Проведение отоскопии

Исследование слухового анализатора

Исследование слуха начинают со сбора анамнеза, за­тем проводят наружный осмотр и пальпацию, отоскопию и функциональные исследования уха. Осмотр уха следует проводить после обследования носа и глотки.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на следующие жалобы:

- боли в ушах, локализацию и характер;

- наличие отделяемого, корочек, мокнутья;

- зуд в наружном слуховом проходе;

- «заложенность» ушей, снижение слуха, глухоту;

- шум в ушах, ощущение переливающейся жидкости и т.д.;

- ухудшении общего состояния, головную боль, повы­
шение температуры.

Необходимо уточнить длительность настоящего забо­левания, состояние полости носа и носоглотки.

Цель исследования: определение состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

Необходимое оснащение: источник света, лобный реф­лектор, ушная воронка (отокоп),ушной зонд, вата, вазе­линовое масло.

Проведению отоскопии предшествует осмотр ушной раковоны, осмотр и пальпация заушной области. Затем следует выпрямить наружный слуховой проход, для чего оттянуть ушную раковину у взрослых назад и кверху, у грудных детей — назад и книзу. Необходимо оценить состо­яние кожи наружного слухового прохода, обратить внимание на его содержимое (сера, гнойное отделяемое, ино­родное тело). При осмотре барабанной перепонки оценить ее положение и цвет, выявить опознавательные призна­ки: рукоятку молоточка, наружный отросток, световой конус, переднюю и заднюю складку.

Исследование слуховой функциипроизводится с по­мощью шепотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шопотной и разговор­ной речью не представляет сложности для персонала и пациента и может быть использовано средним медицинс­ким работником для получения представления о состоя­нии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия:

- помещение должно быть звукоизолирующим;

- необходимо соблюдать полную тишину;

- длина комнаты должна быть не менее 6 метров.

В норме человек слышит шепотную речь на расстоя­нии 6 метров, разговорную — на 20 метров. Проверку про­изводят с помощью набора слов из специальной таблицы Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т.д. На практике иногда используют двойные числительные, содержащие низкие звуки. Произносить слова шепотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают иссле­дование со здорового или лучше слышащего уха на рас­стоянии 6 метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, необходимо стать рядом с обсле­дуемым, постепенно увеличивая расстояние.

Методику выполнения процедуры см. в «Практикуме* 3.1.4.