Вопрос.

Тема. Роль игрушки в развитии игровой деятельности детей.

Гумусовое состояние почв

Гумусовое состояние почв — совокупность морфологических признаков, общих запасов, свойств органического вещества и процессов его создания, трансформации и миграции в почвенном профиле. Важнейшими показателями его являются содержание, запасы, тип гумуса, обогащенность азотом, кальцием и уровень варьирования этих показателей.

В результате содержание гумуса в почвах изменяется в широких пределах и по общему содержанию органического вещества (%) все почвы условно делятся на:

безгумусовые — < 1;

очень низкогумусовые — 1—2;

низкогумусовые — 2—4;

среднегумусовые — 4—6;

высокогумусовые — 6—10;

очень высокогумусовые тучные — 10—15;

перегнойные — 15—30;

торфяные — 30.

 

В разряд безгумусовых попадают подзолистые и бурые степные пустынные почвы, высокогумусовых и среднегумусовых — черноземы и тучных — дерновые и черноземы.

Дерново-подзолистые почвы Беларуси низкогумусовые и очень редко среднегумусовые.

Для пахотных глинистых и суглинистых почв оптимальным является содержание 2,5—3,0%, супесчаных — 2,0—2,5, песчаных — 1,8—2,2; минеральных почв сенокосов и пастбищ — 3,5—4,0% гумуса.

К 1995 г. средневзвешенное содержание гумуса в пахотных почвах республики достигло 2,28%, однако при этом имелось около 20% почв с содержанием гумуса < 1,5% (данные БелНИИПА).

1. Характеристика игрушки

2. История возникновения игрушки

3. Педагогические требования к игрушке.

4. Виды игрушек.

Игрушки - специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в нейобобщенном виде представлены типич­ные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жиз­ни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игруш­ка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.

В игрушке присутствует условность изображения пред­мета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за ве­ревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, на­туралистическая, «приземленная» игрушка не дает про­стор воображению ребенка, тормозит развитие игрово­го замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К.Д.Ушинского, «...дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо от­деланных, которых они не могут изменить по своей фан­тазии...» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. -Т. 2. - С. 476). Динамика в игрушке обеспечивается конст­рукцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Девочке намного интереснее играть с куклой, которую мож­но посадить за стол, поводить за ручку, искупать в тазике, причесать, переодеть в платье по сезону и т. п.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу - малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т. е. вести себя «как мама», под­ражая ее действиям, отношению к ребенку. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина, «учит ребенка жить и действовать».

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеоб­разовательное значение, служит цели разностороннего раз­вития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному на­значению.

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоро­вье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, вожжи, кегли, серсо, обруч и др.) побуждают малышей бе­гать, бросать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают дви­жения, удовлетворяют потребности в двигательной актив­ности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, завод­ные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка - своеобразное окно в мир, они расши­ряют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изобража­ющие животных, утварь, технику и др. Есть игрушки, с по­мощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать. Например,

сделать из конструктора тележку, чтобы ее колеса крутились, «как настоящие», как собрать башенку? К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.

Игрушка наряду с детской книгой - первое произведением искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей, взрослые культивируют их: создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка.