военном присутствии экономический интерес России к Таджикистану, наоборот, пока слаб.

Отношения с Узбекистаном были наиболее благоприятными до 1993 г., пока у власти в Таджикистане оставался ленинабадский клан, покровительствуемый президентом Узбекистана И. Каримовым, который рассчитывал через него укрепить узбекское влияние в этой республике. После перехода власти к кулябскому клану Э. Рахмонова, взявшему ориентацию на Москву, наступило резкое охлаждение отношений, и до сих пор они остаются натянутыми, несмотря на торговлю. Узбеки заминировали границу с Таджикистаном под предлогом борьбы с исламскими экстремистами. По сути, российская оккупация Таджикистана сорвала планы его оккупации узбекскими войсками.

Таджикистан входит в ОДКБ, ЕврАзЭС и Шанхайскую организацию сотрудничества. От стран Запада и международных организаций он получает гуманитарную помощь, но с середины 90-х годов ее объемы резко сократились из-за недовольства США пророссийской ориентацией правительства Рахмонова и присутствием на его территории частей русской армии. Однако в ходе американской интервенции в Афганистане 2001 г. Таджикистан, поддержавший ее вслед за Россией, предоставил США военный аэродром в Кулябе.

Из-за неурегулированности внутриполитической ситуации существующее правительство Таджикистана признано легитимным еще далеко не всеми членами мирового сообщества, со многими из них нет дипломатических отношений.

 

 

7.6. Киргизия

 

Общие данные. Киргизия (Кыргызстан), или Киргизская республика – государство в Центральной Азии, граничащее с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Площадь – 200 тыс. кв. км. Население – 5 млн чел. Столица – Бишкек (в 1925–1990 гг. назывался Фрунзе). Административно-территориальное деление – 7 областей. Денежная единица – сом. Политический строй – президентская республика с 2-палатным парламентом. С момента обретения независимости президентами были: 1991–2005 – Аскар Акаев, с 2005 – Курманбек Бакиев.

Очерк истории. В эпоху Великого переселения народов среди других союзов кочевых тюркских племен Азии сложился Киргизский каганат, во времена своего расцвета в IX–X вв. занимавший огромную территорию от Байкала до Тянь-Шаня. После распада каганата основная часть киргизских племен сосредоточилась в верховьях Енисея и в предгорьях Тянь-Шаня (енисейские киргизы были переселены на Тянь-Шань в XVIII в.). В XIII в. Киргизия была завоевана Чингис-ханом, затем входила в состав Империи великих моголов, а в XVII в. подверглась нашествию джунгар. Вскоре после разгрома Джунгарии Китаем она попала под власть Кокандского ханства, находившегося под господством узбеков.

После завоевательного похода русских войск в Коканд 1867 г. и ликвидации Кокандского ханства в 1876 г. киргизские племена вошли в состав Российской империи, конкретно – в Семиреченскую, Ферганскую и Сырдарьинскую области Туркестанского генерал-губернаторства с центром в Ташкенте. В отличие от этнически близких к ним казахов, называвшихся до революции киргиз-кайсаками, собственно киргизов называли кара-киргизами (т. е. «черными киргизами»).

После революции и в годы гражданской войны в России значительная часть киргизов участвовали в борьбе против большевиков в отрядах басмачей в рядах национального движения Алаш-орда, поддерживавшего белогвардейский режим адмирала А.В. Колчака, в союзе с семиреченскими белоказаками атамана Б. Анненкова. Партизанская борьба басмачей с коммунистической властью в предгорьях Тянь-Шаня продолжалась много лет и после окончательного установления советской власти в Туркестане в 1920 г. В 1924 г. Киргизия впервые обрела национальную автономию в форме Кара-Киргизской (с 1925 г. – просто Киргизской) автономной области в составе РСФСР, с 1926 г. – АССР, а по конституции 1936 г. – статус союзной республики. Государственный суверенитет впервые получила после распада СССР в 1991 г.

Этнический состав населения. Как и в других республиках Туркестана, длительная история и произвольное национально-территориальное деление при большевистском режиме определили сложный этнический состав населения. По всесоюзной переписи населения 1989 г., титульная нация – киргизы (кыргызы) семейства тюркских народностей и соответственно – мусульманского вероисповедания суннитского толка насчитывали 52 % населения республики. По языку киргизы наиболее близки к казахам.

