Лекция 1. Международные отношения в 17 веке.
План лекции:
1. Международное положение к началу 17 века
2. Тридцатилетняя война и Вестфальский мир
Вопрос 1. В истории международных отношений раннему Новому времени принадлежит особое место, поскольку именно тогда оформились их качественно новые черты, определившие все последующее развитие международных отношений.
В это время окончательно определилось главное действующее лицо, главный субъект международных отношений, — им стало централизованное государство, основанное на принципах территориальности и суверенитета. Процесс формирования суверенного государства, уходивший своими корнями в Средневековье, в XVI—XVII вв. вступил в решающую стадию и тогда же был теоретически обоснован. Французский юрист Ж. Боден выступил с учением о государственном суверенитете, важнейшими признаками которого были верховная сила внутри страны и независимость по отношению к прочим государствам. Тем самым международные отношения приобретали новое качество — в них вступали равно суверенные и потому формально равноправные государства, осознававшиеся и самими правителями, и их соседями как некая отдельная политическая величина с более или менее отчетливо определяемыми границами. Четко обозначив территорию государства как сферу внутренней политики, эти границы сделали возможным и появление внешней политики в собственном смысле этого слова — в отличие от средневековой неясности границ и раздробленности суверенитетов.
Иной стала и структура международных отношений. В XVI— XVII вв. окончательно уходят в прошлое представления о средневековом миропорядке, когда Европа воспринималась как некое христианское единство под духовным главенством папы и с подразумевавшейся, так называемой универсалистской, тенденцией к политическому объединению, возглавить которое должен был император Священной Римской империи. Реформация и религиозные войны положили конец духовному единству, а становление новой государственности и крах империи Карла V как последней универсалистской попытки — единству политическому. Отныне Европа — это не единство, а множество.
В ходе Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. окончательно утвердилась секуляризация международных отношений как одна из их самых важных характеристик в Новое время. Если раньше внешняя политика в значительной степени определялась религиозными мотивами, а место и престиж отдельной страны измерялся в том числе и христианскими добродетелями ее главы, и ее общим вкладом в дело христианства, то с началом Нового времени главным мотивом действий отдельного государства становится принцип так называемого raison d'etat, принцип государственного интереса, государственной целесообразности, согласно которому все решения принимаются не на религиозной, идеологической или иной над государствен ной основе, а исходя исключительно из потребностей самого государства. Принцип государственного интереса вытекал из идеи суверенитета и позволял применять насильственные меры и использовать во благо государства практически любые средства.
Наряду с секуляризацией другой важнейшей чертой международных отношений Нового времени становится процесс монополизации внешней политики государством, в то время как отдельные феодалы, купеческие корпорации, различные ордены и другие ранее действовавшие участники международных отношений уходят с европейской политической сцены.
Взаимоотношения европейских государств в раннее Новое время достигли сородных отношений вершенно нового качества. Распад христианской Европы на отдельные самостоятельные государства и значительная интенсификация и упорядочение взаимоотношений между ними позволяют говорить о возникновении системы — первой в истории международных отношений. Поскольку отдельные государства, движимые эгоистичным государственным интересом, вступали в нее на началах конкуренции и часто с трудносо-гласуемыми целями, возникла потребность в некоем алгоритме, который обеспечил бы функционирование формировавшейся системы. Этим алгоритмом, даже более того — идеологией, «философией», системы международных отношений на следующие два века стало понятие равновесия.
Идея межгосударственного равновесия в европейской политической теории и практике впервые возникает в Италии еще в XIV—XV вв.; в XVI—XVII вв. она пробивает себе дорогу в остальной Европе, особенно в Англии, где в 1675 г. впервые появляется термин «баланс сил» (balance of power); с начала XVIII в., с момента ее фиксации в закончившем войну за испанское наследство Утрехтском мирном договоре (1713 г.), она превращается в норму международного права; во второй половине XVIII в. эта идея начинает обозначаться понятиями «равновесие Европы» (1758 г.) и «европейское равновесие» (1798 г.).
