Зарубежные промышленные выставки XX века.

1. Всемирная выставка «Итоги века» во Франции, Париж, 1900.

Символом всемирной выставки 1900 года стала встреча нового, XX века. Главная цель этого события состояла в подведении итогов уходящего столетия. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Особенно значительно было участие Российской империи — ближайшего в тот момент союзника Франции. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников. Ее площадь составила 1,12 км². Специально к выставке было сооружено большое количество объектов: Лионский вокзал, вокзал Орсе, мост Александра III, Большой и Малый дворцы, сквот Улей на Монпарнасе. Первая линия парижского метро начала работать во время выставки 19 июля 1900 года. Помимо этого функционирвала троллейбусная сеть. Частью выставки стали Вторые Олимпийские игры, проходившие целых пять месяцев — с мая по октябрь. На Всемирной выставке 1900 года были впервые представлены публике фильмы, которые сопровождались музыкой граммофонных пластинок. Это был первый опыт аудио - визуальной программы в экспозиции. Среди экспонатов можно было наблюдать эскалаторы, панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама, Транссибирская железнодорожная панорама, телескоп. Рудольф Дизель представил на суд посетителей дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле.

Рис.Главный вход на всемирную выставку во Франции, Париж, 1900.

Архитектура. На выставке было около 20 павильонов. Национальные павильоны имитировали архитектурные сооружения своей страны: Англия - Кингстон-хауз; Российская империя–архитектуру Кремля, Италия-Дворец Дожей. Стиль модерн был ведущим в оформлении интерьеров и фасадов, в архитектуре некоторых павильонов. Новые материалы:железо, цемент делали декор независимым от конструкции. Вблизи Эйфелевой башни была сооружена большая модель Вселенной с изображенными на ней знаками Зодиака.

Рис.Дворец электричества. Всемирная выставка во Франции, Париж, 1900

Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Главным архитектором выбрали петербуржца Мельцера. Для некоторых частей российской экспозиции были построены отдельные здания, поскольку не хватало выделенной площади. Центральным павильоном оказался построенный по проекту Мельцера павильон русских окраин, повторяющий архитектуру Московского и Казанского Кремлей. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где продавались сувенирные бутылочки с русской водкой. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были сооружены павильон промышленника М.С. Кузнецова и витрины предпринимателя П.И. Харитоненко. В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри.

 

Рис.Константин Коровин. Кустарный отдел павильона России. Эскиз. Всемирная выставка во Франции, Париж, 1900.

За время работы выставки российская экспозиция получила 1589 наград. Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. Большое впечатление произвела экспозиция Министерства путей сообщения по проекту художника Пясецкого, посвященная Транссибирской магистрали — Транссибирская железнодорожная панорама. Здесь публика проходила в вагоны с имитацией движения поезда, из которых они могли наслаждаться российскими пейзажами, менявшимися с помощью особого механизма. В конце «пути» посетители выходили в дверь с обратной стороны и попадали в Китайский отдел. Этот аттракцион был отмечен высшей наградой гран-при.

 

Рис. Экспозиция российской железнодорожной техники. Всемирная выставка во Франции, Париж, 1900.