Примерно с середины XX века.
Начало XVII века — середина XX века.
Приблизительно до XVI века.
Характерные черты периода: здравый смысл, теоретизирование, метод проб и ошибок, дедуктивные рассуждения и опора на традицию.
Характерные черты периода: особое внимание к эксперименту, которое привело к возникновению очень сложной иерархии специализированных дисциплин. На место древнего ученого-философа, такого как Аристотель, который мог охватить практически всю совокупность доступных в его время знаний, пришли поколения ученых, обладающих всё большей глубиной знаний и всё большей узостью интересов. Каждая наука изучает объект (единый по сути) с присущей ей точки зрения, всё полнее и подробнее раскрывая его отдельные свойства: механические, химические, термодинамические, эволюционные и пр.
Характерные черты периода: возникновение системного подхода и науки о системах, занимающейся свойствами отношений, а не экспериментальными свойствами исследуемого объекта.
Объект изучения рассматривается как система, то есть как совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях или взаимосвязях друг с другом, образующих целостность или органическое единство. Причём термин «отношение» трактуется в самом широком смысле, включая в себя такие понятия, как ограничение, структура, информация, организация, соединение, сцепление, зависимость, образец, причина и т. п.
Одной из главных особенностей современного этапа развития науки является появление и усиление влияния таких научных направлений, как кибернетика, системный анализ, теория информации, теория управления, математическая теория систем, теория принятия решений, исследование операций и искусственный интеллект. Все эти области, появление и развитие которых тесно связано с возникновением и прогрессом компьютерной техники и технологий, обладают одним общим свойством — они имеют дело с такими системными задачами, в которых главенствующими являются информационные, реляционные и структурные аспекты, в то время как тип сущностей, образующих систему, имеет значительно меньшее значение. Основным методом исследования в этих областях является информационное моделирование.
Одной из задач курса информатики выступает формирование у учащихся системно-информационной картины мира, то есть мировоззрения, основанного на системном и информационном подходах к изучению окружающего мира.
Важность мировоззрения человека в жизни настолько велика, что с развитием информационной индустрии возникло искушение конструировать его по вполне определённому плану, имея в виду вполне определённые цели, используя вполне определённые средства.
Пример.По-видимому, впервые искусственная информационная конструкция в масштабах мировоззрения была создана в фашистской Германии.
Технология создания «нужного» мировоззрения подробна описана у лидеров Третьего Рейха. Так, например, Гитлер в «Майн Кампф» называл ряд правил, которые должны соблюдаться при создании искусственных информационных конструкций:
• избегать абстрактных идей, апеллировать к эмоциям;
• постоянно повторять несколько идей, используя стереотипные фразы;
• останавливаться только на одной стороне аргументации;
• постоянно критиковать своих врагов;
• выбрать одного врага для отдельного поношения.
Геббельс также сформулировал правила упрощения, которые активно использовались (и используются) при создании необходимых образов в массовом сознании. «...Народные массы обычно гораздо примитивнее, чем мы их себе представляем. Исходя из этого, пропаганда всегда должна оставаться простой и однообразной. В этой изнуряющей гонке лишь тот способен достичь основных результатов в деле оказания воздействия на общественное мнение, кто в состоянии свести все проблемы к простейшей терминологии и у кого достанет мужества постоянно повторять её в этой простейшей форме, несмотря на возражения интеллектуалов».
Знание этих приемов манипулирования общественным сознанием, основанных на создании удобных для подобного рода «идеологов» моделей мировоззрения и внедрении их в повседневную жизнь, позволяет защитить себя, своё сознание от воздействия ложных теорий. Умение же смотреть на все явления окружающей жизни с разных точек зрения, не замыкаясь в рамках одной модели мировоззрения, позволяет адекватно оценивать ситуацию и принимать решения, полезные и оптимальные для вас, а не для кого-то другого.