Обязанности сомелье
Сомелье (sommelier) — французское слово, означающее должность сотрудника ресторана, ответственного за подачу напитков и сигар, дающего советы по выбору вин и напитков, сервирующего их или следящего за их подачей гостю вплоть до того момента, когда тот покидает зал. Одна из обязанностей сомелье — пробовать вино, прежде чем предложить его гостю.
В обязанности сомелье также входят:
· изучение рынка вина и других спиртных напитков;
· выбор поставщиков (главный критерий — соотношение цены и качества вина);
· закупка вина у поставщиков или участие в обсуждении заказываемой партии;
· забота о винном погребе (или другом месте хранения запаса вин);
· составление винной карты ресторана и поддержание в соответствии с ней запаса вин в ресторане; обучение персонала ресторана обращению с вином;
· рекомендации посетителям по выбору вин и грамотная подача их к столу, в том числе подбор и правильное использование винной посуды;
· разрешение конфликтных ситуаций с потребителями, связанных с вином.
Сомелье должен не только различать многочисленные оттенки вкуса, но и уметь описать их гостю так, чтобы у него появилось желание отведать напиток. Таким образом сомелье, с одной стороны, — экскурсовод в мире вина, а с другой — дегустатор. Чаще всего в разряд сомелье переходят профессиональные бармены. Сомелье — одна из центральных фигур в ресторане. С ним советуется шеф-повар, например, при включении нового блюда в меню, что требует соответствующих изменений в винной карте, т.е. ведения в нее напитка, сочетающегося по вкусу с этим блюдом.
И все-таки главная функция сомелье — рекомендовать гостям напитки к заказанным блюдам, поскольку далеко не все из них знают, что к чему подходит. Сразу же заметим: сомелье может только рекомендовать, но ни в коем случае не навязывать напитки, поскольку у гостей могут быть собственные вкусовые предпочтения, основанные на устойчивых привычках. Он должен угадывать настроение своих гостей, определять их социальный статус и происхождение. Выяснив пожелания гостя, сомелье в течение 2...3 мин должен определить, какой именно набор напитков следует предложить к заказанным блюдам. Малейшая заминка может произвести негативное впечатление на гостя.
Профессию сомелье не случайно сравнивают с ремеслом актера, причем это сходство проявляется не только в артистизме и изяществе манер, крайне необходимых при сервировке. Истинный сомелье должен каждый раз рекомендовать неизменный набор напитков с той же новизной эмоций, как это делает хороший актер во время очередного спектакля.
В западноевропейских ресторанах сомелье предлагает гостям вина престижных марок на розлив в бокалах в дополнение к основной марке. Продажа вина по бокалам {be glas) значительно расширяет прибыль заведений с европейской кухней, особенно французской и итальянской, где кулинарные традиции предполагают сопровождение вином практически любой части трапезы. В таких заведениях всегда есть специальная карта вин на розлив.
Сомелье, предлагая вина по бокалам, тем самым стимулирует пробовать различные марки. Благодаря этому возрастает и потребление вина по бутылкам, потому что знакомое вино гость заказывает охотнее. В розлив особенно хорошо продаются шампанское высокой ценовой категории (Ruinart Brut) и игристые вина (Cremant de Bourgogne). Сомелье, предлагая вина по бокалам, учитывает и чисто психологический момент. В рестораны посетители приходят часто в одиночку. Один человек не в состоянии выпить бутылку вина, а бокал заказывает охотнее. Дело в том, что покупка целой бутылки чаще всего предполагает, что потребитель одновременно заказывает и ужин. Днем же посетители хотят только перекусить, а бокал вина за обедом становится нормой как на Западе, так и в России.
В большинстве случаев сомелье предлагают на розлив вина среднего качества, так как боятся, что более дорогое вино не будет продано и пропадет. Поэтому дорогие вина продаются исключительно в бутылках: нет гарантии, что завтра из уже открытой бутылки дорогого вина удастся продать еще несколько бокалов. Потери в этом случае будут велики.
В ресторане с европейской, итальянской и французской кухней сомелье предлагают гостям карту по бокалам, в которую включены по три марки красного вина, белого и розового. Если же продается 8...9 видов красного вина, столько же белого и 3...4 вида розового, то необходимо предварительно рассчитать, сколько посетителей в среднем пьют вино, учитывая день недели, время суток и популярность (скорость продажи) определенного сорта. Как показывает опыт, самые ходовые дни — вторник, четверг и пятница, так как в середине рабочей недели вино бутылками пьют нечасто. В будни многие посетители приходят в ресторан, например, на деловой обед и не собираются пить много.
Гости чаще всего заказывают сухие вина, поскольку это классика, к тому же они популярнее полусладких, так как хорошо сочетаются с различными блюдами. Продажи вин по бокалам в ресторанах увеличиваются соответственно числу посетителей: в понедельник — наименьшее число, а к четвергу и пятнице — наибольшее. Сомелье, принимая во внимание это обстоятельство, делает расчет количества бокалов, предназначенных для продажи вин в зале.
Сомелье периодически вносит в ресторанную винную карту необходимые изменения, в том числе и продажу вин по бокалам. В частности, винную карту можно разнообразить за счет включения новых марок вин, которые нуждаются в особом продвижении, а также тех, что «застоялись» в продаже. Причиной такой задержки сомелье вполне резонно считают тот факт, что гости никогда не пробовали этих марок вин, и если дать им такую возможность, то они начнут заказывать и вина в бутылках.
Для продвижения вин в своем ресторане сомелье должен обладать следующими сведениями:
· о происхождении вин;
· об их вкусовых свойствах;
· об особенностях подачи;
· об отличиях одного сорта от другого;
· о сочетаемости с различными блюдами.