Уточнение информационных потребностей
Функции и структура эскиза проекта
Проект исследования
Большинство эмпирических исследований в настоящее время характеризуются двумя особенностями: фактором «неожиданности» и фактором «заказчика».
«Неожиданность» определяется как тем, что к профессиональному социологу могут обратиться с предложением (потенциальным заказом) о проведении исследования по проблеме, которой он раньше не занимался,
Фактор «заказчика» определяется особенностями взаимодействия с людьми, которые, сами не являясь исследователями, редко бывают осведомлены как о возможностях, так и о границах возможностей эмпирического социального исследования. От правильной стратегии и тактики поведения социолога-исполнителя на начальном этапе сотрудничества зависит основной конечный успех работы.
1. Первым этапом в разработке проекта исследования является работа с эскизом проекта.
Эскиз проекта исследования — это перечень пунктов (вопросов), которые необходимо уточнить до начала работы. Именно на основании работы с эскизом готовится проект и, в конечном итоге, принимается решение о том, целесообразно ли проводить данное эмпирическое исследование.
Составление эскиза позволяет:
1) уточнить предмет исследования;
2) определить реальную стоимость затрат и ресурсов;
3) согласовать вопросы, которые нередко становятся предметом спора или конфликта по окончании исследования.
Работа с эскизом исследования позволяет избежать «эффекта отсутствия результата».
Структура Эскиза проекта.
1. Информационные потребности.
2. Программа исследования.
3. Генеральная совокупность и выборка.
4. Инструментарий (анкета, опросный лист).
5. Сбор информации.
6. Обработка и анализ данных.
7. Отчет (оформление результатов исследования).
8. Потребности и ресурсы.
9. График и смета.
10. Общая стоимость исследования.
Последовательность уточнения пунктов эскиза условна.
В академической социологии этот элемент называется «определение проблемы, предмета и цели исследования» и в своем разрешении должен дать ответ на вопросы: 1) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится эмпирическое исследование?
Восприятие проблемы часто выглядит примерно так: «Переход к рыночной экономике — это проблема», «Преступность среди молодежи — это проблема», «Обострение межнациональных отношений — это проблема».Однако формулировка, определяющая то, в чем, собственно, заключается проблема, — представляет собой сложную творческую задачу, далеко не всем посильно разрешение этой задачи. Однако в проведении многих эмпирических исследований вполне допустимо ее упрощение.
Таким образом, информационный запрос представляет собой вопросы, написанные в произвольной форме, требующие ответа в результате эмпирического социологического исследования.
В процессе формулировки вопросов особое внимание должно быть уделено их конкретизации. Например, на первый взгляд, достаточно конкретным представляется следующий информационный запрос: «Получить в результате исследования конкретные рекомендации, как должен поступать руководитель в случае конфликта с подчиненным». Но для социолога подобный информационный запрос не является конкретным. Здесь необходимо уточнить, какого рода конфликты интересуют заказчика (деловые, межличностные, этические и т.д.) — уточнение сфер, предмета или причин конфликтов. Также необходимо уточнить, какой результат разрешения конфликтов волнует заказчика в первую очередь.
Информационный запрос переформулируется таким образом: «Как должен поступать руководитель в случае конфликтов с подчиненными, чтобы добиться... а) уважения подчиненных; б) улучшения производственных показателей; в) уменьшения текучести кадров; г) улучшения социально-психологического климата в коллективе и т.п.
Обычно на просьбу социолога уточнить, какие из вопросов интересуют прежде всего, следует первая реакция заказчика: интересует все! Однако расширение круга вопросов повышает стоимость исследования (за счет увеличения объема анкеты, времени обработки и анализа материала) Поэтому желательно установить приоритетность различных аспектов проблемы.
Для социолога, планирующего авторское исследование, такой перечень вопросов (даже при наличии сформулированной темы и проблемы исследования) является контрольным регистром на всех этапах работы: контроль конкретности и осознанности проблемы, определение генеральной совокупности, контроль адекватности подготовленного инструментария поставленным задачам (на все ли поставленные вопросы позволит ответить составленная анкета), выбор методов статистического анализа собранного материала, содержание отчета.