Исторические предпосылки.
PR возник как обособленная сфера социальной деятельности в США на рубеже 17-18
Общественные предпосылки.
§ - формирование рыночного общества привело к усложнен. жизни и соц. условий;
§ - потребность в институте СО, кот формируется только в сложно организованных соц. системах.
2) Политико-правовые предпосылки.
§ - демократия;
§ - закрепление и расширение прав человека и гражданина;
§ - введение всеобщего избирательного права;
§ - формирование профсоюзов, гражданских институтов и др.
§ - широкое и свободное развитие независимых СМИ;
§ - особые отношения между институциональными игроками политической сферы.
3) Социально-экономические предпосылки.
§ - Развитие конкуренции;
§ - Массовизация производства и спроса, формирование «массового потребителя»;
§ - Предложение на товары и услуги выше спроса
§ - необходимость доверительных отношений между предпринимателем и работником
§ - потребность в совершенствовании управления;
§ - усложнение стейкхолдеров, повышение запросов на расширение рынка за счет взаимодействия с этими группами стейкхолдеров;
§ - появление профсоюзов;
§ -формирование «третьего сектора»-защитники прав потребителей, природы и др.
3. История возникновения PR в США: 17-18 век
1) 1636 – Сбор благотворительных средств для новых учебных заведений.
В ходе американского революционного движения происходила постоянная апелляция к общественному мнению. У революционеров (Гамильтон, Джефферсон, Адамс, Франклин, Пейдж) стояла задача привлечь к своей деятельности как можно больше сторонников среди колонистов, а также убедить европейской общественное мнение в том, что Европе выгодно отделение Америки от Великобритании.
Здесь и формировались и оттачивались инструменты PR. Революционеры не пропускали ни одного повода, способного собрать аудиторию.
2) 5 марта 1770 – Бостонская бойня (разгон демонстрации). Создание искусственных событий , + Создание организаций, способных организовать информ. компанию, создающую имидж.
3) 1773 – «Бостонское чаепитие» – Первый в истории пример политического PR-события, знак протеста против беспошлинного ввоза англ. чая в Сев. Америку. Задача – привлечь все американские колонии
4) В ходе борьбы за независимость целенаправленно использовались всевозможные коммуникационные средства для влияния на общественное мнение: публикации статей, убеждение, агитация
5) 1807 году, термин PR - Томас Джефферсон в «7обращении к конгрессу США.»
ü Именно в США зародилось представление об этике и праве в PR.
ü Липсет (политолог) в новых политических стратегиях постоянно апеллировал к общественному мнению, разработал манифест о функциях политического PR
27. PR в США: 19 век – начало 20 века.
· 1829 г – Первый пресс-агент – Эмос Кендалл. Агент президента Эндрю Джексона. Э.Джексон был выходцем из народа, он вынужден был прибегнуть к услугам неофициального пресс-секретаря президента. Благодаря публичной деятельности Кендалла Джексон не только победил на президентских выборах, но и успешно работал на посту президента.
· В первой четверти 19 в.- пресс-посредничество - специалисты , кот занимались обеспечением благоприятных публикаций в прессе для бродячих цирков и театральных трупп. Ф. Т. Барнум - пресс-посредник, руководитель передвижного цирка. Стратегия его PR-акций основывалась на «одурачивании публики».
· В 1ой пол 19 в - . в США сложились все условия для профессиональной деятельности в сфере PR. В основном она выражалась в форме пресс-посредничества, паблисити и рекламы, которой занимались пресс-агенты.
· 2ая полов 19 – нач 20 - Юридическое оформление профессии PR- специалиста , когда во многие фирмы и организации вводится должность пресс-агента, + открываются специализированные самостоятельные фирмы по оказанию PR-услуг.
· 1899 г. - Иельский университет учредил свое бюро PR.
· В 1900 г. Г. Бостон - первая самостоятельная фирма «Паблисити-бюро», возглавляемая ее создателем Дж. Михаэлсом, (популярность с 1906 – отпор санкциям на жд транспорте, Рузвельт. После этого жд создали свой отдел PR)
· Начало 20 века – Эра информирования
Цель – распространение информации и правдивость.
Односторонняя коммуникация
Практикуется : правительство, некоммерческие организации, бизнес.
· Айви Ли – открыл свою PR-фирму (3-я по счету в Америке и мире).
1907 г. - «Декларация о принципах»: честность и открытость. Айви Ли – советник Рокфеллера.
.28. PR в США: ХХ-начало XXI века
Ø Начиная с 30-х гг. 20 в - в США существенно укрепляются позиции PR как корпоративной функции управления общественным мнением. Великая депрессия
Ø В крупных компаниях – AT&T (Артур Пейдж), General Motors и др. – вводятся должности вице-президентов по коммуникациям или паблик рилейшнз.
Серед 20 века – Эра убеждения
Цель : Влияние на общественное мнение и поведение
Двусторонняя коммуникация
Практикуется : в конкурентно-ориентированном бизнесе
Включение курсов PR в учебные планы университетов , начало целенаправленной подготовки специалистов в этой области.
Ø 1918 г - Впервые курс PR был включен в учебный план Университета штата Иллинойс
(в 1922 г. такой курс был введен уже в Нью-Йоркском университете. Особый размах данный процесс получил в 30-40-е гг. прошлого столетия. В 1949 г. уже 100 колледжей и универов США - курсы PR )
Ø Аналогичные процессы, происходят в Англии, Франции, Германии и других странах.
Ø 30-40-е гг. 20 века - Итог развития PR в США как самостоятельного вида профессиональной деятельности - создание первых профессиональных PR-организаций
Ø Появление PR-практики государства: Вторая Мировая Война – Комитет Крилла
Конец 20 века – Эра влияния
Цель : Взаимопонимание и решение конфликтов
Двусторонняя
Период «разгребания грязи и жареных фактов»
Практикуется : в регулируемом бизнесе, правительстве, некоммерческих организациях
Существенным моментом в институционализации профессии специалиста по паблик рилейшнз явилось создание кодексов профессионального поведения PR-специалистов.
Ø 1961 «Кодекс профессионального поведения и этики». в Венеции
Ø В мае 1965 г. Афинский кодекс.
Ø 16 апреля 1978 г. Лиссабонский кодекс
Сегодня:
· Глокализация – глобальная информация зависит от локальных инфоповодов
· Интеграция маркетинговых коммуникаций
· Превращение PR в функцию управления
· Формировании web 2.0 - общества интеракции
29. Международные организации в сфере PR.