С одной стороны, быстрое и широкое распространение идеи международного равновесия в XVII—XVIII вв. было связано с ее простотой и наглядностью: уравновешивая друг друга, силы возвращаются в состояние покоя, т. е. мира. Кроме того, равновесие и его главная метафора — весы — как нельзя лучше отвечали духу эпохи с ее пристрастиями к гармонии и механике. С другой стороны, равновесие как политическая практика стало реакцией на попытки Габсбургов и затем Бурбонов установить гегемонию в Европе. Однако при всей своей важности равновесие понималось не как цель, а как средство обеспечить высшую ценность, которой со времен Средневековья по-прежнему объявлялись «мир и согласие».
По мере развития системы международных отношений развивалось и европейское равновесие. В эпоху антагонизма между Габсбургами и Валуа, определявшего международную ситуацию в XVI в., равновесие выглядело как простой дуализм сил, сила уравновешивала силу. К тому же в систему был вовлечен еще не весь европейский континент. В XVII в. появление на международной арене новых мощных государств привело к усложнению системы равновесия, в качестве модели для которого теоретическая мысль того времени предлагала уже не весы, а механизм, машину, чьи большие и малые части были прочно сцеплены и в равной степени необходимы.
В XVIII в. система равновесия вновь была модифицирована в связи с формированием так называемой пентархии (сам термин вошел в дипломатический обиход только после Венского конгресса 1815 г.). Дело в том, что, несмотря на формальное равенство, в реальности государства отличались друг от друга по мощи и весу на международной арене. Для обозначения наиболее сильных, главным образом в военном отношении, государств в XVII—XVIII вв. начинает использоваться понятие великая держава. Вплоть до XIX в. принадлежность к великим державам не была формально определена. По сути дела, главным критерием великой державы являлись ее мощь и связанные с этим способности оказывать влияние в определенном регионе и в одиночку противостоять нападению любой другой державы мира. Кроме того, определенное значение имело участие той или иной страны в важных европейских конгрессах.
Именно великие державы и определяли в конечном счете политическое лицо Европы. Однако если в XVII в. на роль великой или, по меньшей мере, сильной державы претендовало множество государств (помимо Австрии, Англии и Франции, к ним могли быть причислены Турция, Венеция, Испания, Нидерланды, Польша и Швеция), то в XVIII в. статус великой державы становится более определенным и прочно связывается лишь с пятью государствами — Францией, Австрией, Англией, Россией и Пруссией. Таким образом, на место сложной многочленной системы вступает пентархия, пятерка великих держав, по сравнению с которыми обычные государства являются величинами настолько малыми, что сами по себе почти ничего не значат на весах европейского равновесия. Отныне европейская политика и европейское равновесие — это проблема взаимоотношений между государствами «пентархии».
В основе механизма равновесия лежал принцип конвенанса (от фр. convenir — соглашаться), согласно которому территориальные приращения одного государства должны были происходить с согласия других держав и с компенсациями в их пользу. Поэтому важной предпосылкой равновесия была исчисляемость, измеримость составляющих государственной мощи. Главными критериями являлись именно количественные параметры, в первую очередь размеры территории и численность населения, «закон площадей и цифр». До тех пор пока европейские государства не знали серьезных качественных различий, будь то отличия материального или духовного свойства, машина европейского равновесия могла работать.
Практическим выражением равновесия и одной из наиболее характерных черт международных отношений в XVII—XVIII вв. была система краткосрочных и быстро менявшихся союзов. Секуляризация, отказ от религиозной солидарности во внешней политике и ориентация исключительно на рациональный «государственный интерес» привели к тому, что практически каждый член системы мог вступать в альянсы с любым другим ее членом и покидать их немедленно после достижения своих целей. В результате система (особенно в XVIII в.) отличалась исключительной подвижностью, и были нередки случаи, когда перемены союзов совершались едва ли не за ночь. В целом международные отношения в XVII— XVIII вв. отличались высокой степенью анархии и конфликтности, в результате чего равновесие складывалось из столкновения противоборствующих сил и постоянно балансировало на грани войны, как символическая Европа на дымящейся бомбе с рисунка О. Домье, изображенная на обложке этой книги.
В практике международных отношений в полном смысле ключевую роль играл монарх. Европейскую политику делали короли — во-первых, в том смысле, что немонархические государства, которые, как Венеция и Нидерланды, еще в XVII в. были на ведущих ролях, в XVIII в. окончательно превратились в актеров второго плана. Главное же заключалось в том, что монарху принадлежали решающие позиции, как при принятии внешнеполитических решений, так и в их осуществлении. Это было время так называемой кабинетной политики, когда решения принимались в обстановке строгой секретности в узком кругу приближенных монарха.
