Узбекистан

 

Общие данные. Республика Узбекистан – самое многонаселенное и «элитное» государство Центральной Азии, граничащее со всеми остальными 4 государствами региона – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией, а также (на небольшом участке) с Афганистаном. Площадь – 449 тыс. кв. км. Население – 25 млн чел. Столица – Ташкент. Административно-территориальное деление – 12 областей и Каракалпакская автономная республика (Ташкент имеет особый статус). Денежная единица – сум. Политический строй – президентская республика с 1-палатным парламентом. С момента обретения независимости в 1991 г. бессменный президент – Ислам Каримов.

Очерк истории. Узбекистан – цитадель среднеазиатской цивилизации, на протяжении многих веков доминировавший в регионе. Узбекские города Самарканд и Бухара возникли еще в глубокой древности. Формирование узбекского этноса на основе смешения иранских и более поздних тюркских племен в междуречье Амударьи и Сырдарьи началось после Великого переселения народов и арабского завоевания VII–VIII вв. Арабы принесли народам Средней Азии мусульманскую религию и письменность. Вскоре после изгнания арабов на территории современного Узбекистана усиливается государство Хорезм, к концу XII в. подчинившее себе всю Среднюю Азию. Государство хорезмшахов было уничтожено Чингис-ханом в начале XIII в. В дальнейшем на его территории правили Чингизиды, а в конце XIV в. выходец одного из местных племен Тамерлан (Тимур) разгромил Золотую Орду и распространил свою власть на всю Центральную Азию, сделав своей столицей древний Самарканд (правил в 1369–1415 гг.). На рубеже XIV–XV вв. Тамерлан – один из величайших завоевателей мировой истории – создал гигантскую империю, почти не уступавшую былой империи Чингис-хана: в ее состав вошли Средняя Азия, часть Причерноморья, территории современных Ирана и Афганистана, часть Индии, готовился поход в Китай, но до его свершения Тамерлан умер. Кроме того, он разбил турецкого султана Баязета Молниеносного, взял его в плен и возил за собой в железной клетке. Внуком Тамерлана был знаменитый астроном Улугбек. После смерти Тамерлана созданная им завоевательная держава, не имевшая прочных оснований, распалась, подобно аналогичным империям Александра Македонского и Чингис-хана. В XVI–XVIII вв. на территории большей части Средней Азии сложилось три государства, соперничавших между собой: Хивинское ханство (земли бывшего Хорезма), Бухарский эмират и Кокандское ханство (в Ферганской долине, именно его столицей стал Ташкент). В их состав входили также земли киргизов (Коканд), таджиков (Бухара и частично Коканд), частично туркмен (Хива и Бухара). Но господствующий слой во всех трех составлял узбекский этнос. Не раз они подвергались нашествиям персов, кочевников-джунгар.

В 60–70-х гг. XIX в. произошло покорение Туркестана, как тогда называли Центральную Азию, Российской империей, соперничавшей с Британской империей на Среднем Востоке. Один за другим капитулировали Коканд, Бухара и Хива. Бухара и Хива были сохранены в качестве автономно самоуправляемых территорий империи, поскольку их властители – хан хивинский и эмир бухарский – признали себя подданными русского императора; Кокандское ханство после неудачного восстания было упразднено и включено в состав внутренних владений империи в качестве Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства, в которое вошли также южные области нынешнего Казахстана. Центром Туркестанского генерал-губернаторства стал Ташкент – бывшая столица Кокандского ханства и нынешняя столица Узбекистана. Однако, несмотря на русскую администрацию и присутствие русских войск, численность русских и их влияние на жизнь и быт местного населения до революции были незначительны: Туркестан считался отдаленной и самой отсталой окраиной империи, нужной исключительно из военно-стратегических соображений. В 1916 г. на его территории произошло крупное восстание за независимость под предводительством Аман-гельды Иманова, подавленное царскими войсками.

