Причины войны.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

НЭП и первые пятилетки

Образование СССР

Гражданская война и военная интервенция.

Были приняты Лениным:

1) Декрет о мире (предложение мира)

2) Декрет о земле (земля изымалась у всех частных владельцев и передавалась народу).

Большевики на то, чтобы появилось учредительное собрание. Но когда стало очевидно соотношение голосов, они поняли, что им не удастся поддержать это собрание. Политика, проводимая большевиками осенью 17-18 года можно назвать диктатурой пролетариата. Предприятия стали выпускать меньше

В результате мира страна потеряла самые развитые западные территории, кроме того с 14-ого года экономика переведена на выпуск военной продукции, и это привело к тому, что промышленность не выпускает необходимые количества товаров народного потребления. Рабочие начинают голодать. И тогда в мае 18-ого года в деревню были направлены вооруженные силы для изъятия излишков хлеба у крестьян. Крестьяне стали прятать хлеб. В июне 18-ого года создаются отряды комбеды, которые знают где хлеб. Крестьяне негодуют.

Летом 18-ого года возникает конфликт. В июне 18-ого принята первая конституция.

Один голос рабочих = 5 голосов крестьян. В целом к лету 18-ого большевики выполнили большинство своих обязанностей перед народом.

Гражданская война – крупное противоборство различных слоев населения внутри страны.

Причины:

1) Столкновение различных слоев населения из-за идейных предпочтений.

2) Вмешательство иностранных государств во внутреннюю политику России. Запад опасался а) распространения коммунизма б) хотели вернуть долги. В ходе событий 1-ого мировой войны Россия ослабла.

3) Действия советской власти, старавшиеся провести революционные преобразования в кратчайшие сроки.

Этапы гражданской войны:

1) С октября 17-ого до весны 18-ого

2) Лето 18ого года

Во второй половине 18ого года красная армия начинает одерживать победу.

3) Начало 19-ого года и до конца 19-ого

Советская республика оказалась окруженной со всех сторон. Запрещена торговля, введена всеобщая повинность. Адмирал Колчак объявил себя правителем России. Но все середине 18ого года ситуация изменилась. Интервенты вынуждены эвакуироваться, армии разбиты. Весной 20ого года против России выступила Польша (недавно получившая независимость). Отдается приказ на поступление на территорию Польши, с целью восстания в Германии. Польский рабочий класс не поддержал освободительную миссию красной армии. Подписанный договор с Польшей привел к тому, что часть земли мы потеряла. К декабрю 20ого года полномасштабная гражданская война была закончена. Гражданская война продолжалась с 18 до 20 года. Можно выделить еще один этап, когда война велась на окраинах России.

Почему победили красные:

1) Большевики осуществив передел земли в пользу большинства населения, даже после того как проводили реквизиции продажи хлеба все равно сохраняли сознание большинства крестьян, определённый авторитет, потому что белые генералы на захваченных территориях попросту стали отдавать земли помещикам.

2) Политика военного коммунизма оказалась более эффективной, чем политика военного капитализма.

3) Большевики предоставили право нациям на самоопределение (т.е. народ сам решает, оставаться ему в этом государстве, или выйти из него). А белые придерживались политики единой и неделимой России.

4) Лидеры белого движения явно зависели от Антанты, получали оттуда вооружение, снаряжение, обмундирование. Т.е. они зависели от иностранных государств. Тогда как большевики выступали как патриоты.

5) Российская социал-демократическая партия большевиков имела своего бесспорного лидера. Тогда как в белом движении не было определенного лидера. Шла постоянная борьба. Не было ни единого военного командования, ни единого политического. Их объединяло только одно – свергнуть большевиков.

Одним из главных последствий второй мировой войны были распад больших империй. Когда большевики пришли к власти, шёл полным ходом развал страны. Большевики стали вводить в жизнь свою программу. В РФ нерусское население получило право на создание автономий. В годы гражданской войны Белоруссия и Украина были самостоятельными советскими республиками. В Закавказье после ухода интервентов была восстановлена советская власть, и в силу сложности проведения границ была образована единая закавказская федерация.

Но одновременно действовали и объединяющие факторы. Сохраняли старые связи. Привлекательна была роль центра. Эти отдельные республики понимали, что в одиночку в их окружении они не выстоят.

В программе большевиков был специальный раздел о национальном вопросе. Народы, оставшиеся в стране, имеют право на автономию. Эти права были очень привлекательны для народа, которых не было в условиях царской России.

Таким образом, тенденции к объединению стали преобладающими, и возник вопрос на каких принципах объединяться. Что собой должно представлять собой новое государство.

В августе 22 года ЦК образовало комиссию с целью подготовки проекта документа о принципах взаимоотношений между республикой и образовании государства. Во главе этой комиссии был поставлен народный комиссар по национальному опросу Иосиф Сталин. Точка зрения Сталина называется «План автоматизации», по которому все республики должны были войти в состав РСФСР на правах уже существующих автономий.