Из других этносов наиболее многочисленны были русские – 920 тыс. (21 % населения), узбеки – 550 тыс., примерно по 100 тыс. немцев и украинцев, остальных народов по нескольку десятков тысяч. Как и в других республиках СНГ, русское население преобладает в городах. Большая часть нетитульных народов поселились здесь в результате трудовых миграций советской эпохи, немцы были насильственно переселены из Поволжья в начале Великой Отечественной войны, и лишь узбеки были многовековыми соседями (а в прошлом – и владыками) киргизов. Именно поэтому, как и в других азиатских республиках СНГ, их разделяет наибольшая национальная рознь. После распада СССР значительная часть русских и других нетитульных народов выехали из Киргизии, в результате чего доля русских сократилась до 15 %.

За пределами Киргизии наиболее значительное число киргизов (около 300 тыс.) проживают в Синьцзяне.

Среди центрально-азиатских народностей киргизы были одними из самых отсталых, до революции господствовала поголовная неграмотность, основным занятием было кочевое скотоводство. Первоначально основу национальной письменности составил арабский алфавит, в 1926 г. он был заменен на латинский, а в 1940 г., в ходе начатой

И.В. Сталиным политики русификации – на кириллицу. После установления независимости в 1991 г. провозглашен возврат к латинскому алфавиту.

Наиболее отсталы в экономическом и культурном отношении и подвержены родоплеменным традициям киргизы южных областей страны. Горожане в Киргизии не превышают 1/3 населения. Единственные крупные города – столица Бишкек (600 тыс.) и Ош (свыше 200 тыс.).

Природно-экономический потенциал. Киргизия располагает богатыми запасами угля, редких и цветных металлов, в том числе урана (в 90-х годах открыты и золотые месторождения). В советское время построен каскад ГЭС на р. Нарын. Обрабатывающая промышленность развита слабо. Основой сельского хозяйства остается скотоводство. «Ахиллесову пяту» национальной экономики представляет транспорт – пересеченная гористая местность не позволяет широко использовать железные дороги, автотранспорт развит только на севере страны. На озере Иссык-Куль есть пароходство. Не удивительно, что при столь отсталой экономике удельный вес Киргизии в ВВП Советского Союза составлял всего 0,8 %.

Очерк современной истории (с момента обретения независимости). Президент А. Акаев был единственным из лидеров азиатских республик СНГ, взявшимся последовательно проводить рыночные реформы в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда (включая антиинфляционные меры и начатую в 1997 г. приватизацию земли). В связи с этим, инфляция в Киргизии в период реформ была минимальной, но удар кризиса по экономике от этого был не менее тяжелым. Национальный доход сократился вдвое.

Медленный и неуверенный рост начался с 1996 г., к 2003 г. он достиг 4/5 от советского времени, однако в основном за счет внешней торговли и добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность не дотягивает и до половины советского уровня. В сельском хозяйстве резко сократилось поголовье скота. Более 1/4 экономики находится «в тени». По существу, во весь период режима Акаева страна жила в долг, закупая товаров больше, чем продавая. В начале XXI в. внешний долг Киргизии перевалил за 1,5 млрд долларов – для небольшой страны со слабой экономикой цифра огромная. Вступление Киргизии в ВТО в 1998 г. на условиях развивающихся стран лишь усугубило неконкурентоспособность ее экономики, доставшейся от советского времени. Можно сказать, что Киргизия дала наиболее яркий пример провала либерально-рыночных реформ в странах с отсутствующими для этого условиями на постсоветском пространстве.

При этом замораживание зарплаты в условиях отпуска цен привело к резкому обнищанию населения, социальная поляризация достигла чудовищных размеров. Безработица превысила 1/4 работоспособного населения. 60 % населения живет за чертой бедности, средняя зарплата около 25 долларов в месяц, по индексу человеческого развития Киргизия стоит на 102-м месте в мире.

В политическом отношении президент А. Акаев внешне также демонстрировал либеральную ориентацию и был единственным из президентов республик СНГ (кроме России), с самого начала открыто не признавшим августовский переворот ГКЧП 1991 г. Но, несмотря на умеренно демократическую конституцию 1993 г., в стране сложился типичный для государств Центрально-Азиатского региона авторитарный режим (в частности, президент республики безо всяких к тому оснований был избран даже президентом Академии наук), оппозиция подвергалась репрессиям. При этом характерные для азиатских стран клановые традиции (сам Аскар Акаев принадлежал к родоплеменной аристократии одного из северных кланов) сочетались с разгулом коррупции.

