Сравнительные методы.

Метод исследования продуктов деятельности.

Метод исследования продуктов деятельности (анализ продуктов деятельности: рисунков, аппликаций, конструирования, музыкального и литературного творчества) является проективным методом, т.е. мы рассматриваем продукты деятельности испытуемого как своеобразную проекцию его психологических особенностей и личности.

Этот метод используется в самых разнообразных целях. Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей и взрослых.

Как любой проективный, метод имеет ряд ограничений. При работе с детьми первое ограничение связано с возрастом ребёнка, так как проективный потенциал метода можно использовать только с дошкольного возраста. Второе ограничение в том, что метод является дополнительным к другим объективным методам обследования. Третье ограничение, важно наблюдать за процессом создания продукта, особенно если это рисунок, и фиксировать особенности поведения и высказывания ребёнка. Рисунок, как единство вербального и изобразительного компонента, требует для интерпретации учёта речи ребёнка.

Изучение продуктов деятельности позволяет выявить:

- интересы, склонности, способности;

- особенности навыков и умений; объём знаний;

- отношение к деятельности;

- особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.

Объекты изучения:

- изделия ручного труда, рукоделия, вышивка и др.;

- стихи, сказки, рассказы;

- рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.

Требования к методу:

- наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления;

- изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.

Наблюдая за процессом создания, отмечайте:

- последовательность действий;

- наличие ошибок и их исправление, самоконтроль;

- обращение за помощью;

- самостоятельность и увлечённость;

- устойчивость внимания;

- преодоление трудностей и достижение результата;

- речевые и эмоциональные реакции.

Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки – симптомы – в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них близнецовый, сравнение нормы и патологии, культурный, биографический.

Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

Метод изучения кросскультурных различий предполагает сравнение и выявление особенностей психологического (личностного и умственного) развития подрастающего поколения в различающихся культурах в зависимости от способов социализации, воспитания и обучения: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества т.д. Кросскультурное сравнение даёт возможность по-новому посмотреть на привычные вещи.

Социометрический метод.

Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, - в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий – антипатий.

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

По мнению Дж. Морено, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в структуре группы. Недостаток симпатий становиться одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником.

Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-либо что-то делать: в труде, учении, досуге и т.д. Чем важнее для человека деятельность, для которой он выбирает партнёра, тем сильнее критерий выбора. Количество выборов чаще ограничивается тремя.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Показатели наличия и качества «лидеров», «звёзд» и «изгоев», взаимности выборов, сплочённости группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

Изучение развития психики ребёнка можно вести по методу поперечного среза, когда исследователь стремиться узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики, они позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых.

Продольное исследование – это когда исследуют одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени, фиксируя существенные изменения в его психике.

Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребёнка (Л.С.Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш.Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б.Г.Ананьев).

Метод реконструкции истории развития ребёнка Л.С.Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребёнка в каждом из возрастных периодов.

Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш.Бюлер, Э.Фромм, Э.Эриксон).

Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б.Г.Ананьева. Жизненный путь – это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития. Б.Г.Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т.е. особенности биографических переживаний или воспоминаний.