После революции 1917 г. и в ходе гражданской войны в России 1918–1920 гг. большевики образовали в Ташкенте Туркестанскую советскую республику, но удерживали только сам Ташкент и железнодорожные узлы. Хан хивинский и эмир бухарский признали власть белогвардейского верховного правителя адмирала А.В. Колчака, который издал для них специальные грамоты с гарантиями сохранения автономии и национального уклада. После разгрома армии Колчака, белоказачьих отрядов и войск хана хивинского и эмира бухарского к лету 1920 г. на территории Туркестана была установлена советская власть: Туркестанская советская республика объявлена автономной республикой РСФСР, Хивинское ханство и Бухарский эмират ликвидированы и преобразованы в Хорезмскую и Бухарскую народные республики. В 1924 г. они вошли в состав Советского Союза и в ходе национально-территориального размежевания были разделены на Узбекскую ССР, Туркменскую ССР, Таджикскую автономную республику в составе Узбекистана и Киргизскую автономную республику в составе РСФСР. В дальнейшем Таджикистан (с 1929 г.) и Киргизия (с 1936 г.) были преобразованы в равноправные союзные республики. Вместо этого Узбекистану в 1936 г. передали Каракалпакскую автономную республику, ранее входившую в РСФСР. Однако еще до 1933 г. в регионе продолжалась партизанская война басмачей против советской власти. Известным лидером Узбекистана советского периода был в 1959–1983 гг. Шараф Рашидов, прославившийся также коррупцией и очковтирательством. В середине 80-х годов по «делу Рашидова» были арестованы десятки коррумпированных высших руководителей республики. Государственную независимость Узбекистан обрел в 1991 г. после распада СССР.

Этнический состав населения. Узбеков иногда называют среднеазиатскими арийцами, поскольку это наиболее древний из современных крупных этносов Центральной Азии и самый многочисленный из них, на протяжении ряда столетий до присоединения к России господствовавший в регионе. Рождаемость в регионе традиционно высока, и численность населения Узбекистана стремительно растет – по переписи 1989 г. в республике насчитывалось до 20 млн жителей, а по данным 2002 г. – уже свыше 25 млн. Сами узбеки относятся к семейству тюркских народностей и исповедуют исламскую (мусульманскую) веру суннитского толка, подобно остальным титульным этносам Средней Азии. В республике они составляют подавляющее большинство населения в 80 % – больше, чем титульные нации во всех остальных республиках Центральной Азии. Как и у них, среди узбеков сохранилось племенное клановое деление.

За пределами Узбекистана 2 млн узбеков проживают на севере Афганистана, 1 млн 200 тыс. – в Таджикистане, 550 тыс. – в Киргизии, свыше 300 тыс. – в Казахстане, столько же – в Туркмении.

Из других народов Узбекистана наиболее многочисленны русские – 1 млн 400 тыс. (из них почти половина – в столице республики Ташкенте, составляя почти треть его жителей), таджики – 1 млн 250 тыс. (преимущественно тоже в городах, причем составляют большинство в древнейших городах страны – Самарканде и Бухаре), казахи – 750 тыс., каракалпаки – до 600 тыс., татары – до 400 тыс. и киргизы – 250 тыс. После распада СССР доля русских сократилась вдвое из-за эмиграции в Россию.

В процессе и после распада Союза Узбекистан не избежал этнических проблем. Памятная резня узбеками турок-месхетинцев в Ферганской долине 1988 г., приведшая к массовой эвакуации этого народа из республики, в дальнейшем дополнилась не столь явными и кровавыми, но методичными притеснениями русского населения, вызвавшими его массовую эмиграцию.

Доля городского населения не достигает 40 % и по сравнению с советским периодом сократилась из-за эмиграции русских, живших по преимуществу в городах. Столица Узбекистана Ташкент – крупнейший город всей Центральной Азии (свыше 2 млн. чел.), в прошлом занимал 4-е место по населению в СССР. Другие крупные города: Самарканд (400 тыс.), Наманган и Андижан (по 300 тыс.).

Природно-экономический потенциал. Традиционная основа хозяйства Узбекистана – поливное земледелие с выращиванием хлопка. Поскольку 4/5 территории страны – пустыни и полупустыни, вода крайне дефицитна, и орошение полей составляет насущную жизненную потребность. Многолетнее превышение предельно допустимого водозабора из Амударьи и Сырдарьи стало одной из причин обмеления и высыхания Аральского моря.

