Зарождение искусства экспонирования

Лекция 4. История зарубежных промышленных выставок

План:

1. Зарождение искусства экспонирования

2. Зарубежные промышленные выставки XIX века

3. Зарубежные промышленные выставки XX века

4. Зарубежные промышленные выставки XXI века

Искусство экспонирования имеет очень древние истоки. Самыми первыми примерами выставления чего-либо на показ (экспонирование) можно считать церемонии преподнесения даров и подарков. К искусству экспонирования (умелой расстановке и приукрашиванию предметов) приходилось прибегать уже при натуральном обмене, существовавшем до появления денег и возникновения торговли. Натуральный обмен требовал сравнения товара по качеству, количеству, соответствию интересам принимающей стороны. Небольшие уловки при раскладке плодов и инструмента или при расстановке орудий помогали при обмене легче и быстрее договориться с заинтересованной стороной. Ученые до сих пор спорят, кто положил начало искусству выставлять вещи на показ, - церковники, воины, мастеровые или купцы.

В изначальном представлении выставка – это способ визуального оповещения (информирования) о чем-либо новом, лучшем или редком, а также способ установления человеческих контактов для достижения каких-либо целей. Поэтому главной функцией первых выставок было оповещение кого-нибудь о чем-нибудь значительном.

В коллекциях и сокровищницах искусство экспонирования не имело конкретно выраженной задачи. Здесь расстановка, ранжирование и аранжировка предметов носили вспомогательный характер и в первую очередь осуществлялись в учетно-охранных целях. В церковно-религиозных и культовых действах искусство экспонирования решало задачи: познания Бога, распространения веры.

В целях просвещения и обучения экспонирование было использовано церковниками в школах и академиях.

Ярмарки – выставление предметов с целью торговли, тоже известны с незапамятных времен. Они возникали обычно вместе с образованием крупных торговых и религиозных центров. Ярмарки и базары устраивались уже в древнем Китае, Турции, Индии. В раннем Средневековье такими центрами стали Бордо, Марсель, Антверпен, Мадрид, Лейпциг. В XII веке это Шампань, Лион, Дижон, Бордо. В XIV-XV веках ярмарки проводились в Сорбридже, Бордо, Франкфурте на Майне. В XVI веке это Антверпен, Брюгге.

Cпециально оформленные товары больше служили для привлечения внимания покупателей, установления контактов и общения с коммерческой целью (показ на выставке не являлся самоцелью.) Сами ярмарки устраивались празднично и красочно оформлялись. Как правило, они приурочивались к религиозно - церковным празднествам. Рынки и базары, где проходили ярмарки, чаще всего располагались у стен монастырей и мечетей. Скорее всего, товары купцов и ремесленников, перекочевывая во дворцы, церкви и соборы, преобразовывали их интерьеры, а купцы, ремесленники и строители, молясь в храмах и мечетях, впитывали подсмотренные приемы и способы производящие наибольшее впечатление. И теперь установить, кто у кого позаимствовал искусство экспонирования, кто на кого оказал большее влияние в совершенствовании и использовании искусства выставляться, просто невозможно.

Первые выставки в Европе были организованы в конце XVI в. и имели чисто показательно-демонстрационные цели (собрание работ учеников средневековых монастырских школ, ремесленных мастерских). С развитием капиталистических отношений выставки постепенно приобретают коммерческий характер.

Инициатором официального показа промышленных изделий стала Англия – первая страна капитализма. Произошло это в 1756 году. Но эта выставка еще не была ни всемирной, ни международной. С возникновением капиталистических предприятий - мануфактур, появлялись местные торговые выставки, где демонстрировалась их продукция (ткани, гобелены и др.). Такие выставки были организованы в Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1818), Манчестере (1843). Роль выставки возросла в период перехода от мануфактур к машинному производству, особенно в связи с промышленным переворотом (последняя треть XVIII в.) и образованием общенациональных капиталистических рынков. Наряду с чисто коммерческими целями выставки начали служить и целям показа технических достижений. С 60-х гг. XVIII в. появились большие общенациональные торгово-промышленные выставки. Первые из них - в Лондоне (1761, 1767), Мюнхене (1788), Петербурге (1829). На выставке заключались торговые сделки, устанавливались деловые связи. Общенациональные выставки не потеряли до сих пор своего значения и проводятся регулярно в большинстве стран мира. Национальные выставки за рубежом устраиваются на основе договорённости между странами и носят различный характер. Часто национальные торговые выставки устраиваются в виде выставок-продаж - «Универсальные магазины» и «Недели страны-устроителя». Великобритания регулярно проводит «Британские недели» в странах Европы, Азии, Америки и Австралии.