Ленин предложил свой проект: «Все республики, включая Россию, должны были вступить в новое государственное образование, СССР, на основе равноправия и федераций». После этого предложения ЦК согласился, что данный проект лучше.

30 декабря 22 года был заключен договор между РСФСР, ИЗФ, и че-то там еще, об образование нового государства – СССР. В нём устанавливались разграничения полномочий. Но Ленин в дальнейших своих статьях говорил, что в ближайшее будущее, желательно вернуть к прежним положениям, республикам вернуть самостоятельность. В январе 24ого года была принята первая конституция СССР. Она была составлена по образцу Российской Конституции. ВЦИК был разделён на 2 палаты.

Итоги образования СССР:

На развалинах Российской империи возникла обширное, наднациональное государство, уникальное в истории человечества. СССР нельзя назвать империей. Проводилась политика расцвета и сближения наций. В условиях советского союза создавались предпосылки для экономического и культурного прогресса разных народов. Создание СССР способствовало ослаблению национальной розни, и показателем крепости советского союза явилось великая отечественная война.

Вместе с тем СССР больше походил не на федерацию, как было записано в конституции, а на унитарное государство, как того хотел Сталин.

Проводимая линия на хозяйственное и культурное развитие национальных районов часто проводилась за счёт центральных Российских регионов. Экономическая система СССР, основанная на распределительной роли центра, тормозила развитие одних районов и стимулировала к иждивенчеству других. Любое государство требует внимания к своим проблемам. Этой живой, постоянно развивающийся организм. Распад этого государства это результат действия или бездействия другого поколения правителей в другой ситуации. Серьёзных причин к распаду СССР не было.

Состояние России: население сократилось в результате войны, уничтожена четвёртая часть национального богатства, а оставшаяся часть просто стояла без дела. Осталась пятая часть промышленного потенциала. Рабочие, не имея работы в городах, уходили в деревню, то есть происходило деклассирование рабочего класса. Везде крестьянские бунты. Кульминацией политического кризиса стало восстание в Кранштаде. К весне 21 года стало очевидным, что вопрос стоит о выживании советской власти. На 10-ом съезде в марте стала складываться новая политика в области экономики. Эта политика по возвращению к рыночным методам управления в условиях многоукладной экономики. Эта политика складывалась как система мер через разрешение постоянно возникающих противоречий, через болезненный процесс вынужденного отказа лидеров партий от социалистических стереотипов. Экономика, которая исключает частную собственность и товарно-денежные отношения.

Элементы НЭПа:

1) Замена продразвёрстки продналогом. Второй был значительно меньше, и крестьянину сообщался до начала полевых работ, чтобы стимулировать распашку земли. И произошло возрождение деревни.

НЭП – антикризисная программа, в которой было использование опыта предпринимателей, при сохранении командных высот экономики в руках большевиков.

Главная цель – снять напряженность, укрепить социальную базу. Экономическая цель – восстановить народное хозяйство. Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь революции.

2) Возникла проблема – как быть с излишками крестьянской продукции, которые оставались после уплаты налогов. Организовать прямой продуктообмен – не удалось. И выход был найден в воссоздании торговли. Для Ленина и большевиков это означало пересмотр их взглядов.

3) Возрождение кооперации.

Потребительская кооперация – это когда крестьяне, например, собирают все вместе и отправляют одного человека в город, либо организовывают у себя магазин, для которого один человек закупает продукты, и продает их здесь.

Промышленная кооперация – крестьяне работают сообща.

Ленин считал, что производственная кооперация это наиболее легкий способ привлечения крестьян к труду. Особо большого развития кооперация не получила, потому что государство постоянно вмешивалось.

4) Нехватка средств – одна из главных проблем. Концессия – это форма привлечения иностранного капитала. Суть в том, что иностранцы вкладывают деньги, реализуют, расплачивается с государством как с собственником, а все остальное делают сами. На таких предприятиях выпускалось около 1% продукции.

5) Национализация. Допуск частного предпринимательства с целью торговли и промышленности. Процесс национализации был прерван.

В промышленности около 2% продукции выпускалось на частных предприятий. С учётом семей – 24%. Командные высоты в экономике оставались в руках государства.

6) Структурная перестройка государственной промышленности.

7) Введение червонца. К весне 1924 года завершился перевод экономики на рыночные принципы. Инфляция. Крестьяне везли в город продукцию, чтобы что-то продать, и тут же что-то купить. В итоге рост безработицы. Пока налоги доходят до центра – они обесцениваются.

В 1922-1924 годах была проведена денежная реформа. Была введена новая денежная единица, обеспеченная золотом - золотой рубль. То есть стало существовать параллельно две валюты. Зарплаты, расчеты в магазинах осуществлялись бумажными рублями, а золотой червонец – инфляцией поддержан не был. Это был эквивалент для сделок, для внешней торговли, кредитов и т.д. Вот так был решен вопрос инфляции.

