Первая всемирная выставка. Лондон, 1851.
Всемирные выставки
Зарубежные промышленные выставки XIX века
Конец XVIII - начало XIX вв. называют эпохой промышленной революции. Сопоставление промышленных потенциалов нескольких десятков стран различных континентов - эпоха свободной конкуренции в мире. В середине XIX в. Англия была самым богатым государством мира. Она первая предложила создать выставку. Страна занимала первое место в мировой торговле. На всех рынках мира дешевые по сравнению с изделиями других государств товары из Англии имели большой спрос. Они буквально наводнили рынки Европы, Азии и Америки, успешно вытесняя продукцию других стран, так как их техническое превосходство было очевидно. Процветание промышленности в Англии усилилось вследствие того, что к середине XIX века англичанам стали доступны голландские колонии, а также благодаря широкой возможности использования новых коммуникационных линий на Тихом океане и колоссальному развитию железных дорог и океанского пароходства.
Первая всемирная промышленная выставка состоялась в Лондоне в Гайд-парке в 1851 году, о чем очень много писали в прессе. Санкционировал проведение этого грандиозного мероприятия принц Альберт, супруг английской королевы Виктории. Он сумел убедить королеву и внушить ей интерес к совершенно новому в то время предприятию. Еще одним инициатором проведения выставки был Г. Коул (1808-1882), видный государственный деятель, предприниматель и дизайнер.
Архитектура. Примерно за год до открытия выставки, в марте 1850 г. был объявлен конкурс на лучший проект выставочного павильона. К намеченному сроку архитекторами разных стран было представлено 245 проектов. Все они были решены в старом, академическом духе и были отвергнуты. Жюри одобрило эскизные схемы садовника Джозефа Пакстона. Он сконструировал оригинальную оранжерею и выращивал в ней водяные лилии. Опыт работы со стеклом и металлом пригодился ему в проекте Дворца. Пакстон вместе с инженером по строительству железных дорог Р. Стефенсоном спроектировал здание выставочного павильона принципиально новой конструкции, отвечавшей требованиям конкурса. Выставочный павильон получил название Хрустальный дворец.
Рис.Хрустальный дворец. Архитектура. Первая Всемирная выставка, Лондон, 1851
Здание было построено за 6 месяцев - невиданно короткий срок для того времени. И по форме, и по примененным в его сооружении материалам эта постройка была новаторской. Для Англии викторианской эпохи привычными были иные формы и материалы: массивность, монументальность, воплощение архитектурных творений в дереве и камне. Размер нового сооружения достигал 564х125м. По проекту Пакстона Дворец состоял из железных и стеклянных конструкций. Также использовались чугунные колонны, деревянные рамы. Пять основных секций разделялись на проходы и площадки для экспонатов. В строительстве были применены широкие галереи над переходами.
Рис.Хрустальный дворец. Интерьер. Первая всемирная выставка, Лондон, 1851
Стенды напоминали дорогие магазины, с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, знамен, гербовых картушей. Одним из украшений выставки стал фонтан. Он был сделан из стекла с украшениями, готическими арками, пирамидами. В день открытия из фонтана били струи ароматической воды.
Рис. Королева Виктория открывает Всемирную выставку в Хрустальном дворце. Архитектура. Лондон, 1851
Участниками выставки стали 32 страны. Девиз выставки звучал так: «Пусть все народы работают совместно над великим делом совершенствования человека». Выставка работала с мая по октябрь. Выявлено было максимальное количество посетителей - 110 тыс. в день. Грандиозная экспозиция была подразделена на четыре отдела: сырье, машины, готовые товары и прикладное искусство. Число экспонатов составило 13937, из них 7381 англичан. Они представляли несколько тысяч английских и зарубежных фирм. Все было новое, специально изготовленное для выставки. Не было экспонатов представляющих традиции и историю государств. Во Дворце можно было увидеть: локомотивы, французские гобелены, машины, швейцарские часы, русскую посуду из малахита, нож с 17 лезвиями, скульптуру, произведения искусства (кроме живописи) и др. Доходы превысили расходы, которые пошли на устройство выставки почти вдвое. Первая всемирная выставка стала рекламой английских товаров, заметно повлияла на развитие торговли: в ходе ее было заключено много контрактов на поставки английской продукции. С целью привлечения внимания зрителей на выставке были устроены развлечения и забавы.
Подводя итоги первой всемирной выставки следует отметить, что благодаря этому мероприятию появился новый тип архитектурного сооружения - выставочный павильон. Первая всемирная выставка в Лондоне 1851 г. пробудила стремление к проектированию больших залов из железа и стекла. Вот некоторые значительные сооружения, возникшие под влиянием архитектурного решения Хрустального дворца: крупные читальные залы - круглый - в Лондонском Британском музее (1851г.), четырехугольный с тонкими громадно-высокими железными колонками - в Париже (1873г.), в 1854 году - стеклянный дворец в Мюнхене. Наиболее распространенными повторениями сооружений типа Хрустального дворца стали торговые пассажи и сводчатые галереи. Среди них овальный концертный зал "Альберт Холл" в Лондоне (1867-1871 гг.) и др.
Многие организационные принципы первой всемирной выставки стали широко применяться при проведении последующих выставок: размещение всей экспозиции в едином помещении; деление экспозиционной площади на национальные секции, причем секция страны-организатора по площади не должна превышать общую площадь, предоставленную иностранным участникам; направление приглашений для участия дипломатическим путем; была установлена примерная классификация экспонатов, предусматривавшая четыре крупных класса: сырьевые товары, оборудование, промышленные изделия и произведения искусства; экспонаты, имеющие интересное техническое решение, стали отмечаться наградами, в связи, с чем на каждой выставке работало специальное жюри. Однако не было попыток организовать внутреннее пространство дворца, найти новые принципы экспозиции, соответствующие новой архитектуре. Многолетний опыт проведения национальных выставок не привел к появлению новых композиционных принципов экспозиции. Получился огромный, богатейший, но традиционный магазин, склад товаров.
Выставка дала импульс делу подготовки специалистов в области прикладного искусства. По инициативе английских художников, архитекторов, олицетворявших движение искусств и ремесел, и сотрудничавшего с ними во время выставки 1851г. немецкого зодчего Г. Земпера была создана система обучения мастеров дизайна и архитекторов на базе специальных художественных музеев. Одним из достижений этого движения явилось создание такого музея в 1857г. в Южном Кенсингтоне (Лондон) и связанной с ним школы проектирования (дизайна). Впоследствии она стала главным центром формирования молодых дизайнеров в стране. На основе Южнокенсингтонского музея и школы при нем позднее возникли Музей Виктории и Альберта (так именуется с 1899г.) и Королевский колледж искусства, успешно продолживший подготовку кадров прикладного искусства на более высоком уровне.