Республика располагает запасами нефти, газа, угля, урана, цветных металлов, золота. Основа энергетики – 3 ТЭЦ и 3 ГЭС. Работают машиностроительные и авиационные заводы, текстильные фабрики.

Узбекистан – транспортный узел Центральной Азии, через него проходят все магистральные железные дороги, шоссе и трубопроводы, и в этом его экономическое преимущество перед соседями. В Ташкенте есть аэропорт международного класса.

Хотя Узбекистан давал почти 3,5 % ВВП СССР, производительность труда и уровень жизни отставали от среднесоюзных показателей. Основная его роль в хозяйстве Советского Союза сводилась к поставкам хлопка, ставшего настоящей монокультурой: его посевные площади за советские годы расширились в 4 раза, в то время как посевам зерновых не уделялось внимания, они даже сократились почти на треть.

Очерк современной истории (с момента обретения независимости). В Узбекистане утвердился авторитарный режим личной власти первого и до сих пор бессменного президента страны Ислама Каримова – в прошлом руководителя республиканской компартии. Случай достаточно типичный для восточных и южных республик бывшего Союза. Парламент и политические партии в Узбекистане – не более чем декорации, они полностью контролируются исполнительной властью. В этом отношении на всем постсоветском пространстве «опережала» его лишь Туркмения. Реальная оппозиция была подавлена с помощью репрессий, ее лидеры вынуждены эмигрировать, под предлогом перерегистрации оппозиционные движения не прошли новую регистрацию уже в 1993 г. Правящая партия – преобразованная из компартии Национал-демократическая партия.

Последовательно проводя политику светского государства, режим Каримова по закону запрещает религиозным организациям заниматься политикой и держит их под жестким контролем. Исламские экстремисты ведут партизанскую войну с ним: в 1999–2000 гг. они пытались предпринять государственный переворот, совершили покушение на Каримова и иные крупные террористические вылазки, а в 2004 г. – серию терактов в городах. Их лидер Джума Намангани был убит во время антитеррористической операции США 2001 г. в Афганистане. Ряд «исламистов» ставят целью создание мусульманского халифата в Центральной Азии. Особенно крупным был вспыхнувший во многом под влиянием мартовской «революции тюльпанов» 2005 г. в соседней Киргизии мятеж исламистов в Андижане в мае того же года. Но, в отличие от киргизского президента А. Акаева, Каримов повел себя решительно и подавил мятеж. Президент Каримов считает исламский фундаментализм опасностью для государства и жестко пресекает все его проявления. За истекшие годы в республике арестовано 10 тыс. активистов исламского движения.

В Узбекистане, как и в Туркмении, полностью сохранено государственное регулирование экономики, рыночные реформы разрешили в стране лишь малый бизнес. Вся крупная промышленность и 4/5 сельского хозяйства в руках государства, госсектор доминирует в экономике республики.

Хотя Узбекистан жил в СССР больше за счет союзных дотаций, экономический кризис после распада Союза и рыночных реформ затронул его в наименьшей степени среди всех республик, благодаря открытию новых месторождений нефти, сохранению контроля государства над топливно-энергетическим комплексом и экономически грамотной политике правительства И. Каримова, вкладывающего деньги из доходов с продажи сырья в обрабатывающую промышленность, привлекая в нее и зарубежные инвестиции. Благодаря этому восстановлена работа построенных еще в советское время заводов, строятся с помощью иностранных компаний новые заводы – явление, практически не характерное для других стран СНГ (включая и Россию). По данным официальной статистики (несомненно заниженным), в ходе кризиса падение национального дохода не превышало 1/5, а уже в 2001 г. был достигнут уровень советского периода.

Однако во многом экономические успехи достигаются ценой «затягивания поясов»: уровень жизни в республике по-прежнему низкий, достаточно высокая безработица, средняя зарплата в 2000 г. составляла 37 долларов в месяц, почти 30 % населения – за чертой бедности. По индексу человеческого развития Узбекистан на 95-м месте в мире. Несмотря на государственные рычаги, он не может избавиться от высокой инфляции, хронического дефицита бюджета, внушителен внешний долг страны (5 млрд долларов). Четверть ВВП дает теневая, нелегальная экономика.

