F. Этап 4. Построение модели
После окончания этапа подготовки данных можно переходить к построению модели. для более подробного изучения процесса моделирования рассмотрим задачу классификации клиентов туристического агентства на два класса: класс 1 (клиенты, предпочитающие более дорогой, семейный отдых) и класс 2 (клиенты, ориентированные на более дешевый, молодежный отдых). Подобные задачи предусматривают деление процесса моделирования на два отдельных этапа: конструирование (построение) модели и ее использование.
На этапе построения модели при помощи некоего классификационного метода или алгоритма создется модель (классификатор клиентов). В результате построения модели формируются правила, например, "Если ДОХОД>20 и СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ = "married", то класс "1".
С одной стороны, можно говорить, что построенная модель выделила наиболее существенные (или значимые) факторы с точки зрения решаемой задачи. Для решения задачи классификации наиболее значимыми оказались переменные "доход" и "семейное положение", остальные факторы (т.е. остальные показатели исследуемой базы данных), сколько бы их ни было, оказались маловажными и не были включены в модель.
С другой стороны, данная модель, как и любая другая, может обладать свойством неполноты. Примером неучтенного фактора могут быть, скажем, природные катаклизмы, которые повлияли на желание клиента пользоваться услугами туристического агентства.
Для построения моделей используются различные методы и алгоритмы Data Mining. Некоторые задачи могут быть решены при помощи моделей, построенных на основе различных методов. Идеальной модели, которая бы позволила решать разнообразные задачи, не существует. Среди большого разнообразия методов Data Mining должен быть выбран метод или же комбинация методов, при использовании которых построенная модель будет наилучшим образом описывать исследуемый объект.
Иногда для выявления искомых закономерностей требуется использование нескольких методов и алгоритмов. В таком случае одни методы используются в начале моделирования, другие - на дальнейших этапах. Пример: для определения однотипных групп клиентов применяется один из методов кластеризации, в результате которого клиенты разбиваются на группы, а затем к каждой группе применяется один из методов деревьев решений.
Выбор метода, на основе которого будет построена модель, должен осуществляться с учетом постановки задачи, особенностей набора исходных данных, специфики решаемой задачи, результатов, которые должны быть получены на выходе. Постановка задачи формализует суть задачи, так, наличие входных и выходных переменных при решении задачи классификации определяет выбор одного из методов "обучение с учителем". Наличие лишь входных переменных определяет выбор другого - метода "обучение без учителя".
Процесс Data Mining является итеративным процессом. Итерация - это циклическая управляющая структура, она содержит выбор между альтернативами и следование избранной. Выбор между альтернативами в нашем случае - это этап оценки модели. Если модель приемлема, возможно ее использование.
Этапы подготовки данных, построения модели, оценки модели и выбора лучшей представляют собой цикл. Если по каким-либо причинам построенная модель оказалось неприемлемой, цикл повторяется и следует один из следующих этапов:
Ø подготовка данных (если причина некорректности модели - в данных);
Ø построение модели (если причина некорректности - во внутренних параметрах самой модели).
Для определения специфических свойств исследуемых данных иногда требуется несколько итераций.
Цикл № t-1. Подготовка данных " построение модели № t-1" оценка и выбор модели.
Цикл № t. Подготовка данных " построение модели № t " оценка и выбор модели.
Цикл № t+1. Подготовка данных " построение модели № t+1" оценка и выбор модели.
Иногда имеет смысл использовать несколько методов параллельно для возможности сравнения и анализа данных с различных точек зрения.