ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

 

ПЛАН

 

1. Понятие информационной системы (ИС).

2. Что можно ожидать от внедрения информационных систем?

3. Типы информационных систем.

4. Функциональная подсистема информационной системы.

5. Обеспечивающие подсистемы (структура информационной системы):

a) Организационное обеспечение.

b) Информационное обеспечение.

c) Техническое обеспечение.

d) Математическое и программное обеспечение.

e) Правовое обеспечение.

 

Вопрос №1. Понятие информационной системы (ИС).

Если под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов, то добавление к понятию «система» слова «информационная» отображает цель ее создания и функционирования.

Информационная система является средой, составляющими эле­ментами которой являются компьютеры, компьютерные сети, про­граммные продукты, базы данных, люди и т.д.

Информационная система –это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Основное назначе­ние ИС организация хранения и передачи информации.

Обычно в термин ИС обязательно вкладывается понятие авто­матизируемой системы, при этом предполагается, что в процессе обработки информации главная роль отводится компьютеру. Но необходимо понимать разницу между компьютерами и ИС.

Компьютеры, оснащены специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для ИС.

ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

 

Вопрос №2. Что можно ожидать от внедрения информационных систем?

 

Внедрение ИС может способствовать:

1) получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

2) освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

3) обеспечению достоверности информации;

4) замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

5) совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

6) уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

7) предоставлению потребителям уникальных услуг;

8) отысканию новых рыночных ниш;

9) привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

 

Вопрос №3. Типы информационных систем.

 

В соответствии с характером обработки информации в информационных системах на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяют следующие основные типы информационных систем:

1. Обработки данных.

2. Управления.

3. Поддержки принятия решений.

Система обработки данныхпредназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды.

Информационные системы управления ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составления производственных программ.

Системы поддержки принятия решенийиспользуются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет.

Идеальной считается информационная система, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные(интегрированные) и локальныеинформационные системы.

Корпоративная (интегрированная)информационная система автоматизирует все функции управления на всех его уровнях. Такая ИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальнаяинформационная система автоматизирует отдельные функции управления на его отдельных уровнях. Такая ИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

Одной из основных свойств информационной системы является делимость на подсистемы. Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.

 

Вопрос №4. Функциональная подсистема информационной системы.

 

Функциональная подсистема информационной системы – представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между собой.

Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы могут строиться по различным признакам:

ü предметному;

ü функциональному;

ü проблемному;

ü смешанному (проблемно-функциональному).

Так, с учетом предметной направленности использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами:

— сбытом готовой продукции;

— производством;

— материально-техническим снабжением;

— персоналом.

Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы:

— планирование;

— регулирование (оперативное управление);

— учет;

— анализ.

Примером применения подхода к выделению функциональных подсистем на основе функций управления может служить многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика», который включает 4 контура автоматизации в соответствии с функциями управления: Контур планирования, Контур оперативного управления, Контур учета и контроля, Контур анализа.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках поддержки принятия решений, напр., решению задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализоваться в виде локальных ИС, импортирующих данные из корпоративной ИС (напр., система бизнес-планирования на основе ППП Project Expert), или специальных подсистем в рамках корпоративной ИС (напр., ИС руководителя).

 

Вопрос №5. Обеспечивающие подсистемы (структура информационной системы).

 

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные иды обеспечения. Состав обеспечивающей подсистемы не зависит от выбранной предметной области. Среди обеспечивающих подсистем выделяют:

a) Организационное обеспечение.

b) Информационное обеспечение.

c) Техническое обеспечение.

d) Математическое и программное обеспечение.

e) Правовое обеспечение.

Под вопрос а). Организационное обеспечение.

Организационное обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы.

Организационное обеспечение– это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Организационно обеспечение реализует следующие функции:

1. анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач подлежащих автоматизации;

2. подготовку задач решения на компьютере, включающее техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

3. разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Под вопрос b). Информационное обеспечение.

Назначение этой подсистемы состоит в своевременном формировании и выдачи достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение– это совокупность единой системы классификации кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

1. ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

2. выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

3. совершенствование системы документооборота;

4. наличие и использование системы классификации и кодирования;

5. владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

6. Создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

 

Под вопрос с). Техническое обеспечение.

Техническое обеспечение– это комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

К настоящему времени сложись следующие формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств):

1. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров.

2. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

3. Частично децентрализованный подход – организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и больших ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

 

Под вопрос d). Математическое и программное обеспечение.

Математическое и программное обеспечение– это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые задачи управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят: общесистемные (комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации) и специальные (программы, разработанные при создании конкретной ИС) программные продукты, а также техническая документация (содержит описание задачи, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи и контрольные примеры).

Под вопрос е). Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразование и использование информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

К правовым документам, действующим на этапе создания системы, относятся: договор между разработчиком и заказчиком; документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы.

ЛЕКЦИЯ №4: