Структура и пути формирования гражданского общества

Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В понятии «граждан­ское общество» отражена иная, нежели государство, сфера со­циальной жизни — сфера частногражданской жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество — это сфера социальной жизни, в кото­рой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по от­ношению к государству. В государстве преобладают вертикаль­ные отношения и иерархичные связи, для гражданского общест­ва характерно преобладание горизонтальных связей — отноше­ний конкуренции и солидарности между юридически свобод­ными и равноправными партнерами. Важным условием сущест­вования гражданского общества является наличие правового механизма, который ограждает его от прямого вмешательства со стороны государства.

Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным применить эпитет «гражданское» к догосударственному обще­ству (такой подход вряд ли является продуктивным, т.к. перво­бытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе), другие считают, что тако­вым оно становится, когда появляется государство, третьи свя­зывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразо­ванием характера отношений между властью и населением, ко­гда отношения между властью и подданными трансформирова­лись в отношения между властью и гражданами.

Существуют разные подходы относительно структурных составляющих гражданского общества.

1. Наиболее распространен подход, отождествляющий гра­жданское общество с внегосударственной сферой. В этом случае структура гражданского общества будет включать в себя, во-первых, — экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредован­ные государством политические отношения между партиями и общественными движениями; во-вторых, — социальные инсти­туты: негосударственные предприятия, акционерные общества, семью, церковь, негосударственные СМИ, институты культуры и образования, партии, органы местного общественного само­управления.

2. Из структуры гражданского общества исключатся эконо­мическая сфера.

3. За границу гражданского общества выносятся политиче­ские движения и партии, органы общественного самоуправле­ния, которые объединяются в особую сферу — «политическое общество». Последнее трактуется как посредник между граж­данским обществом и государством.

Формирование гражданского общества тесно связано с раз­витием правового государства. Важнейшими предпосылками о ого взаимосвязанного процесса являются многоукладная ры­ночная экономика (основа независимости граждан от государст­ва); равноправие различных социальных классов и слоев; реаль­ные гарантии прав и свобод; соблюдение гражданами законов; ориентация органов государственной власти на соблюдение кон­ституции. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны «отфильтровать» интересы различных социальных групп и во­плотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов.

Основные понятия: государство, форма правления, монар­хия, абсолютная монархия, дуалистическая монархия, респуб­лика, президентская республика, парламентская республика, импичмент, вето, форма государственного устройства, унитар­ное государство, федерация, конфедерация, правовое государст­во, социальное государство, гражданское общество, политиче­ское общество.