Фрагмент статьи Полякова Е.Н., Дробилиной Ю.А. Дейнократ – придворный зодчий Александра Македонского // Вестник ТГАСУ, 2007, № 2 – С. 5-17

 

«…Как известно, первый вариант храма сильно пострадал от пожара. Добычей огня стали деревянные конструкции покрытия. Треснули каменные балки перекрытий и колонны, остатки которых в дальнейшем пришлось демонтировать и продать. Под рухнувшими колоннами и мраморными статуями, превратившимися в известь, между расплавленными сосудами и потрескавшимися стенами эфесцы обнаружили почти не поврежденную статую Артемиды. Они восприняли это как чудо, как повеление богини поставить здесь новый храм, еще более великолепный.

В 333 году до н. э. армия Александра Македонского подошла к Эфесу. Посетив развалины храма Артемиды, где уже началась расчистка пепелища, царь предложил оплатить все расходы по восстановлению. Свое предложение он мотивировал тем, что косвенно виноват в случившемся несчастье, – ведь Артемисион сгорел в канун его рождения (356 г. до н. э.)! Согласно античной легенде, Артемида улетала помогать при родах матери будущего завоевателя, Олимпиаде, и не имела возможности защитить свой храм. Злые языки утверждали потом, что в виде компенсации македонский царь потребовал, чтобы по окончании работ в храме была помещена табличка с его именем в роли донатора («дарителя»). Требование, в общем, справедливое, хотя вряд ли будущий владыка Азии стал бы настаивать на подобной мелочи. Эфесцы отклонили денежную помощь: «Жители Эфеса восстановили храм, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма…» (Страбон, Книга XIV, I, 22) [2, c. 599]. В этом можно усомниться. У крупного торгового города, имевшего морской порт и собственный монетный двор, средств на строительные работы было более чем достаточно. Скорее всего, у горожан Эфеса живы еще были воспоминания о передаче их города персам по Царскому договору (387 г. до н. э.). Будущее пока казалось неопределенным, связывать себя какими-либо обязательствами с воинственным юнцом было, по крайней мере, неразумно. Поэтому историки вложили в уста эфесцев вежливый, но гордый ответ: «Не подобает богу воздвигать храмы другим богам» [Там же]. Едва ли этот факт достоверен, поскольку божественные почести Александр Македонский стал принимать лишь через год, после завоевания Египта и посещения храма бога Амона в оазисе Сива (332 г. до н. э.). Легенда же гласит, что польщенный такими словами, македонский царь покинул Эфес, оставив Дейнократа в качестве консультанта. Впрочем, в этой должности Дейнократ оставался недолго. Уже через год, в 332 году до н. э. мы встречаем его на закладке Александрии Египетской. Не исключено также, что его таланты пригодились царю гораздо раньше. Например, при осаде финикийского города Тира (следует напомнить, что античные архитекторы нередко занимались строительством осадных орудий и машин).

 

 

Рис. 3.63. Второй вариант храма Артемиды в Эфесе (зодчий Дейнократ). Реконструкция

 

Чем же занимался Дейнократ в Эфесе? По мнению Войтеха Замаровского, «Дейнократ ограничился тем, что скопировал первоначальный проект, считая, что в нем нечего улучшать, и таким образом «воскресил величественное великолепие храма в его первозданной красоте» [5, C. 209]. Мы согласны с этим утверждением, но только отчасти. Вряд ли у македонского зодчего было время для полного «воскрешения» Артемисиона. Дело в том, что строительство «жилищ богов» (храмов) в те времена велось без особой спешки. Как известно, первый вариант Артемисиона возводило несколько поколений зодчих в течение 120 лет. Сомнительно, что второй, еще более крупный, храм восстанавливался более быстрыми темпами, даже с применением более совершенных монтажных приспособлений (рис. 3.63)!

Более вероятно, что царский зодчий до своего отъезда успел разработать оригинальный проект реконструкции будущего храма и смонтировал его фундамент, не похожий на прежний. Какие новации предложил Дейнократ?

