Нормативно-правовой режим предпринимательства
Принцип судебной защиты нарушенных частных прав предпринимателей.
Принцип восстановления нарушенных прав субъектов частного права.
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Принцип беспрепятственного осуществления частных прав.
В соответствии с принципом, закрепленным в ст.9 ГК, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства. В ст. 1 ГК устанавливается, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения на перемещение могут вводиться в соответствии с законодательством, если это связано с обеспечением безопасности, защиты жизни.
Свобода предпринимательства не безгранична. Законодательством предусматриваются запреты и ограничения (лицензирование, на недобросовестную конкуренцию и пр.). Необходимость таких ограничений не вызывает сомнения, так как соответствует интересам общества и самих предпринимателей, создавая цивилизованные правила игры на рынке. Другое дело – произвольное, нерегламентированное вмешательство кого-либо в частные дела. Запрет на произвольное вмешательство сформулирован в Конституции РФ (ст.23), и, прежде всего, он касается органов государственной власти.
Равенство участников предпринимательской деятельности, их широкая самостоятельность предполагает и ответственность за результаты собственных действий. Если эти действия причиняют убытки другим лицам, нарушают частные права, то такие убытки должны быть полностью возмещены правонарушителем, а имущественная сфера потерпевшего восстановлена. Восстановление имущественных прав обеспечивается применением способов их защиты (ст. 12 ГК РФ) и является обязательным. Что касается потерпевшего, то требование о восстановлении его имущественных прав – это его право, но не обязанность.
Ст. 11 ГК каждому гарантирует судебную защиту нарушенных прав. Судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров осуществляет арбитражный суд. В арбитражном суде менее детальная регламентация процесса и отсутствие излишних формальностей, что направлено на более оперативное разрешение споров. В определенных случаях по соглашению сторон дело может быть передано в третейский суд.
В качестве источников коммерческого (предпринимательского) права, прежде всего, следует назвать нормативные акты, в которых отражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Особенности правового регулирования предпринимательских отношений находят выражение непосредственно в ГК РФ и специальных нормативных актах (например, ФЗ «Об акционерных обществах»).
Гражданский кодекс –основной законодательный документ, объединяющий нормы частного права, включая те, которые отражают особенности правового регулирования предпринимательских отношений. Чем меньше нормативно-правового регулирования предпринимательских (коммерческих) отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Предпринимательство как раз та сфера, где саморегулирование является определяющим. Нормативные акты должны определять лишь необходимые требования, оставляя простор широкий простор в деятельности самого предпринимателя. При разработке нормативного акта применяются два режима регулирования деятельности – общедозволительный и разрешительный. В принимаемых законодательных актах о предпринимательстве, особенно в ст.49 ГК, говорится, что коммерческие организации (кроме унитарных предприятий) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Таким образом, в коммерческом законодательстве достаточно четко определен общедозволительный режим деятельности. Однако, при государственном регулировании управленческой предпринимательской деятельности превалирует разрешительный режим регулирования, который отличается детальностью регламентации (например, налоговое законодательство).
Классификация нормативных актов коммерческого (предпринимательского) законодательства
1. По юридической силе
1.1. Законы
Федеральный конституционный закон (Конституция)
Федеральные законы (в т.ч. специальные)
Законы субъектов РФ
1.2. Подзаконные нормативные акты
Указы Президента
Постановления Правительства РФ
Приказы министерств и ведомств
Ведомственные нормативные акты (приказы и пр.).
2. По масштабу действия
2.1. Централизованного регулирования
2.2. Локальные
3. По назначению
3.1. Общие
3.2. Специальные
Законы –основные источники коммерческого права. Подзаконные нормативные акты – акты, не относящиеся к законам. В случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. Законы принимаются исключительно органами законодательной власти РФ и ее субъектов. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы. Федеральный конституционный закон – Конституция.
Гражданский кодекс является важнейшим общим федеральным законом частного права, который регулирует предпринимательскую деятельность. Вокруг ГК группируются специальные законы и подзаконные акты. Специальные законы, регламентирующие предпринимательство – налоговый кодекс РФ, таможенный кодекс РФ, законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о приватизации, об инвестиционной деятельности и др. Законы могут принимать и субъекты РФ. Законы субъектов могут противоречить федеральным законам, но в этом случае действует федеральный закон.
Подзаконные нормативные акты – это нормативные акты президента РФ и правительства РФ. Указы президента могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию президента, но не должны противоречить законам. Постановления правительства могут быть приняты лишь на основании и исполнении законов и указов президента. В случае противоречия указа президента или постановления правительства закону, применяется закон, в случае противоречия постановления правительства указу президента применяется указ. По масштабу действия нормативные акты подразделяются на акты централизованного регулирования и локальные нормативные акты. Централизованное регулирование осуществляется законами РФ и субъектов РФ. Локальные акты закрепляют индивидуальный статус предпринимателя, и они принимаются органами управления коммерческой организации – это уставы, положения, правила трудового распорядка и пр. Локальное нормотворчество это сфера самоуправления предпринимателей, но они не должны противоречить актам централизованного регулирования. По назначению нормативные акты подразделяют на общие и специальные. Общие нормативные акты закрепляют общие правила поведения без учета особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства. Нормы общих актов применяются в том случае, когда не урегулированы отношения специальным нормативным актом.