Там тариф-ое раг вэд. Понятия, цели, методы, основ направ-я.
Ттр вэд – сис тариф-х (т.е.основанных на применении ввозных и вывозных т\пошлин) мер воздействия гос-ва в лице его компинент органов на деят-ть лиц, связанную с перемещением тов-в ч\з тг тс, осущ-х в соот-вии с внутри и внешнеэконом-ми нац-но гос-ми интересами, определяемыми целями и задачами там политики.
Юридически значимые признаки понятия ттр вэд:
1) Содержанием ттр яв-ся наличие определен мер, именуемых тарифными и заключающимися в применении ввозных и вывозных т\пошлин.
2) Эти меры обр-ют сис, т.е. имеют определен коллич-во (совокуп-ть) и определен набор связей м\у ними (струк-ру).
3) Объектом ттр яв-ся перемещение лицами тов-в ч\з тг тс.
4) Основанием применения тарифн мер яв-ся внутри и внешнеэкономич нац интересы, кот опред-ся целями и задачами там политики.
5) Применение ттр – это сфера компетенции гос-ва.
В силу того, что все т\пошлины в их совокуп-ти образуют единый там тариф, т.е. набор т\пошлин, их ставок, а так же систематизируются в правовом акте, именуемым един там тарифом, кот опред-т и правила их применения, то все ттр основано на применении ЕТТ. В силу указанного в литературе етт часто опред-ся как ключевой элемент ттр вэд. Так в ст1 соглашения о етт тс он определен как инструмент торговой политики.
Цели ттр вэд:
Поскольку мы определили, что ттр осущ-ся в основе своей с применением етт, то с полным основанием можно назвать цели ттр целями, кот преследуют етт, кот закреплены в сограшении о етт, а именно:
А) рационализация товарн струк-ры ввоза тов-в на единую тт гос-в членов тс. Означает создание наиболее оптимальной национально-гос-х интересов струк-ры импортируемых тов-в по наминклатуре, объеме, качеству, цену.
Б) поддержание рационального соотношения ввоза \ вывоза товара на един тт гос-в чтс. Означает сохранение в течение определен периода времени созданного наиболее оптималь соотнош-я м\у эк-ми и им-ми тов-ми по их физическим, стоимостным объемам, наминклатуре.
В) создание условий д\ прогрессив – х изменений в струк-ре пр-ва и потреб-я тов-в в тс. Означает принятие правил, кот делают выгодным развитие (строительства, модернизирования) отдельных направлений производств, нацеленных на выпуск конкурентно-способных тов-в, меняющих соотнош-е отеч-х и имп-х тов-в на внутреннем рынке по степени удов-я ими потребностей покупателя в пользу отеч-х тов-в, что в конечном итоге влияет на соотнош-е м\у производ-вом отеч-х тов-в и имп-ом иностран и их потребление.
Г) защита экономики от неблагоприят воздействия иностран конкуренции. Означает создание условий д\ соперничества на внутрен рынке иностран и отеч-х тов-в, не влекущего последствий в виде ухудшения усл-й пр-ва и гос пр-ва отеч промыш-ти и сельского хоз-ва.
Д) обеспечение усл-й д\ эффектив интеграции в мэс. Означает создание правил д\ достижения уровня развития рыночн отнош-й в экономике и условий внеш торговли, являющ-ся необходимыми и достаточными д\ вовлечения в мировые связи на принципах и правилах рыночн отношений.
Компоновка целей по их содержанию и сфере деят-ти позволяет построить схему целей ттр вэд:
Рег-е внешней торговли товарами | ||
Защита внутреннего рынка: | Стимулирование пргрессивных струк-х изменеий в эк-ке: | Д) Обеспечение усл-й эффективн интеграции в мэс |
А) Рационалазация товарн струк-ой ввоза тов-в | В) в струк-ре и производ-ва и потребления тов-в | |
Б) Поддержание рационального ввоза\ вывоза | ||
Г)защита экономики от неблагоприят воздействия иностран конкуренции |
Методы ттр вэд – это совокуп-ть приемов, сп-бов и ср-в, по средствам кот гос-ва воздействуют на обществен отношения, складывающиеся в сфере, яв-щимся объектом ттр вэд. В зависимоти от своих харак-к методы группируются по различ критериям. Виды методов ттр вэд:
I в зависимости общности регулирования ттр обществен отношений
1. Нормативно – правовое рег-е, юридическим содержанием кот яв разраб-ка и принятие нпа в установленной сфере деят-ти.
2. Индивидуально – правовое рег-е, юридическим содержанием кот яв принятие конкрет-х правовых решений и совершение юридич-ки знач-мых действий на основе и во исполнение норм права. М.б.: регулятивным, юридическим содержанием кот яв-ся деят-ть то , связанная с исполнением функции исполнительно – распорядительного, контрольного, надзорного харак-ра, осущ-го то в кач-ве органов исп власти; правоохранительным, юридическим содержанием кот яв юрисдикцион процессы, связанные с расследованием админ-х и уголов-х правонарушений и привлечением лиц к ответ-ти
II В зависимости от степени концентраций правомочий по осущ-ю ттр вэд.
1. Децентрализованной рег-е, распрастранен в отношении субъектов, удовлетворяющих частно – правов интересы и в силу этого характерен д\частно правовых отраслей.
2. Централизованное рег-е, применяется как правило в отношении, где приоритетным яв обще-соц интерес.
С точки зрения обще-соц интереса метод ттр будет централизованным, поскольку он осущ-ся в рамках гос-ва и преследует нац интересы страны. В тоже время право творчество более централизовано, чем индивидуально – правовое рег-е. Индивидуально правовое рег-е осущ-ся многислен то, это оносительная децентрализация, поскольку она подчинена централизованному рег-ю.
III в зависимости от характера отношений м\у сторонами правоотношений
1. Субординация (отношение власти и подчинение, одностороннее волеизъявление)
2. Координация (равенство сторон)
Методы различаются в характере отношения сторон, кот выполняют свои соц функции вступают в отношения с др субъектами. Это лица, перемещающие товары, там и иные гос органы.
IV В зависимости от степени категоричности правовых предписаний
1. Императивный (метод властных предписаний), исторически характерен ап, синоним – админ-ва правовым. Основан:
· На неравенстве сторон, т.е. отношении власти и подчинения и односторонности волеизъявления.
· На разрешительном типе правового рег-я, суть кот в наличие общего запрета с конкрет дозволениями в кач-ве изъятий из запрещающ норм.
· Основные сп-бы правового рег-я – обязывание и запрет.
2. Диспозитивные (метод координации), исторически характерен гр праву и в кач-ве синонима наз-ся гражданско – правовым. Основан:
· На отношении равенства сторон (координации)
· На общедозволительном …. Все разрешено, за иск-ем того, что прямо запрещено
· Основной сп-б правового рег-я – дозволение.
Естественно, что основным и доминирующим методом яв императивный. Диспозитивный, ели и где исп-ся, то не более чем как вспомогательный.
Направление ттр вэд – это ориентированный к-либо целями и задачами пути воздействия гос-ва на объект своего рег-я. Виды направлений ттр вэд:
1. По степени масштабности применения мер ттр
· Чст-е сис-мы мер (националь сис преференций в отношении тов-в, происходящийх из развивающихся и наименее развитых стран)
· Уст-е единич мер (отдельных видов тов-в \ отдельных стран)
2. По направленности перемещения тов-в
· Ввоз
· Вывоз
3. По сфере применения
· Торговый оборот
· Не торговый оборот (т.е. перемещение тов-в д\ личных, семейных, домашних и иных, несвязанных с предпринимательской деят-ю нужд)
4. По рег-ю отдель эл-ов там тарифа
А
· Рег-е т\пошлины (введение, изменение отмена)
· Уст-е вида пошлин (ввозные, вывозные)
· Уст-е перечня тов-вв, к кот они подлежат применению
· Определение приоритетной функции, кот должна вып0ть пошлина (фискальная, ограничительная)
· Определение вида налоговой базы т\пошлин (там ст-ть \ кол-во тов-в)
· Перечень тов-в, к кот применяется тот \ иной вид налоговой базы
Б
· Регулирование ставки т\ пошлин
· Определение вида ставки
· Опред-е размера ставок
· Опред-е единицы налоговой базы (масштаба налога), к вот будет применяться ставка пошлины
В
· Рег-е там ст-ти
· Опред-е методологии опред-я там ст-ти (принципы опред-я там ст-ти, порядка опред-я в отношении ввозимых\ вывозимых тов-в, методы опред-я там ст-ти, струк-ра там ст-ти, компитенции гос органов, уполномоченных органов)
Г
· Рег-е тарифных льгот
· Изменение и уточнение нац сис преференций в отношении тов-в, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран
· В отношении тов-в, происходящих из стран рнб (режим наиболь благоприятствования)
· В отношении тов-в, происходящих из стран СНГ
· Определение методологии определения страны происхождения тов-в
Процедура применения мер ттр сложна и ответственна, в том числе по своим рез-там. Д\ инициирования процедуры разработки любой меры необходимо:
1) Повод, кот может служить обращение к-либо гос органа, уч-ка вэд \ их ассоциаций, указания президента, иных высших органов гос власти, др лиц и органов о необходимости введения к-либо мер ттр.
2) Основания – угроза нац безоп-ти к-либо из сфер нац-но гос интересов
Последовательность действий по разработке мер ттр к к-либо товару (процедура: идентификация по его наименованию и его классиф-ции в соот-ии в етн вэд тс, в том числе с определением класс кода; оценка в потребности в товаре исходя из объемов его пр-ва в стране, мире, иных странах, объемов им \ эк в страну; оценка стратегической значимости товара д\ экономики страны; оценка факторов опасности, безопасности товара д\физического \ морального здоровья населения, влияния на здоровье животных, состояния окр среды; оценка применяемых к товару нтр (наличае запретов, ограничений); оценка влияния применяемых мер на бюджет, при образовании дифецита бюджета определение спо-бов его компенсации; определение размера т\пошлин, вида ставок; опред-е сочетания тарифн и нетарифн мер, применение тарифн льгот; утв-е мер ттр; реализ-ция мер ттр).