Во-первых, он увеличил габариты и общий вес ступенчатого основания. Стилобат, построенный Херсифроном, стал выше на два метра.

По периметру старый фундамент был окружен дополнительной террасой пятиметровой ширины, сложенной из циклопических каменных блоков. Получились две ступенчатые террасы. Снаружи террасы были облицованы мраморными плитами-ортостатами (опыт Асси рии, Древнего Ирана). То есть длина и ширина основания храма увеличились на десять метров. В результате площадь опорной террасы расширилась до 125×65 метров (против прежних 110×55 м). На обе террасы можно было подняться по десяти ступеням, по пять в каждой. Чем руководствовался зодчий, сооружая столь колоссальный цоколь? Видимо, он учел здесь опыт стран Древнего Востока (Египет, страны Двуречья, Иран). Сверхтяжелый, подобный скале, и, одновременно с этим, сравнительно пологий фундамент мог эффективнее сопротивляться колебаниям почвы. При этом храм визуально как бы возносился над окружающими постройками, облепившими его за минувшее столетие (рис. 3.64).

 

 

Рис. 3.64. Фрагмент колоннады. Двойной пьедестал

 

То есть ионический диптер, поставленный на более высокую двойную платформу, становился более величественным, монументальным. Нелишняя деталь для «жилища» богини-покровительницы города!

 

 

Рис. 3.65. Храм Артемиды в Эфесе. Общий вид, план (реконструкция).

 

Оригинально была решена колоннада. Внешний ряд колонн стоял на более низкой внешней террасе, пристроенной Дейнократом, внутренний – на более высокой внутренней террасе. При этом высота колонн на обеих террасах оставалась равной – 18 метров (в лучших традициях древнеиранской, а потом и римской архитектуры!). Перепад высот нивелировался за счет того, что пьедесталы внешнего ряда колонн были двойными. Их высота равнялась сумме высот внутренней террасы и пьедесталов внутренних колонн. При этом цоколи колонн внешнего ряда были расчленены на две части узкими поясами и образовывали как бы два регистра. Тематика барельефов в верхней и нижней половинах цоколя дополняла друг друга (рис. 3.65).

В своем проекте Дейнократ решил сохранить планировочную структуру прежнего храма. Это по-прежнему был ионический диптер, окруженный двойной колоннадой. Число колонн также было сохранено – 127. Пьедесталы тридцати шести из них, установленных на западном и восточном фасадах, были украшены барельефами в рост человека, повествующими о подвигах греческих богов и героев.

Все дальнейшие работы, скорее всего, велись уже без Дейнократа. Преемники его также оказались на высоте. Ими была усовершенствована конструкция покрытия, учитывающая инженерные достижений афинской школы, – второй вариант храма имел уже не деревянную, а массивную каменную кровлю, чтобы какой-нибудь безумец, вроде Герострата, не смог снова её поджечь. Вместо глиняной черепицы была настелена мраморная. Изнутри храм был облицован мраморными плитами, более устойчивыми к высоким температурам.

В святилище вновь была установлена 15-метровая статуя многогрудой Артемиды Эфесской, чудом уцелевшая при пожаре. Её облицевали золотыми пластинами и драгоценными камнями. В художественном оформлении возрожденного храма приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. Рельефы для алтаря выполнил знаменитый ОСский скульптор Пракситель, пьедестал на одной из колонн – не менее знаменитый Скопас: «Благодаря пышности и обилию декора, масштабу колоннад, Артемисий был ближе к грандиозным египетским храмам и ападанам Персии, нежели к греческим храмам – ОСтупным, жизнерадостным, соразмерным своим создателям и посетителям. Строгость сменилась здесь пышностью и даже некоторой перегрузкой форм, и Артемисий стал блестящим памятником нового эллинистического искусства…» [6].

Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру (Ойкумене). Неудивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал третьим «чудом света»…».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света: Книга для чтения. – Л.: Просвещение, 1960 – 143 с.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. – Л.: ОГИЗ, 1936 – 341 с.

3. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964 – 941 с.

4. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940 – 519 с.

5. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света: Пер. со словацкого – М.: Иностранная литература, 1980 – 367 с.

6. Козина Т.Н. Некоторые вопросы градостроительства эллинизма. // Вопросы всеобщей истории архитектуры, Сб.1: Под ред. Н.П. Былинкина. – М.: Госиздат, 1961 – С. 36-37.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

 

1.«Прекрасен этот день! Священная триера, которую афиняне посылают за богиней Афиной, выходит из городских ворот и движется посуху на колесах. Триера едет неторопливо и величаво через Дром – улицу в квартале Керамик – между портиками, где бойко торгуют афиняне и чужестранцы, к храму Паллады. Корабль наполняют жрецы и жрицы. Местная знать в золотых венках, все остальные – в венках из цветов. Люди следуют за триерой, везущей новое покрывало богини, вытканное красивейшими девушками Афин. Священный хор афинских граждан поет кеосскую песню Симонида. Под ней отвязывают причальный канат, все призывают ветер сопутствовать священному кораблю. И ветер, вняв общим молениям, начинает мощно дуть в корму, подгоняя корабль. Аттические флейты звучат вслед священной триере, и звуки, как ветер, сопутствуют ее быстрому бегу. Веспер (Венера), единственный среди звезд, показывается тогда вместе с солнцем среди света дня, зажигает над кораблем свое дивное пламя. «О, – восклицают тогда собравшиеся, – прекрасный светоч! Ты возвещаешь нам будущие счастливые дни!....» [Лесков В.А. Спартак / Послесловие В.И. Кузищина. – 2-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1987 – С. 12-13].

О каком празднике говорится здесь? В каком из афинских памятников архитектуры он был увековечен?

 

2.Интересно отметить, что ни одна из колонн Парфенона не поставлена перпендикулярно и ни одна из них не стоит строго параллельно в отношении соседних колонн. Наклон каждой колонны невелик (от 6,5 до 8,3 см) и меняется в зависимости от места, занимаемого колонной в колоннаде, и от того, в какой колоннаде она установлена. С какой целью это было сделано?

 

3. «Пелопонесский город Карии заключил против Греции союз с неприятелями – персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство; при этом не позволили им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин, не только для того, чтобы провести их один раз в гриумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступления своих сограждан…» (Витрувий, I, 1,5) .

Так что же такого обидного для карийцев придумали греческие зодчие? В каком храме они впервые показали народу свое изобретение? В чем Вы видите достоинства таких поселений с точки зрения фортификации?

 

4. Начиная с XII века, на Руси издавались специальные сборники, в которых оговаривались основные принципы градостроительства. В этих законах уделялось огромное внимание красоте города и удобству проживания в нем каждого человека, независимо от его рода и звания. «Дома должны были ставиться так, чтобы не мешать соседу, не закрывать вид на природу. Между домами обязательно оставляли «прозоры» – свободные пространства, открывающие привлекательные архитектурные и природные пейзажи. Поэтому и предстают перед нами древнерусские города законченными архитектурными ансамблями, манящими и радующими наши сердца…» (Ополовников А.В.).

А как с этим делом обстояло в античном градостроительстве? Можно ли греков считать нашими духовными предшественниками?

 

5. «Известно также большое достижение греков – создание «армированного мрамора», обеспечивавшего прочность и долговечность, а следовательно, и экономическую эффективность конструкций. Впервые такую конструкцию в Греции применил Мнесикл в V в. до н. э. В Пропилеях Акрополя потребовалось перекрыть мраморными балками пролеты до 6 м. В Парфеноне, строительство которого было завершено в том же веке, пролет балок не превышал 2,5 м. Мнесикл замуровал в специальных канавках архитравных балок железные стержни. Несмотря на дополнительные трудовые затраты при армировании балок, 6-метровые перекрытия значительно экономичнее, чем 2,5-метровые (по нашим расчетам, в 1,5-2 раза)…» [Черняк В.З. Уроки старых мастеров. – М.: Стройиздат, 1989. – С. 48].