Дипломатическая деятельность, как таковая, имела многовековую историю. Особую роль в ее развитии сыграли итальянские государства, в которых уже с конца XV в. появились многие черты, которые станут характерными для дипломатии Нового времени, — учреждение постоянных представительств за рубежом, практика инструкций и регулярных донесений дипломатов и т. д. Однако подлинный расцвет дипломатии наступает только в XVII—XVIII вв. Не случайно сами термины «дипломат» и «дипломатия» получают распространение лишь в конце XVIII в.
Это было связано с двумя обстоятельствами. С одной стороны, большую роль сыграло дальнейшее развитие европейской государственности, и особенно продолжавшаяся централизация, которая способствовала укреплению центральных органов власти. Именно в это время появляются специализированные органы руководства внешней политикой. С другой стороны, в эпоху конфессиональных конфликтов и завершившей ее Тридцатилетней войны исчезла религиозная подоплека международных отношений — представление о Европе как о христианской целостности со специфической иерархией государств; потеряло актуальность христианское учение о «справедливой войне». Центральным понятием международных отношений становятся интересы, и для дипломатии с ее функцией посредничества между различными и спорными интересами настал звездный час.
Вместе с тем особое значение в раннее Новое время имели и репрезентативные, представительские функции дипломатии, поскольку дипломат представлял фигуру своего монарха, его ранг и его суверенность. Центральным понятием дипломатических отношений было первенство, старшинство. Отсюда — пристальней шее внимание к вопросам церемониала и иерархии, настоящие местнические споры между дипломатами, когда конфликт из-за «неподобающего» места на балу мог иметь продолжением не только дуэль, но и движение войск к границам. В 1661 г. во время церемонии въезда шведского посланника в Лондон французский и испанский послы не могли решить, чья карета должна была проехать первой, в результате дело закончилось массовой дракой с убитыми и ранеными. Честь Людовика XIV оказалась задетой, и он потребовал извинения от испанского короля Филиппа IV, в противном случае угрожая войной. В итоге специальный посланник прибыл в Париж, где зачитал извинения испанского короля в присутствии всего дипломатического корпуса. Эти события еще и сегодня можно увидеть на барельефе «Первенство Франции, признаваемое Испанией» на площади Побед в Париже, а также на знаменитой «лестнице послов» в Версале.
Престиж был одной из главных ценностей абсолютистского «придворного общества», а поскольку посол прямо представлял фигуру монарха, то дипломатический церемониал являлся отражением иерархии монархов Европы и ареной ожесточенной «репрезентативной конкуренции». Послы состязались в пышности своих резиденций, боролись за право первенства; особое место занимала церемония въезда нового посла, которая могла продолжаться несколько часов, а его свита — составлять сотни человек.
В условиях значительной интенсификации межгосударственных связей дипломатическая служба испытывала как количественный, так и качественный рост. Дипломатия Средних веков была в первую очередь дипломатией путешествий, когда дипломатические контакты осуществлялись в связи с какой-либо конкретной международной проблемой и после ее разрешения дипломат возвращался домой. Отныне все больше государств начинают содержать постоянные представительства при все большем количестве иностранных дворов, сеть дипломатических связей растягивается на всю Европу и неуклонно уплотняется. Большое значение для развития европейской дипломатии имел Вестфальский конгресс 1648 г. — не только из-за своих решений, но и благодаря самому факту своего проведения, поскольку, в отличие от Средневековья, он учреждал новый институт — конгресс государств, который мог регулировать межгосударственные соглашения и создавать обязательные международно-правовые нормы.
В связи с интенсификацией международных связей происходит рост и определенная профессионализация дипломатического корпуса. Постепенно складывается специфический слой, связанный в первую очередь стилем жизни, в то время как национальное происхождение представителей одной и той же страны могло быть различным. Например, в середине XVIII в. граф Стенвилль был австрийским послом в Париже, в то время как его сын — французским послом в Вене. Самое же широкое представительство иностранцев на различных дипломатических постах наблюдалось в России.
