Уточнение информационных потребностей

Функции и структура эскиза проекта

Проект исследования

Большинство эмпирических исследований в настоящее время характеризуются двумя особенностями: фактором «неожиданности» и фактором «заказчика».

«Неожиданность» определяется как тем, что к профессиональному социологу могут обратиться с предложением (потенциальным заказом) о проведении исследования по проблеме, которой он раньше не занимался,

Фактор «заказчика» определяется особенностями взаимодействия с людьми, которые, сами не являясь исследователями, редко бывают осведомлены как о возможностях, так и о границах возможностей эмпирического социального исследования. От правильной стратегии и тактики поведения социолога-исполнителя на начальном этапе сотрудничества зависит основной конечный успех работы.

1. Первым этапом в разработке проекта исследования является работа с эскизом проекта.

Эскиз проекта исследования — это перечень пунктов (вопросов), которые необходимо уточнить до начала работы. Именно на основании работы с эскизом готовится проект и, в конечном итоге, принимается решение о том, целесообразно ли проводить данное эмпирическое исследование.

Составление эскиза позволяет:

1) уточнить предмет исследования;

2) определить реальную стоимость затрат и ресурсов;

3) согласовать вопросы, которые нередко становятся предметом спора или конфликта по окончании исследования.

Работа с эскизом исследования позволяет избежать «эффекта отсутствия результата».

Структура Эскиза проекта.

1. Информационные потребности.

2. Программа исследования.

3. Генеральная совокупность и выборка.

4. Инструментарий (анкета, опросный лист).

5. Сбор информации.

6. Обработка и анализ данных.

7. Отчет (оформление результатов исследования).

8. Потребности и ресурсы.

9. График и смета.

10. Общая стоимость исследования.

Последовательность уточнения пунктов эскиза условна.

В академической социологии этот элемент называется «определение проблемы, предмета и цели исследования» и в своем разрешении должен дать ответ на вопросы: 1) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится эмпирическое исследование?

Восприятие проблемы часто выглядит примерно так: «Переход к рыночной экономике — это проблема», «Преступность среди молодежи — это проблема», «Обострение межнациональных отношений — это проблема».Однако формулировка, определяющая то, в чем, собственно, заключается проблема, — представляет собой сложную творческую задачу, далеко не всем посильно разрешение этой задачи. Однако в проведении многих эмпирических исследований вполне допустимо ее упрощение.

Таким образом, информационный запрос представляет собой вопросы, написанные в произвольной форме, требующие ответа в результате эмпирического социологического исследования.

В процессе формулировки вопросов особое внимание должно быть уделено их конкретизации. Например, на первый взгляд, достаточно конкретным представляется следующий информационный запрос: «Получить в результате исследования конкретные рекомендации, как должен поступать руководитель в случае конфликта с подчиненным». Но для социолога подобный информационный запрос не является конкретным. Здесь необходимо уточнить, какого рода конфликты интересуют заказчика (деловые, межличностные, этические и т.д.) — уточнение сфер, предмета или причин конфликтов. Также необходимо уточнить, какой результат разрешения конфликтов волнует заказчика в первую очередь.

Информационный запрос переформулируется таким образом: «Как должен поступать руководитель в случае конфликтов с подчиненными, чтобы добиться... а) уважения подчиненных; б) улучшения производственных показателей; в) уменьшения текучести кадров; г) улучшения социально-психологического климата в коллективе и т.п.

Обычно на просьбу социолога уточнить, какие из вопросов интересуют прежде всего, следует первая реакция заказчика: интересует все! Однако расширение круга вопросов повышает стоимость исследования (за счет увеличения объема анкеты, времени обработки и анализа материала) Поэтому желательно установить приоритетность различных аспектов проблемы.

Для социолога, планирующего авторское исследование, такой перечень вопросов (даже при наличии сформулированной темы и проблемы исследования) является контрольным регистром на всех этапах работы: контроль конкретности и осознанности проблемы, определение генеральной совокупности, контроль адекватности подготовленного инструментария поставленным задачам (на все ли поставленные вопросы позволит ответить составленная анкета), выбор методов статистического анализа собранного материала, содержание отчета.