«Пролеты антаблемента достигали в постройках V-IV вв. до н.э. довольно значительных размеров. Так, во II храме Геры в Посейдонии пролеты (в осях) равнялись 4,3 – 4,48 м, в Парфеноне – от 3,7 до 4,32 м; средний пролет Пропилеев Афинского акрополя был равен 5,43 м…» [ВИА, в 12-ти тт., Т. 2. Архитектура античного мира (Древняя Греция и Рим). – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1973. – С. 141-142].

Применялось ли армирование конструкций в строительной практике других народов? Как выглядела древнейшая арматура?

 

6. «Сократ. Поэтому-то видно, за деньги продавать какие-либо другие советы, например, касательно строительства и иных искусств, нисколько не постыдно…» (Платон, Горгий, 520d).

«Сократ. Так ли ты разумеешь это, как бывает в строительном деле? Там отличного плотника можно нанять за пять или шесть мин; а архитектора не наймешь и за десять тысяч драхм; их немного во всей Элладе…» (Псевдо-Платон, Соперники, 135 bc).

Из надписей Эрехтейона в Афинах:

«Заработная плата: архитектору Архилоху из Агрилы – 36 драхм; младшему писцу Пиргиону из Отрины – 30 драхм…» (Счет 408/407 гг. до н. э.). «Заработная плата: архитектору Архилоху из Агрилы – 37 драхм; младшему писцу Пиргиону из Отрины – 30 драхм 5 оболов…» (счет 408-407 гг. до н. э.):.

Как Вы думаете, хорошо ли жили древнегреческие зодчие? Престижной ли была их профессия?

В качестве дополнительной «информации к размышлению» – еще один пример.

Пропилеи, построенные зодчим Мнесиклом, в древности считались лучшей из построек афинского Акрополя, несмотря на их небольшой размер. Это мнение многими теперь, однако, не разделяется. Больше того, всех поражает то, что на постройку Пропилей была истрачена огромная по тем временам сумма – больше 2000 талантов. Парадные ворота Акрополя оказались намного дороже, чем его главный храм – Парфенон. Хотя размеры Парфенон был значительно крупнее Пропилей.

За счет чего мог получиться столь крупный перерасход строительной сметы? Был ли наказан Мнесикл за перерасход общественных средств?

 

7. Псевдо-Дикеарх, Описание Греции, 1 (250-200 гг. до н. э.): «Дорога [к Афинам] приятна, кругом все ласкает взор. Самый же город – весь безводный, плохо орошен, дурно распланирован по причине древности. Дешевых домов много, удобных мало. При первом взгляде на него приезжим не верится, что это и есть прославленный город афинян…».

Как Вы понимаете выражение «Дурно распланирован по причине древности»?

 

8. Плиний, XXXVI, 5, 4, 4: «Эта статуя – в двадцать шесть локтей (~ 11,7 м) и состоит из слоновой кости и золота; мы возьмем ее щит, где на выпуклости Фидий вычеканил сражение амазонок, а на вогнутой части его – сражения богов и гигантов, на сандалиях же богини – борьбу лапифов и кентавров; до такой степени Фидий пользовался всякой частью произведения, чтобы проявить свое искусство. То, что вычеканено им на постаменте этой статуи, он называл «Рождение Пандоры»; при ее рождении присутствуют боги, числом двадцать; всего удивительней богиня победы. Знатоки удивляются и золотой змее, находящейся под самым копьем, и сфинксу. Это мною сказано только попутно о мастере, которого никогда нельзя достаточно прославить…».

Павсаний, I, 24, 7: «Афина изображена во весь рост, в хитоне, доходящем до самых ног; на груди ее – выпуклое изображение головы медузы из слоновой кости; в одной руке она держит изваяние Ники, величиной приблизительно в четыре локтя, в другой руке – копье. У ног ее – щит, а около копья – змей. Этот змей, по всей вероятности, Эрихтоний…».

Выше были приведены высказывания различных авторов об одной и той же статуе, выполненной скульптором Фидием. Какова судьба этой статуи и как сложилась судьба самого Фидия?