Практически обязательным условием принятия на дипломатическую службу было дворянское, желательно аристократическое, происхождение, поскольку только в этом случае дипломат мог быть принят при дворе. Дворянство выступало в качестве предпосылки назначения на пост дипломатического представителя еше и потому, что он, как правило, не оплачивался, расходы же на пребывание и представительские функции были очень высоки. Иногда послы выходили из положения за счет получения «пенсии» от правительства страны пребывания. Так, Г. Воттон, один из послов Англии в Венеции в XVII в., получал «пенсии» одновременно от Испании и Савойи. Подкупы были делом настолько распространенным, что им была специально посвящена одна из глав классического труда А. Викфора «Посол и его функции» — своеобразного учебника для дипломатов разных стран, которая так и называлась: «Послу дозволяется подкупать министров двора».
В XVII в. более четким становится деление на дипломатические ранги. Пример здесь подавала Франция, подразделив своих представителей на послов и чрезвычайных посланников; в XVIII в. к ним добавился более низкий ранг резидента. Ранг дипломата зависел в первую очередь от статуса его суверена, а также отличного происхождения и важности поручения. Например, послом не мог быть недворянин или представитель малого государства. Существовала тенденция дипломатического представительства на уровне послов между великими державами, однако она далеко не всегда реализовывалась. Наибольшее представительство в ранге посла имела Франция. С середины XVII в. явственно обозначилась тенденция к сокращению привилегий императорских дипломатов, существовавшая ранее и вытекавшая из особого статуса императора по сравнению с другими монархами, однако титул императора по-прежнему влек за собой некоторые церемониальные привилегии.
Задачи дипломатов были весьма обширными. От них требовалось не только представлять интересы своей страны, но и собирать самую разную информацию — политическую, военную, экономическую. Ценной считалась информация о частной жизни монархов и министров, поскольку она открывала возможность влияния при дворе, который был средоточием политической жизни. Особенной полнотой отличались донесения французских дипломатов, вплоть до указания тоннажа и маршрутов торговых судов.
Постепенно рос профессиональный уровень дипломатов, что было связано с первыми попытками создать для них специальные учебные заведения. Лидером здесь вновь была Франция, в которой в начале XVIII в. открылись Политическая академия в Париже и Историко-политический институт в Страсбурге, имевшие европейскую известность. В середине XVIII в. была учреждена Восточная академия в Вене. Появились и первые специальные издания — «Посол» Хуана Антонио де Вера и «О способе вести переговоры с суверенами» Ф. Кальера.
Тот же процесс постепенной профессионализации внешней политики, ставший следствием ее монополизации государством, затронул и центральные органы управления. Внешнеполитические ведомства все больше обособляются от других институтов государственного управления, происходит усложнение и дифференциация их структуры. Появление специальных учебных заведений, учебной и справочной литературы приводит к тому, что за столами в различных департаментах и отделах все чаще сидят специалисты.
Вопрос 2.У истоков системы международных отношений Нового времени стояли события и результаты Тридцатилетней войны 1618— 1648 гг., главными участниками которой были два больших блока — австрийские и испанские Габсбурги, с одной стороны, и Франция, Нидерланды и Швеция — с другой, а также многочисленные второстепенные союзники каждой из сторон. И в количественном, и в качественном отношении Тридцатилетняя война превосходила имевшийся до тех пор опыт ведения войны. Это была первая война действительно европейского масштаба, которая складывалась из множества разнородных конфликтов, наиболее крупными из которых стали противостояние Франции Габсбургам, стремление Швеции к гегемонии на Балтике, борьба князей Священной Римской империи за самостоятельность, а также испано-голландские противоречия. Ход войны, и без того до крайности осложненный смешением этих конфликтов, еще более затруднялся из-за конфессиональной подоплеки каждого из них. Вдобавок ко всему границы религиозных противостояний далеко не всегда совпадали с политическими. В целом в ходе войны выявилась крайне показательная тенденция жертвовать религией в пользу политики. Дальше всех на этом пути продвинулся Ришелье, под руководством которого Франция вступила в войну против своих католических единоверцев — испанцев, исходя исключительно из соображений политической целесообразности.
Итоги войны, в которой император и его союзники в целом потерпели поражение, были подведены Вестфальским миром.