А главное – рост ВВП Узбекистана отстает от стремительного роста населения. Следовательно, при общем подъеме экономического потенциала доходы на душу населения продолжают падать. В итоге демографический бум создает социальные проблемы, и особенно дадут знать о себе они в будущем.

Внешняя политика. Узбекистан претендует на лидерство в Центрально-Азиатском регионе, как в былые времена. Основаниями для этого служат культурно-исторические традиции, наибольшая среди стран региона численность населения (половина от всего населения Центральной Азии), наличие крупной узбекской диаспоры во всех соседних государствах, роль географического и транспортного центра региона и относительно стабильная экономика.

На современном этапе конкуренцию в этом ему составляет Казахстан, располагающий для этого меньшими основаниями, зато с более крупным экономическим потенциалом (хотя и менее реализованным до сих пор). Поэтому отношения с Казахстаном наиболее проблемные, у них есть ряд взаимных территориальных претензий и нерешенных вопросов пользования водными ресурсами.

Проблемы водопользования существуют и с Киргизией, причем здесь они осложняются фактором межэтнической вражды.

Отношения с Таджикистаном осложнились после прихода к власти в последнем кулябского клана Э. Рахмонова, взявшего ориентацию на Россию.

С Туркменией существуют споры по территориям, пользованию водой и газовыми месторождениями.

Все эти противоречия делают неэффективной организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ЦАС), в которую входят 4 страны региона (кроме Туркмении).

Отношения Узбекистана с Россией противоречивы. С одной стороны, он пытается избежать какой-либо финансовой или политической зависимости от Москвы, а потому не входит в межрегиональные группировки с ее участием (за исключением Антитеррористического центра), предпочитая двусторонние соглашения. Это договор об основах межгосударственных отношений 1992 г., декларация о развитии и углублении сотрудничества 1994 г., договор об экономическом сотрудничестве 1998 г. В 2003 г. началось формирование российско-узбекско-туркменского газового картеля под эгидой «Газпрома».

США, учитывая роль Узбекистана в этом регионе, стремились распространить на него свое влияние и ради этого были готовы простить Каримову недемократичность режима, лишь бы окончательно оторвать его от России (в 1996 г. они даже наградили его медалью «За стремление к свободе»: ясно, что подразумевалась свобода от России). Узбекистан участвовал в натовской программе «Партнерство во имя мира», совместных военных учениях со странами НАТО. Он поддержал американскую интервенцию в Афганистан 2001 г. против режима талибов, предоставил США военный аэродром в Ханабаде, что осложнило отношения с Россией, у которой не было военных баз в Узбекистане. Поскольку Узбекистан кровно заинтересован в безопасности от исламских экстремистов, его поддержка антитеррористических акций как со стороны США, так и России неизменна.

Однако после событий «цветных революций» на Украине, в Грузии и соседней Киргизии режим Каримова, опасаясь повторения их у себя дома, закрыл в Узбекистане многие иностранные организации, в том числе фонд Сороса, а после мятежа в Андижане, происшедшего во многом под влиянием киргизских событий, прекратил аренду США военной базы. Одновременно были сделаны шаги в сторону сближения с Россией, в частности, заключено соглашение о совместном использовании систем ВВС и ПВО.

Недолгим было участие Узбекистана в экономическом альянсе ГУАМ из-за его неэффективности. С Украиной президент Каримов стремится поддерживать тесные двусторонние отношения, так как их объединяет желание освободиться от экономической зависимости от России. Но реальная отдача от этих отношений минимальна из-за неплатежеспособности Украины, до сих пор не преодолевшей у себя экономический кризис.

В первые годы независимости Узбекистан активно сотрудничал с Турцией, с которой его роднят не только этнические и культурные связи, но и общая направленность политики (светская политика государства в противовес исламскому фундаментализму, сильное влияние государства в экономике и т. д.). Однако в дальнейшем отношения испортились из-за претензий Турции на доминирование и навязывание своих решений.

Достаточно активно экономическое сотрудничество с Китаем. Узбекистан входит в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Отношения Узбекистана со странами исламского фундаментализма (вроде Ирана) резко натянуты из-за светского характера государства и неоднократных атак и терактов исламских экстремистов на территории страны.

В целом Узбекистану до сих пор удается сохранять независимую внешнюю политику, избегая втягивания в орбиту как России, так и США.