Компоненты установок и факторы, их порождающие.
Природа и основные характеристики установок.
Изменение установок.
Функции установок.
Компоненты установок и факторы, их порождающие.
Природа и основные характеристики установок.
Лекция 6. Установки.
Как личность, так и установки включают сложные когнитивные процессы. Различие заключается в том, что личность обычно воспринимается в целом, в то время как установки являются составляющими личности.
Термин «установки» зачастую используется для описания людей и объяснения их поведения. Например: «У него неправильные установки» или «Мне нравятся ее установки», «Наши рабочие производят изделия низкого качества, потому что небрежно относятся к работе». Более точно установку можно определить как постоянную тенденцию чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-то предмету. Например, Иван не любит работать в ночную смену. У него отрицательная установка к этой работе.
Установки могут быть охарактеризованы с трех позиций. Во-первых, они существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить. Например, если Ивана переведут в дневную смену, его установка в отношении работы может стать положительной. Во-вторых, установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных. В настоящий момент установка Ивана является умеренно неблагоприятной. Если его переведут в дневную смену, она может стать очень благоприятной. В-третьих, установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может испытывать некоторые чувства (иногда говорят об «аффекте») или иметь некоторые убеждения. В случае Ивана — это время рабочей смены. Рассмотрим параметры установок, включая их основные компоненты, порождающие их факторы, функции и основные методы изменения.
Установки могут быть разделены на три основных компонента: эмоциональный, информационный и поведенческий. Эмоциональный компонент включает чувства людей, или аффект — положительный, нейтральный или отрицательный — относительно объекта. Так, эмоциям наибольшее внимание уделяется в литературе по организационному поведению в связи с удовлетворенностью трудом. Кроме того, выражение эмоций — либо положительных, которые вызывает, например, работник сервисной службы, либо отрицательных, которые вызывает сборщик арендной платы или полицейский, либо нейтральных, вызываемых работником учебной части или государственным служащим, — представляется очень важным в поведении на рабочем месте.
Информационный компонент включает в себя убеждения или информацию, которые имеет индивидуум относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной. Мастер может считать, что необходимо двухнедельное обучение для того, чтобы пользоваться каким-то видом оборудования. На самом же деле среднестатистический рабочий может научиться управлять этим оборудованием после четырех дней обучения. Тем не менее информация, которой рас полагает мастер (о необходимости двухнедельного обучения), лежит в основе его установки в отношении обучения.
Поведенческий компонент определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Например, мастер может предписывать двухнедельное обучение каждому из новопришедших на работу.
Важно запомнить, что из трех компонентов установок непосредственно можно наблюдать только поведенческий. Невозможно увидеть чувства других людей (эмоциональный компонент) или убеждения (информационный компонент). Мы можем всего лишь сделать заключения относительно этих двух компонентов. Например, когда мастер предписывает новому рабочему двухнедельный курс обучения работе на новом оборудовании, мы можем сделать заключение о том, что: 1) мастер имеет твердое убеждение относительно того периода, который необходим для обучения; 2) он уверен, что этот период необходим для обучения. При изучении организационного поведения не обходимо понимать факторы, порождающие установки в отношении работы.