Менталитет русского, украинского, исламских народов и толерантность.

Чаще всего менталитет понимают как картину мира или систему взглядов, которые «лежат в основе человеческих представлений о мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей».

Чтобы дать характеристику основных черт русского менталитета и ответить на вопрос, какое место в нем занимает толерантность, проанализируем оба понятия, исходя из некоторых устоявшихся их определений.

В первом приближении менталитет — это устойчивые представления национальной общности и/или отдельной личности о мире, их социокультурные ценности и нормы, ритуалы, обычаи. Как обозначение склада ума, мироощущения, мировосприятия понятие «менталитет» стало употребляться недавно. До него в этом смысле чаще всего использовалось понятие «национальный характер». Но и с ним дело обстоит непросто, поскольку некоторые ученые, например Л. Н. Гумилев, считают, что «так называемый «национальный характер» — миф, ибо для каждой новой эпохи он будет другим, даже при ненарушенности последовательных смен этногенеза». И все же, несмотря на трудности с его определением, национальный характер — понятие научное, означающее «совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и т. д. Но именно так обычно определяется менталитет. Это прежде всего специфические субъективные коллективные представления о себе и окружающем мире, специфический склад мышления, чувств, мнений, верований, поведения и т. п.

Однако у менталитета есть и объективная сторона, связанная с опредмечиванием этих представлений в социуме. У него есть свои детерминанты — природные, социальные, религиозные.

Мы будем понимать под понятием «менталитет» совокупность генетически и социально обусловленных признаков, присущих определенной этнической общности и определяющих формы ее социокультурной активности, способы коллективного и группового реагирования в тех или иных ситуациях. Кроме того, менталитет является определенным абстракцией, вместилищем признаков и характеристик, которые для отдельного человека или социальной группы формируются в соответствующий тип, в зависимости от комбинаций составляющих элементов (черт), которые наполняют это понятие.

Особенности русского менталитета.

Для великороссов природные условия (размеры территории, особенности климата, почв) являются неблагоприятными, требующими неимоверных усилий для выживания. Поэтому русский народ всегда был непритязателен в отношении материальных благ и привык довольствоваться скромным достатком. С другой стороны, чтобы получить даже минимальные блага, он был вынужден много трудиться. Труд всегда был главным идеалом русского народа, определяющим его жизнеспособность. Недаром среди пословиц и поговорок русского народа почетное место отводится тем, в которых прославляется труд, ибо терпение и труд все перетрут. Экстремальные природные условия выработали у русских одну удивительную особенность их менталитета. Недолгое лето и ненастья требовали от русского крестьянина огромных усилий, чтобы за короткое время осуществить весь сельскохозяйственный цикл, а затем долгую осень и зиму он почти ничего не делал. «Так великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению, труду на короткое время, но нигде в Европе, кажется, не найдется такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду». Поэтому-то русские привержены штурмовщине и исполнение работы затягивают до последнего возможного срока. Природа обманывает русских, они не верят ей, полагаясь на «авось». «Расчетливый великоросс любит подчас очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский «авось».

Не могла не отразиться на менталитете русских и обширность территории их обитания. «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, — пишет Н. А. Бердяев, — та же безграничность, бесформенность, широта». Разумеется, огромную территорию надо было обустраивать, заселять и защищать, что требовало от населения величайших усилий, но одновременно давало чувство безопасности: такую территорию вряд ли кто смог бы завоевать. Кроме того, именно беспредельность земли русской давала ощущение свободы, в ее лесах и степях всегда можно было спастись от угнетения со стороны хозяина или государства, получив тем самым волю. Воля — это свобода по-русски, беспредельность пространства.

Беспредельность территории выработала у русских широту души, расточительство. Русские считают, что страна настолько богата землями и природными ресурсами, что их хватит навсегда. И они не берегут эти богатства, расточают и теряют их, как потеряли огромные исконные русские земли при распаде СССР. В ментальности русских нет гена сохранения принадлежащих им ценностей.

