Обязанности сомелье

Сомелье (sommelier) — французское слово, означающее долж­ность сотрудника ресторана, ответственного за подачу напитков и сигар, дающего советы по выбору вин и напитков, сервирующего их или следящего за их подачей гостю вплоть до того момента, когда тот покидает зал. Одна из обязанностей сомелье — пробовать вино, прежде чем предложить его гостю.

В обязанности сомелье также входят:

· изучение рынка вина и других спиртных напитков;

· выбор поставщиков (главный критерий — соотношение цены и качества вина);

· закупка вина у поставщиков или участие в обсуждении заказы­ваемой партии;

· забота о винном погребе (или другом месте хранения запаса вин);

· составление винной карты ресторана и поддержание в соответ­ствии с ней запаса вин в ресторане; обучение персонала ресторана обращению с вином;

· рекомендации посетителям по выбору вин и грамотная подача их к столу, в том числе подбор и правильное использование вин­ной посуды;

· разрешение конфликтных ситуаций с потребителями, связан­ных с вином.

Сомелье должен не только различать многочисленные оттенки вкуса, но и уметь описать их гостю так, чтобы у него появилось желание отведать напиток. Таким образом сомелье, с одной сторо­ны, — экскурсовод в мире вина, а с другой — дегустатор. Чаще всего в разряд сомелье переходят профессиональные бармены. Со­мелье — одна из центральных фигур в ресторане. С ним советуется шеф-повар, например, при включении нового блюда в меню, что требует соответствующих изменений в винной карте, т.е. ведения в нее напитка, сочетающегося по вкусу с этим блюдом.

И все-таки главная функция сомелье — рекомендовать гостям напитки к заказанным блюдам, поскольку далеко не все из них знают, что к чему подходит. Сразу же заметим: сомелье может только рекомендовать, но ни в коем случае не навязывать напитки, по­скольку у гостей могут быть собственные вкусовые предпочте­ния, основанные на устойчивых привычках. Он должен угадывать настроение своих гостей, определять их социальный статус и происхождение. Выяснив пожелания гостя, сомелье в течение 2...3 мин должен определить, какой именно набор напитков сле­дует предложить к заказанным блюдам. Малейшая заминка может произвести негативное впечатление на гостя.

Профессию сомелье не случайно сравнивают с ремеслом акте­ра, причем это сходство проявляется не только в артистизме и изяществе манер, крайне необходимых при сервировке. Истинный сомелье должен каждый раз рекомендовать неизменный набор на­питков с той же новизной эмоций, как это делает хороший актер во время очередного спектакля.

В западноевропейских ресторанах сомелье предлагает гостям вина престижных марок на розлив в бокалах в дополнение к основной марке. Продажа вина по бокалам {be glas) значительно расширяет прибыль заведений с европейской кухней, особенно французской и итальянской, где кулинарные традиции предполагают сопро­вождение вином практически любой части трапезы. В таких заведе­ниях всегда есть специальная карта вин на розлив.

Сомелье, предлагая вина по бокалам, тем самым стимулирует пробовать различные марки. Благодаря этому возрастает и потреб­ление вина по бутылкам, потому что знакомое вино гость зака­зывает охотнее. В розлив особенно хорошо продаются шампанское высокой ценовой категории (Ruinart Brut) и игристые вина (Cremant de Bourgogne). Сомелье, предлагая вина по бокалам, учитывает и чисто психологический момент. В рестораны посетители приходят часто в одиночку. Один человек не в состоянии выпить бутылку вина, а бокал заказывает охотнее. Дело в том, что покупка целой бутылки чаще всего предполагает, что потребитель одновременно заказывает и ужин. Днем же посетители хотят только перекусить, а бокал вина за обедом становится нормой как на Западе, так и в России.

В большинстве случаев сомелье предлагают на розлив вина сред­него качества, так как боятся, что более дорогое вино не будет продано и пропадет. Поэтому дорогие вина продаются исключи­тельно в бутылках: нет гарантии, что завтра из уже открытой бу­тылки дорогого вина удастся продать еще несколько бокалов. По­тери в этом случае будут велики.

В ресторане с европейской, итальянской и французской кухней сомелье предлагают гостям карту по бокалам, в которую включены по три марки красного вина, белого и розового. Если же продается 8...9 видов красного вина, столько же белого и 3...4 вида розово­го, то необходимо предварительно рассчитать, сколько посетите­лей в среднем пьют вино, учитывая день недели, время суток и популярность (скорость продажи) определенного сорта. Как пока­зывает опыт, самые ходовые дни — вторник, четверг и пятница, так как в середине рабочей недели вино бутылками пьют нечасто. В будни многие посетители приходят в ресторан, например, на деловой обед и не собираются пить много.

Гости чаще всего заказывают сухие вина, поскольку это клас­сика, к тому же они популярнее полусладких, так как хорошо сочетаются с различными блюдами. Продажи вин по бокалам в ре­сторанах увеличиваются соответственно числу посетителей: в по­недельник — наименьшее число, а к четвергу и пятнице — наи­большее. Сомелье, принимая во внимание это обстоятельство, де­лает расчет количества бокалов, предназначенных для продажи вин в зале.

Сомелье периодически вносит в ресторанную винную карту необходимые изменения, в том числе и продажу вин по бокалам. В частности, винную карту можно разнообразить за счет включе­ния новых марок вин, которые нуждаются в особом продвиже­нии, а также тех, что «застоялись» в продаже. Причиной такой задержки сомелье вполне резонно считают тот факт, что гости никогда не пробовали этих марок вин, и если дать им такую воз­можность, то они начнут заказывать и вина в бутылках.

Для продвижения вин в своем ресторане сомелье должен обла­дать следующими сведениями:

· о происхождении вин;

· об их вкусовых свойствах;

· об особенностях подачи;

· об отличиях одного сорта от другого;

· о сочетаемости с различными блюдами.