Первые делегации стали прибывать уже в 1643 г, и с 1644 г. начались четырехлетние переговоры, которые шли на фоне продолжавшихся боевых действий. Никаких перемирий не заключалось, и любые изменения на полях сражений использовались как аргумент за столом переговоров. Всего в переговорах участвовали 148 делегатов — 111 от германских земель и 37 иностранцев. Наиболее значительными участниками переговоров были посланник императора М. Траутмансдорф, герцог Лонгвилль от Франции, представлявший Испанию Д. Сааведра и шведский уполномоченный граф Оксеншерна. В роли основных посредников фигурировали папский и венецианский посланники.
Технология переговоров была такова. Никаких пленарных заседаний, где бы присутствовали все участники переговоров, не было. Не было и торжественного открытия конференции. Все переговоры были двусторонними в присутствии какого-либо посредника, очень часто — представителя папы на конгрессе и велись на квартирах послов. Течение переговоров осложнялось тем, что все делегаты были жестко связаны письменными инструкциями своих монархов и ограничены в маневрах. Переговоры не шли так, как в более поздние времена, когда посол имеет относительную свободу в рамках некоей общей линии. Если одна сторона выдвигала какое-либо предложение, то представитель другой направлял гонца к своему монарху за инструкциями, и заседание откладывалось до его возвращения. Этот технический момент служил затягиванию переговоров, не говоря уже о противоречиях собственно политических.
Целью переговоров было установление мира, который понимался во многом по-новому. В Средние века мир исходил из христианского учения о справедливой войне и представлял собой восстановление нарушенных прав, а также восстановление справедливости и христианского согласия. Вестфальские переговоры продемонстрировали новое понимание мира — мира Нового времени. Мир — это не просто прекращение войны, это не мир ради мира. Мир означает борьбу за место в послевоенном порядке. Этот мир был секуляризованным и исходил из плюрализма государств Европы, причем за каждым признавалось право защитить свои государственные интересы путем их правового закрепления в статьях международных договоров.
Тридцатилетняя война была многоуровневым, многослойным конфликтом, и мирные переговоры должны были урегулировать все три ее главных уровня — международный, конфессиональный и внутриимперский.
На первом, европейском уровне все развивалось вполне естественным образом — фактические победители, т. е. Франция и Швеция, требовали, проигравшие, т. е. император и Испания, старались дать как можно меньше. При этом Испания была согласна на определенные уступки, чтобы развязать себе руки в войне с Францией, которая будет продолжаться еще целое десятилетие после подписания Вестфальского мира.
Цели участников были следующими. Швеция стремилась к гегемонии на Балтике и с этой целью добивалась присоединения немецкой прибалтийской территории Померания, а также добивалась укрепления позиций своих протестантских единоверцев. Франция пыталась выполнить вековую задачу — разорвать «окружение» испанских и австрийских Габсбургов. Для реализации этой цели французы проводили двоякую стратегию — они хотели отодвинуть и укрепить границы на Рейне и в Южных Нидерландах и, кроме того, ослабить австрийских и испанских Габсбургов у них в тылу, в Империи и Италии, опираясь на местных князей. Например, французы выдвигали территориальные требования к Империи, касавшиеся почти исключительно владений Габсбургов, но не прочих немецких князей. Император Священной Римской империи Фердинанд III в свою очередь понимал, что без территориальных и политических уступок победителям не обойтись. В инструкциях своему представителю Траутмансдорфу он выделил минимальные, средние и крайние пределы уступок. Благодаря дипломатическому искусству Траутмансдорфа, который, безусловно, играл на переговорах первую скрипку, уступки Империи в территориальных вопросах нигде не доходили до крайности. Однако возникла совершенно другая проблема — что было приемлемо для Фердинанда III как императора Священной Римской империи и государя Австрии, совершенно не устраивало союзных ему испанцев. Главное заключалось в том, что территориальные уступки на Верхнем Рейне разрывали так называемую «испанскую дорогу», которая связывала итальянские и нидерландские владения испанских Габсбургов. В итоге французская дипломатия торжествовала двойную победу, добившись не только территориальных уступок, но и отчуждения между своими извечными врагами — австрийскими и испанскими Габсбургами.