Важнейшим детерминантом национального менталитета являются геополитические и социально-политические обстоятельства русской истории. Россия, находясь между Западом и Востоком, всегда была лакомым куском для завоевателей как с той, так и с другой стороны. Поэтому России приходилось много воевать, защищаясь. Бесконечные войны выработали у русских самоотверженность, стойкость, выносливость, неприхотливость, жертвенность. Любая иностранная интервенция поднимала весь народ на защиту Отечества.

Следующая геополитическая характеристика России — многонациональный состав ее населения. Более ста народов, живущих на ее территории, имеют свою культуру, язык, религию. Эта семья народов складывалась разными путями: за счет внутренней колонизации, переселения и расселения крестьян на неосвоенных землях, а также за счет вхождения отдельных народов в состав России. Происходило межэтническое смешение. Русский народ в своей основе имеет славянское начало, впитавшее в себя тюркское и финно-угорское этническое влияние. Это влияние нашло свое отражение и в менталитете русских, наполнив его положительными и отрицательными чертами.

Еще одним детерминантом, определившим национальный менталитет русского народа, является роль государства в его истории. В силу исторических обстоятельств, чтобы сохранить себя как этнос, русский народ сделал выбор в пользу авторитарной власти, призвав варягов. Они навязали русскому народу, анархисту по натуре, жесткую дисциплину, граничащую с внутренним террором. Благодаря этому было построено великое государство. Вначале это была царская, а затем советская империя. Народ заплатил за ее могущество гражданскими и политическими свободами. А. И. Герцен по этому поводу писал: «События сложились в пользу самодержавия, Россия была спасена; она стала сильной, великой — но какою ценою?.. Москва спасла Россию, задушив все, что было свободного в русской жизни».

На ментальном уровне в русском народе за столетия выработалось странное, по западным меркам, противоречивое отношение к государству: с одной стороны, он неизменно демонстрирует почтение, уважение к его главе (царю, генеральному секретарю компартии, президенту), а с другой — стремится нарушить государственные и правовые нормы. Склонность к своеволию и анархии так и осталась национальной чертой русского народа.

Другим организующим началом для русского народа была сельская община, чаще всего понимаемая как демократический союз местного самоуправления, взаимопомощи, трудовой демократии и совместного владения землей. Община помогала крестьянину выживать, в ней он был защищен, мог принять участие в решении насущных проблем, она как бы уравнивала своих членов, обеспечивая некую справедливость. Одновременно община сдерживала личный произвол крестьянина, его бунтарский характер.

Наконец, детерминирующим началом для менталитета стала религия. Русь была крещена, выбрав православную веру. Но христианская вера на Руси имела свои особенности: «Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии; славянского язычества, которое встретило эту новую веру; и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие и переработал его в своем духе». В результате этого своеобразного сочетания возникло двоеверие, имеющее непосредственное отношение к менталитету. Его суть в том, что в христианскую православную веру оказались вплетены ценности славянского язычества. Таким образом, существующая в России вера может быть определена как оязыченное христианство или как христианизированное язычество. В этом симбиозе язычество «отвечает» за стихийность и иррационализм русского менталитета, его мистическое отношение к природе. Среди православных святых на Руси особо почитаемыми были Борис и Глеб — защитники земли русской. По приказу старшего брата они были убиты, причем приняли свою смерть, не сопротивляясь творимому злу. Как считают историки православия и русской мысли, этот первый пример непротивления заложил основы важной особенности русского менталитета. Подвиг непротивления злу есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа.

Завершая краткую характеристику русского менталитета, обратим внимание еще на одну его особенность, которую отмечают все исследователи, — противоречивость. Наиболее емко и образно данную особенность описал Н. А. Бердяев. Вот одно из таких наблюдений: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость. Тогда русское самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от отталкивающего бахвальства, равно как и от бесхарактерного космополитического отрицания и иноземного рабства… Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе (Великий Инквизитор) мирится с рабьей покорностью». (Бердяев).