Структура и формы государства

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти. В структуре госу­дарства выделяют три ветви государственной власти: законода­тельную власть (парламент), которая принимает законы и дру­гие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США — Конгресс, в Финляндии — Сейм, в России — Федеральное Соб­рание), исполнительную власть, обеспечивающую исполнение законов и осуществляющую повседневное управление страной (в России — это Правительство Российской Федерации), судеб­ную власть, призванную осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).

Дальнейший анализ государства связан с выделением воз­можных форм государства. Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима (характе­ристика режимов рассматривается в отдельной лекции).

Форма правления государства — это структура высших ор­ганов государственной власти, порядок их образования и рас­пределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.

Монархия (с греч. monarhia — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть осу­ществляется единолично и переходит, как правило, по наследст­ву. На современном этапе существуют государства с такими разновидностями монархической формы правления, как абсо­лютная монархия (Саудовская Аравия, Оман), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко).

При абсолютной монархии в руках монарха сосредотачива­ется вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государст­ва, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.

Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:

а) власть монарха ограничивается конституцией, утвер-
ждаемой парламентом, монарх не вправе изменять конститу-
цию, а его власть номинальна, символична;

б) правительство формируется парламентом из представи-
телей определенных партий, получивших большинство голосов
на выборах в парламент;

в) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутат-
ских мест, становится главой правительства (премьер-министр —
наиболее значимое лицо в политической жизни);

г) правительство отвечает перед парламентом, а не перед
монархом.

В чем смысл сохранения института монархии в этих стра­нах? Это — определенный символ нации, в котором актуализи­руется историческая память народа.

В дуалистической монархии полномочия монарха ограни­чены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятель­ность.

Республика (от лат. res publica — общественное дело) фор­ма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В современных государствах преобла­дают две разновидности республиканской формы правления: парламентская (Германия, Италия, Индия) и президентская рес­публика (США, Аргентина, Мексика).

Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парла­ментского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент — сильный парламент. Президент, так же как монарх, является формальным главой государства, фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Так как парламент назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может его отозвать, то выходит, что он занимает главное место и системе государственных органов и соответственно играет Ведущую роль в политической жизни общества. С другой стороны, президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента (например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр).

Президентская республика. Классическим примером дан­ной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент — сильный парла­мент, что предполагает более последовательное разделение пол­номочий законодательной и исполнительной власти (в ряде Стран Латинской Америки, которые пытались скопировать аме­риканскую модель, утвердились суперпрезидентские республи­ки, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). В руках президента сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Президент одновременно явля­ется главой государства и главой исполнительной власти. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодатель­ные акты (вето — запрет, накладываемый одним органом власти па решения другого, в данном случае — это право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение). Право вето носит относительный характер: пар­ламент должен повторно проголосовать за отвергнутый закон. Чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, на­пример, когда президент обвиняется в преступлениях и в нару­шениях конституции, парламент имеет право на импичмент — право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения к ответственности.

В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва) сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназван­ные «чистые» формы. Их называют полупрезидентскими или смешанными. Президент, являясь главой государства, в то же время влияет на формирование правительства и назначения на ключевые посты. Хотя, как и в парламентской форме, существу­ет премьер-министр, президент обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Пра­вительство несет двойную ответственность — перед президен­том и парламентом.

Форму правления, сложившуюся в современной России, со­временные политологи оценивают как смешанную, указывая на роль президента в формировании правительства и его влияние на принятие решений правительства, на право роспуска нижней палаты парламента — Государственной Думы (последнее пол­номочие в президентской республике у главы государства от­сутствует). Ряд ученых говорят о России как суперпрезидент­ской республике, ссылаясь на объем полномочий, предостав­ленных президенту, и на сложность объявления процедуры им­пичмента.

Форма государственного устройства характеризует терри­ториальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.

Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и кон­федерация.

Унитарное (от лат. unitas — единство) государство (Болга­рия, Венгрия, Великобритания) предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государ­ственной власти и управления, единого гражданства. Местные органы управления не обладают какой-либо политической само­стоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства быва­ют централизованными (Швеция, Дания) и децентрализаванньт-ми (Испания, Франция). Последняя форма предполагает боль­шую автономность крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительство.

Федерация (от лат. federatio — союз, объединение) - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.) Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось «снизу» «вверх» через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство Федеральные конституции (в более редких случаях — договор) устанавливают степень самостоятельности ее субъектов. Отношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая — субъектов федерации, третья — в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза.

Федерация формируется по территориальному (административному) принципу (США, Германия, Бразилия), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия) либо на сочетании двух основ (Россия, Пакистан). История ПОказала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная) федерация. Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Сложное и. подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (об­ласть, край).

Ряд ученых выделяет симметричные и асимметричные фе­дерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая — предполагает в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму) предоставление 01 дельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере международной деятельности и др. К подоб­ным государствам относят Бельгию, Испанию, Россию, Индию, Пакистан, Малайзию.

Конфедерации — союз юридически и политически независи­мых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфе­дерации сохраняют свой государственный суверенитет, граждан­ство и законодательство. Конфедеративное государство неустой­чиво и перерастает либо в федерацию (США в XVIII в., Швейца­рия в XIII в., Германия в XIX в.), либо распадается.