Соотношение паломничества и культурно-религиозного туризма.
В культурологии религию считают частью культуры, полагая, что культы и религии являются неотъемлемой частью традиций. Поэтому и все виды религиозного туризма, культурно-религиозный туризм, и иногда даже религиозное паломничество, относят к категории культурного туризма. При этом паломничество к святыням считают важным сегментом процесса духовного совершенствования, становления личной и общественной морали. Однако с этим нельзя вполне согласиться. Религиозное паломничество (от лат. palma — пальма)- странствие верующих для поклонения святым местам (названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь) — явление, сложное и состоящее в неоднозначных отношениях с туризмом, имеющее отличные цели и задачи. Оно уходит корнями в глубокую историю возникновения религий и является важным и древним религиозным действием. Паломники совершают путешествия на поклонение святыням на основе убеждения и веры.
Паломничество имеет свои традиции, для совершения его верующему следует получить благословение, окормляться у духовного наставника, путь к объекту поклонения должен быть трудным. На протяжении пути паломник должен думать о Боге, молиться, вести себя благопристойно, настраиваться на совершение обряда. При этом, организаторы паломнической поездки часто не преследую целей коммерческой выгоды. Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломниками будут в основном являться люди, исповедующие ту религию, к святым местам которой они приехали приобщиться. Экскурсии, музеи, выставки для них могут являться вторичной, сопутствующей задачей или вообще мало интересовать паломников. Религиозное паломничество несет духовный смысл. Моральные принципы и образ поведения паломника, как на этапе пути и перевозки, так и в нахождении в дестинации и на объекте паломничества, значительно отличаются от более свободных моральных устоев и образа обычных туристов. Организацией паломничества занимаются специальные паломнические службы, создаваемые религиозными центрами той или иной конфессии. В этой сфере формируется своя индустрия гостеприимства, связанная с обслуживанием паломников (размещение, питание, перевозка, сопровождение и экскурсионное обслуживание, торговля обрядовыми атрибутами). Исторически многие эти функции в христианстве принимали (и принимают, например, в Иерусалиме) монастыри, организующие прием паломников, предоставляющие кров и пищу, возможности участия в богослужениях и обрядах. Большое значение имеют массовые религиозные праздники, крестные ходы, богослужения, привлекающие верующих и паломников.
Религиозное паломничество как вид особой деятельности регулируется, прежде всего, религиозными правовыми нормами, поскольку по существу духовного содержания - это религиозная деятельность. Одновременно паломничество — это и путешествие, часто достаточно дальнее, возможно в чужеземные страны, и сам паломник и организаторы паломничества руководствуются и обязаны соблюдать правовые нормы и правила бытия, как данного государства, так и международные и национальные (других государств), если это путешествие связано с посещением святынь в других странах, пересечением государственных границ.
При этом, по целям и методам отграничивают религиозное паломничество также и от светского (например, в Пушкинские Горы) и политического (культового) паломничество (например, к Мавзолею Ульянова-Ленина).
От паломничества следует отличать событийный туризм с путешествиями на религиозные праздники и церемонии, а также культурный туризм на культовые объекты с познавательными целями, характеризуемый как культурно-религиозный туризм — деятельность организаторов туризма и туристов при посещении религиозных объектов, храмов, монастырей, святынь в познавательных целях. Туристов главным образом интересуют экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть или не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика может быть составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности.
В то же время, все виды паломничества по своим общим признакам, могут быть отнесены к наиболее раннему виду организованных путешествий в нашей цивилизации и ранним формам туризма, а на этапе последних 200 лет — тяготеют к туризму. Они содержат все единообразно определяемые признаки туризма и туристского продукта: планирование, перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана.
Поэтому мы для простоты будем считать культурно- религиозный туризм и паломничество двумя основными разновидностями религиозного туризма.