На следующих уровнях — конфессиональном и внутриимпер-ском — главной проблемой являлись споры вокруг так называемого «нормального года». Из прошлых лет конфессионального противостояния предстояло выбрать тот год, в котором соотношение конфессий, их политических прав и территориальных приобретений могло устроить и католиков, и протестантов. Поскольку в ходе войны чаша весов неоднократно склонялась то к католикам и кайзеру, то к протестантам, от выбора «нормального года» как точки отсчета будущих отношений в Священной Римской империи зависело очень много. В итоге остановились на компромиссе — «нормальным» объявлялось положение на 1 января 1624 г., а не 1618 г., как хотели протестанты, и не 1630 г., за который выступал император.
Перед самым заключением мира возникла проблема, связанная с процедурой его подписания и хорошо иллюстрировавшая важность вопроса старшинства и ранга для дипломатии раннего Нового времени. С этой точки зрения Вестфальский конгресс представлял собой настоящую ярмарку дипломатического тщеславия. Делегации соревновались между собой в пышности и помпезности, въезд послов иногда продолжался несколько дней, личная свита французского посла превышала 1000 человек — он обошелся бы и меньшим количеством, но должен был затмить имперского посла. На протяжении всех четырех лет переговоров послы соревновались в пышности своих резиденций, изысканности обедов и т. д. На эти годы Мюнстер, где имело штаб-квартиры большинство делегаций, превратился в самый дорогой город Европы. Споры о старшинстве не позволили даже написать ни одного группового портрета участников конгресса, так как они не могли поделить между собой места. Существует один-единственный рисунок всех основных участников конгресса — непрофессиональный художник сделал тайную зарисовку одной из встреч в резиденции шведского посла. Поэтому во избежание споров о порядке подписей в итоге решили отказаться от совместного подписания мирных договоров — оно происходило просто на квартирах послов 24 октября 1648 г. одновременно в Мюнстере и Оснабрюке.Состоявший из 17 обширных статей и Вестфальский мирнапечатанный на латинском, голландском и немецком языках, Оснабрюкский мирный договор заявлял о восстановлении всеобщего мира, об амнистии и о реституции прежних владений (ст. 1—3). Он также регулировал многочисленные частные территориальные и политические изменения в Южной и Западной Германии, в том числе провозглашение баварского герцога восьмым курфюрстом и передачу ему Пфальца (ст. 4.). Особое значение имела статья 5, а также статья 7, посвященные конфессиональной проблеме. Были подтверждены положения Аугсбургского религиозного мира 1555 г., однако отныне смена конфессии государем необязательно влекла за собой то же в отношении его подданных; провозглашалось равноправие конфессий, запрет применения силы для решения религиозных вопросов и т. д. Статья 6 полностью выводила Швейцарию из юрисдикции Священной Римской империи, что было равносильно окончательному признанию ее независимости. Огромной важностью обладала статья 8, по которой субъекты Священной Римской империи получили право верховенства на своей территории и, по сути, полную самостоятельность в вопросах внешней политики, ограниченную лишь условием не заключать союзов, направленных против Империи. Статья 9 посвящалась урегулированию экономических вопросов, таких как пошлины, почтовые тарифы и т. д. В статье 10 говорилось о приобретениях Швеции, которая, получив крупные территории на южном побережье Балтики — Западную и часть Восточной Померании, епископства Бремен и Ферден (город Бремен сохранил самостоятельность), а также остров Рюген, значительно приблизилась к достижению своей вековой стратегической цели — превращению Балтики в «шведское озеро». Кроме того, в качестве властителя ряда германских территорий шведский король стал имперским князем и получил постоянную возможность вмешательства во внутренние дела Империи. Статьи 11—15 касались территориальных изменений в Северной и Восточной Германии, в частности Бранденбург приумножил свои владения за счет Восточной Померании, Магдебурга и некоторых других земель, а Саксония приобрела Лужицкие земли. Статья 16 посвящалась выводу из Священной Римской империи шведских войск на условиях выплаты Швеции 5 млн талеров. Статья 17 объявляла условия мирного договора вечным законом для Империи. Наконец, дополнительная секретная статья обязывала императора к выплате дополнительных 600 тыс. талеров за вывод шведских войск из занятых областей.
