Комплекс мероприятий по предотвращению и минимизации последствий ЧС природного характера.

 

Угроза возникновения ЧС вынуждает органы исполнительной власти осуществлять комплекс мероприятий по предупреждению ЧС, ликвидацию последствий ЧС, при этом основные усилия должны бать направлены на защиту людей и территорий.

Для этого создана ЕГС по предупреждению и реагированию на ЧС, созданы территориальные, местные и объектовые подсистемы которые имеют в своем составе органы управления, силы и средства необходимые для выполнения мероприятий ГЗ населения и территорий.

К ключевым направлениям работы в сфере экологической, техногенной безопасности и ГЗ населения относятся:

- создание надежных гарантий безопасной жизнедеятельности людей, технологической безопасности, обеспечение безаварийной работы на объектах повышенной опасности, достижение высоких норм и стандартов защиты населения и территорий от ЧС;

- решение проблем, причиненных Чернобыльской катастрофой и сверхвысокой нагрузкой окружающей среды, а также решение вопросов обращения с опасными отходами, внедрение новейших технологий их переработки, уничтожение химического оружия;

- предупреждение возникновения ЧС путем реализации государственных, региональных, местных и объектовых программ снижения уровня экологических рисков;

- внедрение новых механизмов влияния на снижение техногенной нагрузки объектов повышенной опасности, прежде всего путем усовершенствования разрешительной деятельности с обязательным страхованием от техногенных рисков;

- реформирование, соответствующее оснащение, обучение и воспитание профессиональных сил реагирования на ЧС;

- повышение безопасности проживания населения в сейсмически опасных районах;

- поддержка и содействие реализации совместных международных проектов по вопросам гражданской защиты населения;

- развитие и усовершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

Для предотвращения и уменьшения последствий ЧС природного характера не обходимо обеспечение целого комплекса мероприятий:

В сфере метеорологии:

- оперативное оповещение центральных и местных органов власти об ожидаемых стихийных и опасных метеорологических явлениях;

- внедрение новейших технологий в системы наблюдения, сбора и обработки метеорологических данных (автоматизированных систем наземных наблюдений, радиолокационных и космических методов);

- прогнозирование погодных процессов на основе региональных числовых моделей развития атмосферных процессов, что дает возможность повысить эффективность предупреждений о неблагоприятных метеорологических явлениях;

- создание компьютеризованной базы данных метеорологических явлений, которые привели к значительным убыткам;

- создание действующей системы моделирования параметров ЧС, согласованных с фактическими и прогнозируемыми величинами метеорологических элементов и явлений.

В сфере сейсмобезопасности:

- прогнозирование землетрясений на основе проведенных сейсмических наблюдений и анализа их результатов;

- оперативное определение места, времени и параметров землетрясения;

- оперативное оповещение центральных и местных органов власти о возможном землетрясении и масштабах его последствий;

- организация центрального банка геофизических данных и обеспечение межрегионального и международного обмела информацией;

- информационное обеспечение работ с сейсмического районирования территорий, оценка потенциальной сейсмоопасности и сейсмостойкости строительства;

- разработка карт сейсморайонирования территорий.

В сфере предотвращения оползней и затоплений:

- мониторинг территорий, на которых существует вероятность риска затоплений и оползней грунта;

- разработка комплексной программы научно-технического обеспечения мероприятий по ликвидации затоплений городов и поселков городского типа;

- разработка архитектурно - планирующей и проектной документации и строительство защитных сооружений;

- обеспечение эксплуатации защитных сооружений и проведение систематических мероприятий инженерной защиты от процессов затопления и противооползневых мероприятий.

В сфере предупреждения катастрофических наводнений:

- укрепление и реконструкция существующих гидротехнических сооружений и защитных дамб в бассейнах рек;

- очистка опасных участков русла от природных преград (намывов, кустов, островов и тому подобное);

- оснащение органов гидрометеорологической службы (постов наблюдения) современной измерительной аппаратурой и надежной связью;

- техническая проверка и укрепление важных энергетических, гидродинамических и транспортных коммуникаций и тому подобное;

- регулирование использования земель в зонах возможного затопления.

В сфере пожарной безопасности:

- создание и эффективное функционирование системы наблюдения с целью своевременного обнаружения очагов горения и оперативного предоставления информации о них органам пожарной охраны МЧС и Гослесхоза;

- строгий контроль за организацией и исполнением мероприятий в отношении санитарной вырубки и очищения лесных массивов, создание системы противопожарных барьеров в лесах;

- материально-техническое оснащение служб наземной и авиационной разведки;

- модернизация средств для локализации и тушения очагов пожаров;

- формирование, подготовка (обучение) специализированных внештатных команд (отрядов) для эвакуационно - спасательных работ, особенно в сельской местности.

В сфере повышения уровня эпидемиологической безопасности:

- постоянный клинико-диагностический мониторинг стационарно опасных (неблагоприятных) пунктов и сельскохозяйственных угодий;

- режимно - ограничивающие и изоляционно-направленные на уничтожение (или изоляцию) источников инфекций;

- санитарно-гигиенические, дезинфицирующие и дезинсекционные – направленные на разрыв передачи возбудителя;

- иммунопрофилактические и мероприятия экстренной профилактики – направленные на повышение иммунитета организма.

 

 

ВЫВОДЫ.

 

Усовершенствование системы природно-техногенной безопасности связано с возможностью применения стратегического планирования как определенного алгоритма в реализации главных задач стратегии. Такое планирование позволяет четко определить цель, оценить результаты действий, а также планомерно и эффективно распределить имеющиеся материальные и человеческие ресурсы по времени. Оно дает возможность оперативного корректирования тактических решений с учетом условий, которые возникают непредвиденно, или учитывая ошибки предыдущих действий.

 

 

Ассистент кафедры О Б М С.В.Заяц