Современные методы в науке
Современная наука держится на определенной методологии – совокупности используемых методов и учении о методе.
Созданная античными мыслителями логика (учение о законах и формах правильного мышления) относилась не к самому познаваемому миру непосредственно, а к мышлению о нем. В логике объектом мышления выступает не природа (окружающий мир), а их мыслительные аналоги – абстракции, понятия, суждения, числа, законы.
И эта идеальная реальность по своему упорядочена, логична и закономерна, как и сам материальный мир. Знание приобрело свою собственную, относительно самостоятельную, сферу бытия – теорию.
В XVII в. Френсис Бэкон и Рене Декарт сформулировали две разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую).
Под индукцией принято понимать такой способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Способ рассуждения в обратном направлении – от общего к частному, называют дедукцией.
Методологические программы, выстроенные на эмпиризме и рационализме, ныне считаются устаревшими, но они сыграли важную историческую роль: во-первых, они стимулировали огромное множество конкретных научных исследований; во-вторых, определили некоторую структуре научного познания.
Современная модель научного знания выглядит так:
познание начинается с установления различных фактов путем наблюдения или эксперимента;
на основе творческого интеллекта ученого выдвигается теоретическая гипотеза;
если гипотеза снимает найденные противоречия между фактами – это означает рождение новой теории, открытия теоретического закона.
То есть происходит движение по цепочке: установление эмпирических фактов – первичное эмпирическое обобщение – обнаружение отклоняющихся от правила фактов – изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения – логический вывод (дедукция) всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на «истинность» – подтверждение гипотезы и превращение (конституирование) ее в теоретический закон.
Научный метод выделяет в естествознании два уровня научного знания – эмпирический и теоретический. Эмпирический - реализуется в наблюдениях, экспериментах, процессах измерений. Теоретический уровень знания – вырабатывает понятия, которые посредством приборов не фиксируются, они изобретаются учеными, в форме выдвижения предположительного (гипотетического) знания – гипотезы. Исходя из гипотезы, делаются выводы, но при сопоставлении с экспериментальными фактами. И, наконец, если эти выводы подтверждаются, то рождается состоятельная теория.
Такое построение научного знания получило название гипотетико-дедуктивного (или семантического) метода, основанного на понятийно-дедуктивном способе анализа природных явлений.
Его формализованное изложение дано философом К.Г. Гемпелем (см. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998), который возвел его в абсолют и считал применимым его и в сфере гуманитаристики. Значительный вклад в развитие гипотетико-дедуктивного метода внес К. Поппер, - своим «принципом опровержимости» или фальсифицируемости и утверждением, что подтверждаемость теории никогда не носит абсолютный характер.
В XX в. и гуманитарные дисциплины стали удовлетворять требованиям к научному знанию: оно должно позволять понимать изучаемые явления и осуществлять ретросказание прошлого и предсказание будущего, на основе ценностных представлений, прагматический метод и критерий эффективности. Прагматический метод – это ценностно-дедуктивный способ интерпретации поступков людей.
Ценности позволяют интерпретировать поступки людей. Например, почему Сократ не покинул Афины, чтобы избежать казни. Любой поступок всегда имеет ценностное содержание. Таким образом, одно из существенных различий естествознания и гуманитаристики в следующем: естествознание оперирует понятиями, а гуманитаристика - ценностями. Именно в силу этого обстоятельства гуманитарные науки позволяют предсказать поведение людей. Поступки людей дедуцируются из знания их ценностей и определенностей конкретных ситуаций, поэтому научный метод гуманитарных наук называют прагматическим методом (гр. pragma - дело, действие).
Гипотетико-дедуктивный метод – это, по сути, понятийно-дедуктивный способ анализа природных явлений.
Прагматический метод – это ценностно-дедуктивный способ интерпретации поступков людей.
В обоих методах используется некоторая схема доказательств, выводов, демонстрации, которая выражается термином «дедукция». К. Гемпель предложил схему доказательств по гипотетико-дедуктивному методу, т.е. доказательство на основе понятий и их взаимосвязей (законов) называть объяснением.
Доказательство же посредством ценностей и их взаимосвязей (законов) называют интерпретацией. Интерпретация – это посредничество, опосредование поступков людей их ценностями.
Но ценности не существуют так доступно, как объекты естествознания. Ценности относятся к миру мыслей и языка, они не поддаются фиксации посредством технических приборов, т.е. гуманитарные теории невозможно подтвердить подобно тому, как это делается с естественнонаучными теориями. Ценности – это не природные «объекты», они изобретаются людьми.
И опыт жизни, осваиваемый людьми в соответствии со знанием, позволяет сопоставлять гуманитарные науки и теории на предмет их эффективности. В естествознании предпочтение отдается той теории, которая лучше подтверждается фактами. В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности.
У гуманитаристики особое научное основание, особый научный статус – они учат нас искусству жизни и надо сказать в настоящее время не без успехов.