Мюнстерский мирный договор со своими 120 параграфами был существенно короче Оснабрюкского. Положения общего характера в обоих договорах являлись идентичными, а из частных условий наиболее важными были параграфы 69—73, по которым Франция получила почти весь Эльзас за исключением Страсбурга, подтвердила свои права на епископства Мец, Туль и Верден в Лотарингии и добилась от австрийских Габсбургов обязательства не поддерживать испанских, поскольку война между Францией и Испанией продолжалась. Таким образом, Франция довольно широким фронтом вышла к Рейну, однако даже важнее этих территориальных изменений были политические — Вестфальский мир означал конец испано-австрийской династической «оси», главной константы международной политики на протяжении предыдущих полутора веков.
Помимо двух этих договоров, положивших конец Тридцатилетней войне, большое значение для развития международных отношений имел также отдельный Мюнстерский договор, заключенный еще 16 января 1648 г. между Испанией и республикой Соединенных провинций (Голландией) и положивший конец так называемой Восьмидесятилетней войне. Борьба за независимость семи северных провинций Испанских Нидерландов, шедшая с перерывами с 1568 г., в Мюнстере завершилась признанием испанским королем Голландии в качестве независимого и суверенного государства. Испанцы пошли на этот шаг, поскольку планировали продолжить войну с Францией и хотели лишить ее важного союзника, каким являлась Голландия.
С точки зрения истории международных отношений Тридцатилетняя война означала окончательное прощание со Средневековьем. Начавшись во многом как религиозная, она закончилась торжеством рационального «государственного интереса». Бесповоротно ушли в прошлое обе главные надгосударственные, «универсалистские» политические силы — идея единой империи и единой веры. Ослабление имперского контроля увеличило количество самостоятельных участников международных отношений — увеличило значительно, если учесть сверхнасыщенность государствами центра, и пространственную протяженность границ Империи, до 1648 г. формально включавшей в себя Швейцарию, Голландию и многие итальянские государства. Как принято считать, именно с 1648 г. начинается эпоха классической внешней политики — секуляризированной и основанной на принципах территориальности и суверенитета. Заявление этих принципов Вестфальским миром было тем более важно, что в качестве так называемых «привлеченных» держав стороны назвали Испанию, Англию, Данию, Норвегию, Польшу, все итальянские города и государства, Швейцарию, всех курфюрстов, Португалию и Россию. Таким образом, к договорам были привлечены все европейские государи, за исключением папы и турецкого султана. Хотя ни один из них не подписывал договоры непосредственно, сам факт их косвенного участия служил заявленной в Оснабркжском договоре цели «всеобщего мира». Таким образом, Вестфальский мир становился краеугольным камнем международных отношений Нового времени и оставался им — с модификациями — еще полтора века, вплоть до Венского конгресса 1815 г.
Тридцать лет войны изменили структуры международных отношений и, в частности, принесли с собой решение трех главных международных проблем старой Европы. Во-первых, фактически завершилась борьба Франции против угрозы ее «окружения» австрийскими и испанскими Габсбургами. Во-вторых, испанцы отказались от своих многолетних попыток вернуть под свой контроль Нидерланды, Наконец, была окончательно решена судьба Священной Римской империи. Вплоть до войны продолжали существовать шансы трансформации Империи в централизованное государство, которое, безусловно, оказалось бы самым мощным в Европе. Война привела к тому, что вместо возможного центра силы возник ее вакуум. Для самой Германии это обернулось долгосрочными негативными последствиями, в числе которых может быть названо, например, ее отсутствие в первой волне европейской колониальной политики. Для международных отношений 1648 г. означал появление весьма характерной, специфической структуры: слабый центр — сильные фланги, сохранение которой на долгие годы станет аксиомой европейской политики.
Во многих своих частях отредактированная решениями Вестфальского конгресса политическая карта Европы к середине XVII в. выглядела следующим образом. На западе располагались крупные сформировавшиеся централизованные государства — Франция, Англия, Испания, а также Португалия, в 1640 г. расторгнувшая унию с Испанией, существовавшую с 1581 г. На севере, помимо Швеции, наиболее сильного государства, находилось также королевство Дания, в которое входила Норвегия. Как уже отмечалось, признание независимости получила Голландия. На востоке простирались огромные многонациональные государства: польско- литовская Речь Посполита (Польша), Османская империя (Турция) и Россия.
Самым сложным было положение в центре Европы. Пространство от Северного и Балтийского морей до острова Сицилия с севера на юг и от Франции до Польши с запада на восток представляло собой огромное скопление государств самого разного размера и политического устройства.