К 1925 году восстановление народного хозяйства в основном завершилось. Это считалось вынужденным отступлением в области экономики, а вот в области политики никакого отступления не было. Был нанесен удар по тем партиям, которые могли бы возродить свою силу в условиях многоукладной экономики. Были высланы из страны многие деятели большевиков, устроены чето-то там над партиями эсеров. В 1922 году были высланы за границу 60 выдающихся деятелей отечественной культуры, не принявшие большевизма (на самом деле их было больше). В самой партии были запрещены фракции. Вот такие меры позволили сохранить контроль над ситуацией, в условиях, когда экономические позиции государства еще очень слабые.

НЭП прошла 2 этапа:

1) 21-25 год. Когда приоритет имели интересы крестьянства, сельского хозяйства и финансовой стабильности.

2) 25-29 год. Когда приоритет сместился в сторону промышленности.

К 25ому году НЭП привел к позитивным результатам. Было восстановлено товарообращение. Экспорт состоял на 75% из сельской продукции. И лишь 25% лес, нефть и т.д. Была завершена денежная реформа. Соотношения цен между промышленной и сельскохозяйственной продукций на нормальном уровне. Уровень зарплат достиг довоенного уровня.

Подобное достижение привело к тому, что в 25 году стали раздумывать о путях развития страны дальше.

Новое руководство страны в условиях ослабления внешней военной угрозы, приобретения финансовой и экономической стабильности смирилось с провалом надежд на мировую революцию и взяло курс на строительство социализма в одной стране. Реализация этого курса началась с наступления на капиталистические элементы в экономике. Государство стало вмешиваться в ценообразование, всячески ограничивать накопления населения. Главным было понимание того, что социализм должен быть построен на совершенно новой экономической базе.

«Самое главное в победе нового общественного строя, является рост производительности труда». Ленин

В конце 20-х годов возник кризис хлеба, и тогда вернулись к политике реквизиции хлеба. Т.е. это возвращение к нерыночным методам экономической жизни.

В 1928 году был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства. То есть страна переходит к плановой системе экономики. НЭП закончился. Планировалось ускоренное развитие ведущий отраслей промышленности, объединение в колхозы 20% крестьянских хозяйств, строительство новых предприятий. Намечались источники индустриализации.

Первая пятилетка в ходе своего осуществления претерпела некоторые изменения. Руководство страны отошло от планов в сторону увеличения расходов для улучшения промышленности. Началась массовая коллективизация крестьянских хозяйств. Это привело к тому, что поголовье скота уменьшилось (крестьяне их убивали). Весь хлеб изымался, и в начале 30-х годов это привело к голоду. В реальной жизни имел место и высокий трудовой энтузиазм населения.

В эти годы была создана вторая угольно-металлургическая база страны, строились новые железные дороги, и в годы первых пятилеток были достигнуты в промышленном производстве невиданные успехи. Впервые в истории Россия вышла на второе место по промышленной продукции.

Второе направление – это коллективизация. Нужно было научиться работать в совершенно новых условиях – с использованием техники. Но именно создание колхозного строя позволяло направить часть населения работать на новых промышленных предприятиях. Возникали сложные социальные проблемы (какая-то часть крестьянства не желала особых преобразований). Была объявлена борьба с кулачеством. Крестьяне не имели паспортов, поэтому поменять место жительства было крайне сложно. Был введен трудодень (человек отработал 1 день, и ему ставят единицу, что он отработал). Колхоз отрабатывал 1 день в году.

Третье направление – формирование нового типа человека, нового типа культуры в целом. Главными задачами были обеспечить развитие народного образования. Возникла единая трудовая школа. Единые учебники, аттестаты, единый распорядок жизни школ. В течение короткого периода времени все население стало образованным.

Но был один существенный изъян новой культуры: воспитывался новый человек, но этот человек должен был быть напитан идеями социализма.

Были достижения и в науке. Число вузов и студентов выросло. Не смотря на то, что СССР стал меньше, чем прежняя Россия. К обучению получили доступ низшие сословия. Многое было сделано в этом направлении.

Культурное строительство имело противоречивые тенденции:

1) Огосударствление культуры

2) Политизация и идеологизация культуры

3) Демократизация (значительно больше человек участвовали в культуре)

4) Изменилось положение интеллигенции

Страна сильно изменилась. Советский союз превратился в страну производящую и вывозящую. По объему промышленности СССР вышел на 2 место в мире после США. В стране построено около 9000 тысяч заводов и фабрик. Созданы ключевые отрасли. Изменилась социальная структура. Огромное внимание уделялось укреплению обороноспособности. На это уходило много денег, поэтому у населения денег не особо то хватало.

В конце 30х годов – этап массовых репрессий. Обескровивший в первую очередь руководящий состав армии. В 38-ом году руководитель НКВД Ежов был арестован, и расстрелян. На его смену пришел Берия. Страна шла по совершенно новому пути развития. Это неизбежно вело к некоторым ошибкам.

 

Лекция 7. Советский союз во « мировой войне.