 

9. Витрувий, X, вст., 1-2: «В славном и великом греческом городе Эфесе издавна установлен, как говорят, строгий, но вполне справедливый закон. Именно, архитектор, берущийся за выполнение государственной работы, должен объявить, во что она обойдется. По утверждении сметы должностными лицами в обеспечение издержек берется в залог его имущество до тех пор, пока работа не будет выполнена. Если по окончании ее окажется, что расходы соответствуют объявленным, то его награждают похвальным отзывом и другими знаками почета. Также если перерасходы превысят смету не более чем на четверть ее, то они выплачиваются из государственной казны, и никакого наказания он за то не несет. Но если потребуется издержать свыше этой четверти за работу, то средства на ее окончание берутся из его собственного имущества…».

Справедливо ли жители Эфеса оценивали работу зодчего?

 

10. «Немалую роль в убранстве храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 490 г. до н. э.) играло применение цвета: тения архитрава и карниз были ярко-красными, триглифы – черными и темно-синими, более тонкое сочетание синего с красным отмечало симу и пальметты антефиксов, поле фронтонов позади мраморно-белых скульптур было небесно-синим…» [ВИА, в 12-ти тт., Т. 2. Архитектура античного мира (Древняя Греция и Рим). – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1973. – С. 79].

«Суровость форм храма Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э.) некогда смягчалась праздничной окраской, следы которой обнаружены на некоторых фрагментах (красная – на тении, увенчивающей архитрав, синяя – на мутулах и триглифах); на метопах наружного фриза, лишенного скульптурных украшений, не было обнаружено также и следов покраски – вероятно, они оставались белыми…» [там же, С. 158].

Приведите иные примеры цветового решения античных храмов. Как Вы думаете, нес ли цвет в древнегреческой культовой архитектуре какую-либо смысловую нагрузку?

 

11. Гомеровы гимны, К Деметре, 271-273:

 

«Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме

Целым народом над городом здесь, под высокой стеною,

Чтобы стоял на холме, выдающемся над Каллихором…».

Страбон, XI, 1, 12, p.395: «В городе Элевсине находится храм Деметры Элевсинской и святилище, где совершаются таинства, начало которым положил Иктин; оно может вместить в себе количество зрителей в театре. Это тот самый Иктин, который выстроил Парфенон в Акрополе в честь Афины, причем работами заведовал Перикл…».

Витрувий, VII, вст., 16-17: «В Элевсине огромной величины целлу в дорическом стиле без внешних колонн, для простора при совершении богослужений, закончил до самой крыши Иктин… Впоследствии же… Филон, поставив с фасада перед храмом колонны, обратил его в простиль; так увеличением предхрамия он придал и простор для посвященных, и высшее величие сооружению…».

 

Что еще Вы можете рассказать об этом храме, о его авторах и о самих Элевсинских мистериях?

 

12. «Целла храма (Аполлона в Бассах, 430 г. до н. э.), сильно отступавшая по торцам от наружной колоннады…, располагаясь своей продольной осью по направлению север – юг, состояла (не считая глубоких пронаоса и опистодома) из двух неравных сообщающихся между собой помещений. Эта необычная композиция и ориентация храма, возможно, связаны с тем, что (зодчий) Иктин включил в свою постройку целлу находившегося здесь более древнего маленького храмика. При этом новая целла была пристроена под прямым углом к старому храмику с его северной стороны; его южная продольная стала задней стеной новой целлы, а боковая северная стена, разделявшая обе целлы, была снесена. Поэтому новая целла оказалась вытянутой в направлении с юга на север, где находился главный вход в храм. Вход в старый храмик с восточной стороны также был сохранен...» [ВИА, в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция и Рим) – М.: Стройиздат, 1973 – С. 232-233].

 

Внимательно рассмотрите план храма (рис. 3.49-б). Как Вы думаете, чем мог руководствоваться Иктин, создавая столь оригинальную схему святилища? Подсказка: этот храм был посвящен богу солнца Аполлону (Фебу).


[1] Талант эгинский = 37 кг; староаттический или евбейский = 26,2 кг (в эллинистическую эпоху = 25,9 кг).