Сущность и особенности воспитательного процесса

 

Воспитание является одним из важнейших элементов педагоги­ческого процесса. Общая социальная функция воспитания состоит в освоении опыта предшествующих поколений, знаний, умений, норм, образцов поведения и т.д. Конкретная же социальная функция воспитания в том или ином сообществе изменяется в ходе истории и определяется соответствующими условиями жизни общества, характером общественных отношений, культурой, ценностными ориентациями.

Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первое из них — обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным отношение личности к данной деятельности. Второе условие — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Воспитание — это целенаправленный процесс формиро­вания личности с помощью специально организованных воз­действий в соответствии с определенным социально-педагоги­ческим идеалом.

Воспитание как основной элемент педагогического про­цесса включает в себя четыре существенных признака:

1)целенаправленность воздействия;

2)социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса-воспитания социально-куль­турным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3)наличие определенной системы организуемых воспита­тельных воздействий и влияний;

4)освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности.

В чем же заключаются основные особенности воспита­тельного процесса? Какова его специфика, его качественное сво­еобразие?

Прежде всего, следует иметь в виду, что процесс воспита­ния — это многофакторный процесс. Он осуществляется не толь­ко в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Воспита­тельное воздействие педагогов дополняется разнообразной вос­питательной деятельностью различных организаций. Серьёзное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио и телевидение, кино и театр. Поток воспитательных воздействий на личность значительно расширяется. Процесс воспитания ста­новится более многоплановым, многофакторным. Его нельзя ог­раничивать лишь рамками уроков, рамками школы. Успех вос­питания зависит не от одного какого-либо источника влияний, а от многих факторов и влияний. Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяют использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затруд­няет воспитательный процесс. Подвергаясь множеству разнооб­разных влияний, воспитанники накапливают не только положи­тельный, но иногда и отрицательный опыт.

Вторая особенность процесса воспитания заключается в том, что это длительный процесс. Он начинается задолго до по­ступления детей в школу и продолжается после школы. Еще Гель­веций — один из крупнейших представителей французского ма­териализма XVIII в., характеризуя воспитание как длительный процесс, писал, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание. Человек воспитывается или перевоспиты­вается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершен­ствовать свой трудовой, моральный опыт, расширяет и углубляет свои знания, овладевает эстетическими ценностями. Конечно, школьные годы — это годы наиболее интенсивного развития лич­ности, формирования характера и поведения. Известно, что центральная нервная система школьника отличается высокой плас­тичностью и восприимчивостью. Благодаря этому создаются ус­ловия для успешного формирования и развития личности. Поэтому именно в молодые годы осуществляется специально организованный воспитательный процесс.

О длительности процесса воспитания свидетельствует и то обстоятельство, что результаты его можно обнаружить не сразу. Школьник в короткий срок может заучить правила арифметики, запомнить исторические факты, события, даты. Но его нельзя быстро научить быть коллективистом, хорошим товарищем, чутким и скромным человеком. Для этого требуется длительное время. Нельзя также при помощи каких-то быстродействую­щих методов организовать и сплотить ученический коллектив, создать в нем здоровое общественное мнение, без чего невоз­можно полноценное воспитание.

Эту особенность процесса воспитания следует всегда учи­тывать, иметь в виду при определении его результатов. Не во всех случаях можно рассчитывать на быстрый успех в воспита­нии, и особенно в перевоспитании личности.

Третья особенность процесса воспитания состоит в том, что он имеет ступенчатый характер. Его можно условно подразделить на ряд этапов. На первой ступени дети усваивают первоначальные представления о правилах поведения в семье, в школе. У них начи­нают пробуждаться элементарные чувства и вырабатываться про­стейшие навыки поведения. На второй ступени на основе первона­чальных представлений о нормах поведения у школьников фор­мируются этические понятия, вырабатываются умения правильно поступать в том или ином случае, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Вместе с тем происходит и дальнейшее разви­тие положительных чувств, и преодоление отрицательных. Тре­тья ступень характеризуется формированием убеждений, выра­боткой устойчивых привычек поведения и дальнейшим развити­ем и обогащением чувств. На этой ступени у школьников более отчетливо выявляются мотивы деятельности, определяемые идейными, нравственными принципами. Между этими ступенями нет резкой границы, они тесно связаны.

Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с воз­растными ступенями развития школьников. Одни из них разви­ваются быстрее, другие — медленнее. Этим можно объяснить, что уровень развития не всегда совпадает с возрастом, со ступе­нями обучения. Некоторые старшеклассники иногда находятся на более низкой ступени развития по сравнению со своими товарищами из средних классов. Объясняется это, прежде всего тем, что окружающая микросреда, практика жизни по-разному вли­яют на развитие.

Неодинаково бывает организован и процесс воспитания де­тей в школе, и особенно в семье. Недостатки в воспитании приво­дят нередко к тому, что приобретенные ранее положительные качества не закрепляются и иногда утрачиваются; не приобрета­ются и новые качества. В результате уровень развития учащих­ся одного и того же возраста бывает неодинаков. Каждый из них проходит свой особый жизненный путь. Знание этого пути и жиз­ненного опыта ученика, его представлений, навыков и привычек поведения показывает, на какую из задач воспитания следует, прежде всего, обратить внимание.

Следующая, четвертая особенность процесса воспитания - копцентризм в содержании воспитательной работы. Это оз­начает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Но это не простое повторение, а повторение с последующим расширени­ем и углублением в соответствии с возрастными особенностями и уровнем воспитанности. Разумеется, на различных этапах воспитания в центре внимания может оказаться то или иное ка­чество личности. Например, в младших классах обычно боль­шое внимание уделяется воспитанию элементарной дисциплинированности, без чего невозможно организовать учебно-воспитательную работу. В средних классах на первый план выдвигается воспитание чувства ответственности. А от старшеклассников тре­буется уже высокая сознательность, обусловленная идейными (политическими и нравственными) мотивами. Однако все эти ка­чества формируются и развиваются одновременно с другими, а не в порядке механической очередности. Для их воспитания нельзя установить заранее определенные календарные сроки, как это обычно делается в процессе овладения знаниями по различным учебным предметам. Невозможно организовать процесс воспита­ния так, чтобы в первой учебной четверти у учащихся воспиты­валось, к примеру, такое качество, как правдивость, во второй четверти — принципиальность, в третьей — коллективизм и т. д. Эти качества формируются и проявляются одновременно. Они составляют как бы отдельные черты, устойчивые особенности цельной личности. Воспитывая одно из качеств личности, воспи­татель, так или иначе, влияет на другие.

Пятая специфическая черта воспитания заключается в том, что это двусторонний и активный процесс. Воспитанник— это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важней­шая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потреб­ность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоя­тельность. Успешное решение этих задач требует от педагога - развитой эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами дру­гого человека, умение поставить себя на место своего воспитан­ника и взглянуть на проблему его глазами.

Шестой особенностью воспитания является то, что ре­зультаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно труд­но. Как и все большое, она видится на расстоянии. Конечно, на расстоянии не географическом, а на временном. Поэтому педа­гог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чу­жие грехи. Вот почему педагог должен быть очень скромным человеком и не только, чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного рав­новесия при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения К себе. И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог дол­жен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изме­нившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потреб­ность сегодняшнего дня, но и перспективы технического про­гресса и общественного развития. Быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтраш­ние и требования, которые они предъявят к людям будущего — еще одно необходимое качество хорошего педагога.