Большая часть государств этого региона, расположенная севернее Альп, была заключена в формальные рамки Священной Римской империи, однако после 1648 г. власть императора носила номинальный характер. Вестфальский мир закрепил раздробленность Империи на 234 государства, 51 вольный город и почти не поддававшееся учету количество более мелких носителей суверенных прав — от 1500 до 1900, по разным подсчетам. Наиболее раздробленным являлся запад германских земель, в то время как на востоке преобладали более крупные государства, что было следствием колонизации немцами пространств Восточной Европы в Средние века. При этом политическая раздробленность германских государств стала нормой как внутреннего, так и международного права, поскольку Вестфальские договоры вошли в качестве составной части в так называемую «конституцию» Империи и получили внешних гарантов в лице Франции и Швеции. Ситуация осложнялась еще и тем, что имперские князья владели землями вне Империи (Венгрия, польские земли), а иностранные государи — короли Дании (герцогства Шлезвиг и Гольштейн, графство Ольденбург), Швеции (Западная Померания, Бремен), Испании (Испанские Нидерланды и Франш-Конте) — располагали территориями внутри ее. Особое место занимали стремительно выраставшие из мира германского мелкодержавья Австрия и позже Пруссия — две новые великие державы.
Италия также была раздроблена на полтора десятка государств, причем ее положение осложнялось еше и тем, что ббльшая часть итальянских государств так или иначе находилась под иностранным контролем. Испания, вышедшая победителем из векового соперничества между Францией и австро-испанской династией Габсбургов, оказалась практически безраздельной владычицей Апеннинского полуострова. Ей принадлежал весь юг Италии — Неаполитанское королевство, а также Сицилия и Сардиния; на севере испанцы владели герцогством Милан и контролировали герцогство Мантуя, оказывали влияние на государства Центральной Италии — Тоскану и Парму. В зависимости от них оказалась даже Генуэзская республика — одно из самых сильных итальянских государств Средневековья. Никаким весом на международной арене не обладало и множество более мелких государств — маркизатов, графств, герцогств, расположенных по преимуществу на севере Италии. Самостоятельность и политическую значимость сохраняли лишь Папское государство, Венецианская республика и герцогство Савойя, включавшее в себя также Пьемонт.
Так выглядела исходная ситуация в Европе к началу нового этапа развития международных отношений после окончания Тридцатилетней войны. Однако, несмотря на всю пестроту мира государств Европы, в реальности далеко не каждая из стран могла оказывать существенное влияние на события на международной арене. Как уже отмечалось, первостепенное значение имели великие державы. Уже через несколько десятилетий после Вестфальского мира из клуба великих держав выбыла Испания — один из его старейших членов, а также едва вступившие в него Швеция и Голландия. С этого момента и по начало Первой мировой войны судьбы Европы будут определяться государствами «пентархии» — Францией, Австрией, Англией, Россией и Пруссией.
Рекомендуемая литература:
1. Байзакова К.И. История международных отношений в новое время 1648-1918 гг. Часть 1. Алматы, 2006
2. Батюк В.И. История международных отношений в новое время . М., 2003
3. Ибрашев Ж.О. История международных отношений и внешней политики. Часть 1. Алматы, 1997
4. Медяков А.С. История международных отношений в новое время. М., 2007
5. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам «История МО в новое время» и «История МО в новейшее время для студентов исторического факультета. Караганда, 2009
6. УМК по истории МО в новое время. Караганда, 2009
7. Ивонина Л. И., Прокопъев А. Ю. Дипломатия Тридцатилетней войны: Учеб. пособие. Смоленск, 1996.
8. История дипломатии. /Под. ред. Зорина В.А., Семенова B.C., Сказкина С.Д., Хвостова В.М. В 5-ти тт. - М., 1959-1979 гг.
9. История Европы. - Т.3-4.- М., 1993-1994.
10. Киссинджер Г. Дипломатия. Пер. с англ. - М., 1997
11. Международные отношения Нового времени / Ред. И. Д. Перфенов. Саратов, 1982.
12. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). Учебник для вузов.-М., 2010.
13. Ревякин А. В. История международных отношений в Новое время: Учеб. пособие. М., 2004.