Все эти обстоятельства, при доминирующей роли экономического неблагополучия, привели к мартовским событиям 2005 года, получившим в СМИ название «революции тюльпанов». Невзирая на поддержку режима Акаева США, социальный и политический кризис в Киргизии достиг таких масштабов, что они прекратили его поддержку, и это сыграло решающую роль. Поводом к событиям послужила очередная фальсификация парламентских выборов. Оппозиция объявила их недействительными, захватила власть в городах Джалалабаде и Оше и организовала массовые манифестации в столичном Бишкеке. Не решившись применить силу, окончательно дискредитировавший себя президент Акаев покинул страну. Новым президентом стал один из лидеров оппозиции К. Бакиев. Однако, подобно «оранжевой революции» на Украине и «революции роз» в Грузии, киргизская «революция тюльпанов» мало что изменила. К власти пришли другие кланы, ранее оттертые от нее. Экономическая ситуация в стране и ее внешнеполитический курс практически не претерпели изменений.

Как и в большинстве республик бывшего СССР, в Киргизии остро стоит проблема межэтнических отношений. Распад Союза сопровождался кровавыми узбекскими погромами в Оше. Определенной дискриминации подверглось и русское население. Все это вызвало волну миграций, 1/5 часть русского населения покинула страну, что резко обострило ситуацию в промышленности, которая держалась в основном именно на русских. Положение несколько смягчил президентский указ 1994 г. «О мерах по урегулированию миграционных процессов», вопреки сопротивлению националистов гарантировавший всем народам равные права с киргизами. Хотя на практике он соблюдался далеко не везде и не всегда, а среди киргизской молодежи сохранились антирусские и особенно антиузбекские настроения, миграция после этого пошла на убыль.

Внешняя политика. У Киргизии 4 внешнеполитических приоритета: Россия, Запад, соседние страны Центральной Азии и Китай. Главным в ее международной политике является лавирование между Россией и Западом (по выражению бывшего президента Акаева, «можно сидеть на двух стульях, если они сближаются»).

С Россией за истекшие годы Киргизия подписала договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1992 г., договор о таможенном союзе 1996 г., декларацию о «вечной дружбе, союзничестве и партнерстве» 2000 г., программу экономического сотрудничества на 2000–2009 гг. Киргизия и Россия имеют упрощенный механизм приобретения гражданства между собой. Обе стороны входят в ЕврАзЭС и ОДКБ. Россия имеет на территории Киргизии военный аэродром «Кант» и 2 испытательных полигона на озере Иссык-Куль. При нападениях исламских экстремистов на Баткенскую область Киргизии в 1999 и 2000 гг. Россия оказала ей эффективную помощь. До 1999 г. осуществлялась совместная охрана границ Киргизии.

Параллельно Киргизия активно использовала западные кредиты и инвестиции, для которых по законам 1992 г. был создан льготный режим наибольшего благоприятствования. Договор о сотрудничестве с Евросоюзом и последующее вступление в ВТО со статусом развивающейся страны позволили ей получать кредиты на льготных условиях. Но, как уже говорилось, в результате страна превратилась в безнадежного должника стран Запада, а вступление в ВТО сделало ее промышленность неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. Киргизия активно поддержала интервенцию США в Афганистан 2001 г. и предоставила войскам НАТО воздушное пространство и аэродром в аренду, на котором они так и остались.

Киргизия – член Центрально-Азиатского сотрудничества. Но, хотя она старается поддерживать ровные отношения с соседями, между ней и Узбекистаном и Казахстаном существует проблема урегулирования пользования водными ресурсами Сырдарьи, истоки которой находятся в Киргизии: стороны заинтересованы в различных режимах пользования ими, поскольку Киргизии они нужны для выработки электроэнергии на ГЭС, а ее соседям – для сезонного орошения полей. Кроме того, киргизы требуют от узбеков участия в расходах на содержание гидростанций, а те ссылаются на то, что «вода есть дар Аллаха». Наиболее благоприятны отношения Киргизии с Казахстаном, что облегчается этническим родством (а во времена президента Акаева – и родственными связями правящих кланов). Сложнее отношения с Узбекистаном и Таджикистаном, в основном по причине давней межэтнической вражды с их народами, вылившейся в кровавые узбекские погромы 1990 г. в Киргизии (где проживает много узбеков) и киргизские погромы в Таджикистане в ходе гражданской войны 90-х годов. Через участок таджикской границы, до сих пор контролируемый оппозицией, в Киргизию и далее в Узбекистан проникают наркотики, контрабанда, нелегальные мигранты.

Отношения с Китаем активно развиваются в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в Киргизии созданы сотни малых китайских фирм.

 

Использованная литература:

1. Хандорин В.Г. Страны СНГ и Балтии: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.

2. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Актуальные проблемы развития стран СНГ/Текст лекций - СПб.,2003

3. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Международная интеграция /Текст лекций - СПб.,2003.

Интернет ресурсы: Википедия - СНГ