Основные цели и задачи БЖД как науки

Главная цель – выявление закономерностей безопасного развития, т.е. изучение, классификация опасности и т.д.

Цель БЖД – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере.

Как этого достичь? Средством достижения является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере антропогенных, физических, химических, биологических и др. негативных воздействий до допустимых значений.

Задачи: Главная - анализ источников и причин возникновения опасностей. Прогнозирование и оценка опасностей.

Основные:

1) Получение знаний о процессах обеспечения безопасности.

2) Выявление взаимосвязей м/у отдельными направлениями безопасности.

3) Разработка концепций, программ, предложений по обеспечению комплексной безопасности.

4) Разработка рекомендаций по организации гражданской обороны (на предприятиях).

5) Выявление закономерностей, обоснование показателей для безопасного развития человека.

6) Защита человека в повседневной жизни, а также в экстремальных ситуациях.

7) Освоение приемов и способов оказания первой доврачебной помощи.

Наши задачи:

1)Уметь распознавать опасность.

2) Практика.

3) Защита от опасности.

Опасность – это явление, процесс или процессы, объекты, свойства объектов способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранится в системе имеющей энергетические, биологические, химические компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природная, техногенная, социальной, военной, экономической и т.д. направленности. Человек сам своими действиями или бездействиями может создать угрозу себе и окружающей среде.

Условия, при которых реализуется потенциальные опасности, называются причинами. Т.е. одна и та же опасность может реализоваться при различных причинах и взаимодействии причин. Т.о. любая деятельность потенциально опасна.

Классификация опасностей:

По происхождению 6 групп опасностей: Природные, Техногенные, Антропогенные, Экологические, Социальные и Биологические.

По характеру воздействия на человека 5 групп: Механические, Физические (солн. удар), Химические (токсические вещества), Биологические, Психофизиологические (нагрузки на человека).

По времени проявления отрицательных последствий: Импульсивные и кумулятивные.

По локализации: связанные с лито-, гидро-, атмосферой, космосом.

По наносимому ущербу: Социальные, технические, экологические, экономические

По сфере проявления: Производственная, спортивная, бытовая, транспортная и т.д.

По структуре: Простые, производные

По реализуемой энергии: Активные и пассивные

Непосредственные и косвенные

По вызываемым последствиям: Утомление, заболевание, травма, летальный исход.

Опасный фактор – фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (пр. ионизирующее излучение, ток)

Вредный фактор – приводит к заболеванию или снижению работоспособности

Безопасность труда – состояние труда при котором исключено воздействие на человека как опасных, так и вредных факторов.

Все опасности по объекту воздействия, по времени и пространству делятся на три группы:

1) факторы, непосредственно влияющие на человека (могут накапливаться)

2) факторы мгновенного воздействия

3) факторы экологического воздействия

Основными источниками опасности является сам человек, его труд, деятельность, средства труда, окружающая среда и все явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

Последовательностьизучения опасности:

1) предварительный анализ опасности (выявление источников)

2) определение частей в системе, которые могут вызвать эти опасности

3) ввод ограничений (исключение опасности)

Принципы обеспечения безопасности определяются спецификой производства:

1) Ориентирующий

2) Технический

3) Организационный

4) Управленческий